В шестом классе наша учительница русского языка и литературы Клавдия Ивановна Коновалова задавала нам часто писать сочинения. Для меня это была нетрудная работа, я уже много читал и при письме не делал ошибок. Сначала мы писали изложения, а потом с третьей четверти стали писать сочинения. Изложение писать труднее, надо запомнить прочитанное и затем написать так, чтобы все было, как в книжке написано. Но надо записать и свои мысли, что ты об этом думаешь сам. А в сочинении можно проявить свою изобретательность, сообразительность. Мне рассуждать нравилось, можно многое придумать, и все будет правильно. Лишь бы все по делу, успевай записывать свои мысли.
На этот раз я летел домой как на крыльях. Клавдия Ивановна дала задание написать, за что я люблю свою маму. На этот раз я шел домой один. Шел и думал, что я напишу. Удивительно, что я до сих пор никогда не думал о маме. Мама, бабушка - они всегда рядом. О себе ведь не думаешь, какой я. Вот хоть сколько думай, ничего про себя не придумаешь.
Я шел и думал, за что же я маму люблю. Я всех люблю, бабушку, тетю, дядю Петю. За то, что они свои люди. У нас и соседи хорошие, но это соседи. Их можно любить тоже, но это необязательно. У соседей вот есть девочка Маша, мы видимся каждый день, так что же, я ее любить должен? И она меня любить будет? Дудки!
Я знал, что люблю всех своих одинаково. Нельзя же бабушку любить больше чем маму. И маму нельзя любить больше, чем бабушку или тетю Наташу. Вот разве дядю Петю, ее мужа, можно поменьше любить, но с ним я хожу на рыбалку, даже вот недавно в город с ним на машине ездил. Он шофер и взял меня с собой. Мы с ним тогда в городе в столовую ходили, яичницу глазунью ели, он мне газировку покупал. Он сказал, что когда я вырасту, он меня на шофера выучит. Я сам буду далеко в город ездить, или в лес, за сеном или дровами. Шофер – прекрасная профессия.
Придя домой, я сразу открыл тетрадь. Мама была на работе, бабушка пошла в магазин, пошла уже во второй раз. Забыла она что-то купить утром, то ли сахар, то ли мыло. Значит, хлеба свежего принесет. Я остался в доме один.
И тут же принялся за дело, открыл тетрадь и написал как всегда «Домашняя работа». С новой строчки написал тему «Почему я люблю свою маму?» Поставил вопросительный знак. Ниже - «сочинение». И сразу вспомнил, что в заголовках вопросительный и восклицательный знак не надо ставить, лучше этого избегать.
Но если нет вопросительного знака, тогда о чем спрашивать? С вопросительным знаком понятно. За что люблю? На вопрос этот и надо отвечать. И надо написать не меньше двух страниц, иначе то, что написал. нельзя будет считать за сочинение.
Я написал первую строчку, не задумываясь. «Мама у меня хорошая. Я ее люблю очень. Она добрая».
Стал дальше думать, о чем писать, но ничего в голову не приходило. Добавил «И она меня любит». И вдруг понял, что про себя писать не надо, это же о маме, а не обо мне. «Мама ходит на работу», об этом можно написать. А что еще?
В трудных случаях я привык грызть конец ручки. Нас заставляли писать перышком «звездочка» номер пять, и верх деревянной ручки у всех парней в классе был обгрызен. Лохматился, я даже его ножичком поправлял. Стерженек был из кедра, мне об этом дядя Петя сказал, поэтому ручку я берег. Особенно часто приходилось грызть ее на математике, когда решаешь задачу в несколько действий. Сейчас тоже думать пришлось. Я долго кусал круглую окрашенную в желтый цвет палочку, но мысли не приходили. Оказалось, это труднее, чем решить задачу по арифметике.
Решил ждать до вечера, мама с работы придет и поможет. Нет, мама не будет же говорить, что она хорошая. Да ни за что она этого о себе не скажет. Бабушка тоже ничего не скажет, она никогда маму не хвалит, а только плачет, когда мама болеет.
И я решил пойти к Сашке, узнать, что он написал. Закрыл дверь на ключ, положил его на привычное место и помчался к другу.
Я прибежал, когда он сидел за столом и тоже писал сочинение.
- Саша, покажи, чего ты написал.
Он взглянул на меня и спросил ехидно: - Что, списать хочешь? Про мою маму? У тебя своя есть, вот и пиши.
Я рядом сел, он пододвинул мне тетрадь И я прочитал:
"У меня мама хорошая. Она лучше всех. Она меня любит. И я ее люблю. Сама варит суп и моет в доме пол. Кормит нас всех".
- А когда сочинение сдавать? - спросил Сашка .
- Послезавтра.
- Ну, тогда время еще есть. Папа придет, он мне поможет. Он ведь маму любит тоже. На день рождения он ей кофту красивую купил. Шерстяную. Я бы тоже ей кофточку купил, да у меня денег нет.
Помолчали. Он сказал:
- Знаешь что? Давай напишем, как мы ей помогаем!
- Нет, Саша, о себе писать не будем. Это вроде бы мы сами себя хвалим, какие мы хорошие.
Я пришел домой и стал писать дальше.
«Что такое любить маму? Это ее слушаться и ей помогать. Вот соседская девочка Маша моет в доме полы, картошку жарит, а друг Сашка убирает снег во дворе зимой, и дрова с папой пилит. Папа колет их сам, не разрешает Сашке топор брать. И я тоже, как Саша, все делаю. Сашке хорошо, у них колодец от дома близко. И еще, мама всегда спрашивает, какие у меня оценки, и за тройки ругает. Говорит, чтобы учился хорошо.
Вот недавно мама мне рубашку сшила. А летом мне ботинки купили в городе, и дядя Петя мне их привез. Мама немного денег зарабатывает, поэтому телевизора у нас нет. я хожу к Сане кино смотреть, а мама не ходит, говорит, что стыдно у соседей пол топтать».
Все равно, две страницы не получается. И тут я понял, о чем написать надо! Я даже подпрыгнул от счастья! У меня мама лучше всех! Она мне книжки вечером читает. Конечно, я и сам могу их читать. Но мама любит читать мне сказки Андерсена. Есть у нас такая толстая книга сказок, любимая наша книга. Вот когда смотришь телевизор, там многие любимые артисты выступают. А мама у меня тоже могла бы быть артисткой. Я люблю слушать, как она читает мне сказки. У мамы красивый голос. Она не поет, но читает так, что я заслушиваюсь. Раньше она мне сказки на ночь рассказывала, а теперь вот читает. Ей это очень нравится. У нее даже голос становится разный, когда она читает про принцессу или про короля. Я не знаю, почему у нее голос разный становится. Я так не умею. Она говорит, что играла в художественной самодеятельности.
А все-таки почему я люблю свою маму? Люблю и все, что за вопрос. Разве любят за что-то. Любят и все!
Когда Клавдия Ивановна проверил сочинение, она похвалила нас всех. И из моего сочинения прочла всю вторую страницу. Меня спросила, читал ли я маме свое сочинение.
- Нет, Клавдия Ивановна. Мне как-то неловко это читать.
Я тебе пятерку поставила, за содержание. Есть у тебя ошибка. Слово инженер надо правильно писать без ошибки: «У мамы брат на заводе инженером работает». В слове две буквы е, правильно пиши это слово.
- Прочти маме обязательно свое сочинение. Обязательно нужно говорить любимому человеку, что ты его любишь!