О послушании, которое паче поста и молитвы

Арсений Родин
«Послушание паче поста и молитвы» - все, конечно, не раз это слышали. И не только в монастырях. Кое-кто даже уверен, что это Божья заповедь. На самом деле это утверждение довольно спорное, не имеющее никакого отношения к священным текстам Писания.
Покорность и послушание – это наши, можно сказать, родовые черты, но не меньшей была у русских и богобоязненность. Ставить послушание выше воздержания от греха (поста) и молитвы – такое нам самим не могло бы прийти в голову. Эта привычка появилась у нас лишь после того, как нашей знати возмечталось стать европейцами.
Да, эта «мудрость», третируемая некоторыми поверхностными атеистами как азиатская, не могла зародиться нигде больше, кроме Европы. Это плод католической ереси, поделившей церковь на учащую и учимую и вменившей церкви учимой беспрекословно («паче поста и молитвы») слушаться церковь учащую.
Католики верят, что могут быть на свете непогрешимые люди, таким качеством они наделяют своего первоепископа. Если непогрешим, значит свят, а потому ему следует подчиняться, как Самому Господу Богу, и считать его должно таким же, с прописной буквы, Учителем.
Господь в образе Богочеловека явился относительно небольшому количеству людей, часть из них сделалась Его служителями. Они-то и разнесли по народам благую весть о воплотившемся в человека Боге. Их считали Его учениками, и им этого было достаточно. «Вы же не нарицайтесь учители: един бо есть ваш Учитель, Христос, вси же вы братья есте», - такова была Его собственная строгая заповедь. Но когда католики наделили своего Папу божественной непогрешимостью Первоучителя, тогда и служители Папы, другие епископы и священники, тоже автоматически сделались учителями. Так появилась церковь учащая.
«Мы поставлены Господом на то, чтобы брать на себя ваши грехи и искупать их за вас перед Господом, за это мы вправе рассчитывать на ваше полное послушание», - внушает католический клир своим чадам. Сану усвоена благодать и мудрость. Достаточно человеку облачиться в священнические одежды, чтобы миряне увидели в нём учителя и толпой побежали к нему за благословениями. 
В православной церкви статусно непогрешимого епископа нет и не может быть, а следовательно, внутри Православия не может быть и никакой церкви учащей. Если епископ или простой батюшка крепок умом и волей, то у него, конечно, неплохо бы чему-нибудь поучиться, но если он интеллектом не блещет и сердце у него еле тёплое, то пусть лучше сам учится, а не учит. Таинство посвящения в сан не предполагает посвящение в компанию мудрецов и праведников. Если бы каждый раз малоопытные и не столь уж многих пядей во лбу юноши, каковыми в большинстве являются выпускники семинарий, превращались так запросто, чудесным и таинственным образом, в мудрецов, то зачем, скажите, вообще нужны были бы семинарии? Нет, таинство священства – это о том, что во время служения в алтаре человек обретает святость. Кончилась обедня – и священнослужитель для Бога такой же человек, как и те, кого он только что исповедовал и причащал. И нечего мирянам морочить ему голову, соваться к нему за благословениями и выставлять его в глазах Господа подобным католику самозванцем.
Правда, среди мирян много людей нерешительных, им обязательно надо переложить на кого-нибудь ответственность за принимаемое решение, но почему надо обязательно обременять этим батюшку? Тем более если тебя волнуют проблемы, не имеющие никакого отношения к жизни прихода, требующие для своего разрешения опыта, которого у батюшки не было да и быть не могло. Если не можется не «благословляться» по всякому поводу, «благословляйся» у тех, кто действительно опытен и умён, а не у ризы и епитрахили. К примеру, твоя жена вполне может быть в чём-то толковее батюшки.
Нет у православных церкви учащей, все мы братья-ученики, и Учитель у нас Иисус Христос и те, кто сумел Ему уподобиться. Об этом уподоблении мы, однако, надёжно узнаём только после их смерти, поэтому благословиться у них мы можем только молитвенно. К живущим же нельзя обращаться так, будто они уже умерли.
Из житийных текстов мы знаем: все святые считали себя при жизни несовершенными, некоторые называли себя презреннейшими из людей. Святые не лгут, не красуются, не кокетничают своим смирением, поэтому, когда мы нечто подобное слышим из уст живущих, надо этому верить: а вдруг перед нами на самом деле святой?
Если то, что какой-нибудь старец-монах сказал тебе во время исповеди, кажется тебе мудрым, прислушивайся к нему: внимающий мудрецу сам мудреет. Но только помни: по-настоящему мудрый старец никогда не потребует от тебя «послушания паче поста и молитвы». Настоящий праведник сам себя слушать боится, как он может требовать от других безоговорочного себе послушания?
Общение с Богом – молитва – важнее общения с кем бы то ни было из человеков. Если этот человек – твой начальник, слушайся его, но не как Бога, а как начальника. В храме за начальника батюшка, следовательно, слушайся в храме батюшку. Он научит тебя правильно бить поклоны, ставить свечи, исповедоваться и подходить к чаше. Если он вдобавок по жизни ещё и альпинист, то он может научить тебя вскарабкаться на скалу; если он раньше работал автомехаником, можешь попросить у него совета насчёт покупки нового автомобиля, но только не спеши называть этот совет благословением, не обесценивай это драгоценное слово и совсем ещё молодого и в духе некрепкого батюшку лестью не искушай. Мудрость нужно долго испытывать, многие и многие годы. Испытывай и батюшку своего – и пусть не слепИт тебя его священническое облачение. Этим ты принесёшь ему немалую пользу и избежишь для себя многих глупостей и напастей.

2018