В пойме Цны

Александр Волог
Есть две Цны. Обе они впадают в Оку. Одна — более крупная —
Тамбовская. Другая, небольшая речка, протекает на юге Московской
области. О ней и пойдёт разговор. Эта речка в своё время была
спрямлена и канализирована, после чего большая часть её течения
стала прямым каналом с ровным дном, обрывистыми,
но невысокими берегами, глубиной от метра до полутора.
В самой Цне ловить мне показалось неудобно, улов был
мизерный. Но я приметил старицу, сообщающуюся с рекой
по высокой воде, и она меня заинтересовала. В сущности, это был
отрезок старого русла реки, отделённый от него при спрямлении.
В следующий мой приезд я вознамерился освоить эту старицу. Да вот
беда! Собираясь, я не взял коробочку с поплавками и грузилами,
и обнаружил это, уже сойдя с автобуса. Размышляя о возникшей
проблеме, я направился к реке. По дороге копнул в нескольких
местах червей. Проходя село, я увидел пруд, где плавали гуси.
Несколько, лежавших на берегу, я спугнул, и они, возмущённо
гогоча, поспешили к воде. По дороге они теряли перья, и я подобрал
с полдюжины. Из гусиных перьев выходят отличные поплавки —
лёгкие, бесшумные и чувствительные. Добравшись до старицы, я
выбрал удобное место, где она имела метров 15 ширины, бросил
прикормку и занялся своей снастью. С пера я обрезал бахрому
и присоединил его к леске с помощью ниппельной резинки.
Грузилом мне послужила маленькая гаечка крепления проводочной
катушки. Обрадованный тем, что проблема оснастки решена, я
забросил удочку в спокойную неподвижную воду старицы.
Поклёвка случилась вскоре, и я вытащил небольшую
краснопёрку, обрадованный тем, что моя импровизированная снасть
работает. Вытащив ещё трёх таких же рыбок с глубины около
полутора метров, я перешёл на уженье со дна, которое было
немногим глубже, так как задул ветер, уносящий поплавок. Вдруг
поплавок мой полностью лёг и неспешно двинулся в сторону.
Подсечка обнаружила приличную рыбу, которая оказалась
серебряным карасём грамм на 300. Это ободрило меня.
За последующие два часа я выловил ещё шесть таких же карасей
и несколько краснопёрок. Старица оказалась рыбной.
Когда я пришёл на неё в другой раз, место, где я ловил, было
занято компанией, приехавшей на пикник. Пришлось пройти
с полкилометра, чтобы найти подходящее место. Здесь старица
несколько расширялась — метров до двадцати. На этот раз снасти
у меня были в порядке, и я сразу попал на активный клёв. Рыба была
некрупная — краснопёрки и окуни, но клевала часто, так что рыбалка
получилась весёлой. Окуни составляли примерно треть улова (штук
15), остальное приходилось на краснопёрок, причём те и другие
брали в одном месте, вперемежку.
В третий раз я обосновался на другом берегу старицы. Дело
было весной. Тут я напал на стаю плотвы, что разнообразило ловлю,
и две зорьки принесли мне хвостов 60 средней величины. Итак,
ихтиофауна старицы оказалась довольно разнообразной.
В том же году, уже летом, я пришёл на то же место, но плотвы
там не застал. В поисках удачи я прошёл немного дальше и выбрал
место в верхней части того же расширения, о котором я говорил.
Место было не очень удобным, под ногами берег был топкий, типа
сплавины. Пришлось подложить под сапоги несколько веток, чтобы
не погрязнуть. Клёва долго не было, наконец, рыба подошла,
видимо, привлечённая прикормкой. В этот раз клевали караси, как
и в первый приезд, и, примерно, того же размера.
В другой раз, на том же месте, настоящего клёва не было.
Изредка клевали небольшие окуньки и плотвички. Тут я обратил
внимание на маленький ручеёк, впадавший в старицу неподалёку.
«Откуда он течёт?» — подумал я. Собрав снасти, я пошел вверх
по ручью. Пройдя метров сто, я обнаружил, что ручей вытекает
из пойменного озерца длиной около 200 метров. Берега этого
озерца были крайне неудобны для уженья — или непролазный
ивняк, или топкая кромка. С большим трудом нашёл я на этой кромке
место для рыболовного стульчика (подложив под него полено),
а ноги пристроил на плавучую кочку, уходившую в воду при попытке
встать на неё. Забросив прикормку и насадку, я приготовился ждать.
Но ждал я недолго. Поплавок двинулся в сторону, укладываясь
на ходу. Подсечка обнаружила увесистую рыбу, оказавшуюся карасём
грамм на 400. Он сильно плескался при вываживании, и, если тут
была ещё рыба, распугал её. Пришлось подождать минут 15, когда
снова пошла поклёвка — на этот раз быстрая, с погружением
поплавка. Рыба оказалась бойкой, пришлось её вываживать,
не пуская в тину и в коряги. Вышел язь, где-то на полкило.
Не дождавшись следующей поклёвки за 20 минут, я закончил
рыбалку всё-таки с ощущением успеха.
Я ещё несколько раз приходил на эту старицу, ловил в разных,
порою очень неудобных местах, вспоминая слышанную рыбацкую
мудрость: «Не ловите рыбу в удобных местах, там она уже
выловлена».
Однажды я там был с женой, и в трёх знакомых местах у нас
клёва не было совсем. Вдруг жена, осмотрев акваторию, говорит:
«Если бы я была рыбой, я бы сейчас держалась вон там!». Мы пошли
на облюбованное ею место. И что же — там действительно был
клёв — и окуня, и краснопёрки. Это уже не женская интуиция,
а прямо-таки вживание в образ по Станиславскому!
Для начинающих рыболовов из рассказанного выше полезный
совет: если вы рыбачите на незнакомом водоёме от случая к случаю,
не унывайте, если нет клёва. Просто он в другом месте, и это место
можно найти.
Давно я не был в тех краях, но, хотя рыболовных рекордов там
не ставил, вспоминаю эти места с приятностью. Каждый раз, бывая
там, я встречался с разными представителями животного мира. Один
раз это была стайка диких уток. Другой раз, на зорьке, я наблюдал
танцующую в воздухе пару крупных птиц с широкими крыльями.
Не берусь сказать, были ли это журавли, цапли или аисты, на фоне
рассвета были видны лишь движущиеся силуэты их. Зайцы
вышмыгивали у меня почти из-под ног. Кабаны хрюкали в зарослях.
Как-то лисица прошла в десяти шагах от меня, неся роскошный хвост
с белой кисточкой. Хотелось бы побывать там ещё разок, узнать
какой сюрприз приготовила для меня старица. Но вряд ли
выберусь…