Вспоминая экспедицию Часть 1

Борис Киселёв
 Когда смотришь в иллюминатор вертолёта на огромные пространства озёрной тундры, то невольно возникает вопрос, а как же здесь ходить? Большие и малые озера с причудливыми контурами берегов, покрывают всё видимое пространство. Эти озёра соединены между собой реками, ручьями и протоками, а пространство между озёрами сплошь заболочено и покрыто ягелем. Ну а где не просматривается ручей, связь между озёрами осуществляется так называемыми «подземными» ручьями. Это водотоки шириной в несколько метров, а встречаются и до нескольких десятков метров, поросшие болотной травой и кочками. Под этой растительностью скрывается болотная жижа и вода, не промерзающая до дна. Глубина этих водотоков может быть свыше трёх метров. Не мало неопытных водителей утопили в таких местах технику.  А ведь мы и ездили и ходили в этих краях. И не просто ходили, а выполняли инструментальные работы. Всему своё время сезона. В обжитых районах средних широт одним из тяжёлых, для полевых работ, месяцев, считается ноябрь. То морозы, то потепление, то гололёд да промерзлые ухабы, то слякоть. В озёрной же тундре ноябрь самый удобный месяц для изыскательских работ. Ходить по гладкой промёрзлой поверхности болот и озёр легко. Маршруты прямые. Снегу ещё мало, да и тот выдувает в открытой местности. И чётко видно берега озёр, рек и ручьёв.
Более пятнадцати лет я отработал на изысканиях в экспедиции №2 Свердловского филиала института Гипротюменнефтегаз. Месторождения нефти и газа, которые мы обслуживали, располагались в лесотундровой зоне. Некоторые объекты располагались по водоразделу Обского и Пуровского бассейнов. Здесь тайга. Лесные массивы занимают большую площадь. Далее на север встречаются открытые участки тундры с линзами вечной мерзлоты. Лес мельчает. А ещё севернее размеры открытых участков увеличиваются, а участки леса уменьшаются. В дальнейшем древесная растительность располагается только по берегам рек. А большие пространства между реками занимает озёрная тундра. Для работников экспедиций лесотундровые районы имеют свою особенность и разнообразие. Зимой предпочтительнее работать в лесу, где безветренно и потому холод до минус сорока градусов переносится легко. В тундре же зимой на ветру и при минус двадцати замерзаешь. Спасаешься только в движении. А летом легче работается в тундре, когда ветерок разгоняет комаров и обдувает прохладой. Лес в этих краях в основном сосновый, редкий и низкорослый. Растёт он преимущественно на песчаной почве. Все эти разнообразия лесотундровой зоны больше всего отражаются на пеших переходах.
В декабре, в этих широтах, для выполнения работы мы располагаем четырьмя - пятью часами светового времени. Поэтому выходить на работу приходится затемно. А заканчивать измерения зачастую приходится с фонариком. Снега в лесу, к этому времени, уже накапливается, но он ещё рыхлый и проваливается до земли. Переднему тяжелее всего идти, приходится топтать лыжню. Поэтому периодически подменяемся. Постепенно морозы и ветра уплотняют снег и ходить становится легче. Чтобы не обморозить лицо иногда приходится одевать балаклавы, которые мы изготовляли сами, вырезая в вязаных шапочках отверстия для глаз и рта.
К Новому году мы выезжали к семьям, и, как правило, на две недели. В середине января возвращались и приступали работать. В это время продолжительность дня уже увеличивается, и работа стабилизируется.
В марте уже случаются потепления, и как следствие колебаний температуры, наст значительно укрепляется. В ясные дни пригревает солнышко, поднимая настроение. А там и апрель приходит, самое лучшее время для полевых работ в северных широтах. Наст устанавливается прочный и лыжи практически не проваливаются.Но уже во второй половине апреля случаются не благоприятные для работы дни. При положительной температуре воздуха, свежевыпавший густой снег налипает на лыжи. Использовать лыжную мазь здесь неприемлемо, потому что суточное колебание температуры может быть до двадцати градусов и более. Надёжнее на ночь ставить сушить лыжи у печки. Ночью низкая температура подмораживает заснеженную поверхность и поэтому утром снег не проваливается и не налипает. Эти так называемые утренники приходится использовать максимально
В конце апреля начинает бурно таять снег. Лыжи уже не держат. Насыщенный влагой снег становился рыхлым и проваливается до земли. В это время мы ходили в откатанных болотных сапогах, чтобы не промочить ноги зачерпнутым в обувь сыпучим снегом. Как правило, в этот период сворачивали полевые работы и выезжали в отгулы. На работу возвращались только к концу мая, а то и в начале июня. Но случалось и так,- утром ушли на работу наст ещё держал, а днём начинал валиться. Приходилось возвращаться, либо доделывать работу на участке.  Вот тогда и начинались хождения по мукам, в прямом смысле. По влажному снегу лыжи промокали, и становясь мягкими, легко могли сломаться. Ломались чаще посередине, в месте крепления. Поэтому опытные изыскатели усиливали лыжи, набивая дощечку длиной сантиметров 50 на слабое место. Такие лыжи, намокнув становятся очень тяжёлыми, и провалившись с ними по пояс с трудом вытаскиваешь их из тяжёлого мокрого снега, зачастую руками по одной. Бригада в два и несколько человек передвигаются след в след. Основная тяжесть ложится на впереди идущего, поэтому лыжню пробиваем по очереди. Потом вскрывались ручьи, и нужно быть предельно осторожным при переправе через водотоки. Был у меня случай, когда продвигаясь, по своей утренней лыжне вечером, я провалился под лёд. Вылез я сам, лыжи всплыли, а вот нивелир утонул. Мокрым бежал два километра до балков. Вся одежда на морозе стала колом. Хорошо, что геологи в тот день баню истопили. Обошлось без последствий. Нивелиру повезло меньше. На другой день мой напарник Саня Гуманков поднял его со дна, специально изготовленным для этой цели, сачком. Нивелир Н3К пришлось списать, так как вышел из строя компенсатор.
Весенние паводки здесь незначительные и непродолжительные. После схода снега, ходить везде легко. Постепенно болота отходят и ходить по ним становится чем дальше тем труднее. В тундре же многолетняя мерзлота под ягелем подтаивает медленно, и ходить легче. Но ещё лучше передвигаться по твердой песчаной почве.
Встречаются участки, где и ямы с водой, и заросли багульника с карликовой березкой на высоких и мягких кочках.
. Но к счастью летом приостанавливаются строительные работы в этих труднодоступных районах и наступает время отпусков.


Примечание
Балок – временное жилище. В данном случае – дом без фундамента, построенный из неошкуренных бревен. Печи в таких балках, как правило, были переносными, самодельными буржуйками. Бани строились по такому же типу