Застава

Александр Вараксин
Фух-фух, фух-фух, фух-фух.
Вертушка медленно набирала высоту. Михаил, два месяца назад прилетевший в Афган после учебки в Узбекистане, потихоньку осваивался. Разведрота ГРУ, куда он попал, дислоцировалась в Кабуле. Рано утром капитан Смирнов отобрал шесть  бойцов и на УАЗике поехали в аэропорт. На борту  ждал доктор, тоже капитан по званию. Офицеры пожали друг другу руки и оба, почему-то, тяжело вздохнули. Взлетели. “Странная какая-то операция. Капитан не проверил боекомплект, не дал указания. Странно.” Начали снижаться. В иллюминаторы была видно застава: мешки с песком, палатки, полевая кухня.. У Михаила  защемило в районе сердца.
-Прыгаем!
Крикнул на ухо капитан и тронул Михаила за плечо. Михаил с разбега выпрыгнул из вертолета на каменистую площадку, одной рукой прижимая автомат, а другой удерживая панаму на голове. Последним выпрыгнул капитан, перед этим скинув на землю пару мешков. Вертушка резко набрала высоту и ушла на аэродром. Было удивительно, что их никто не встречает. Ветер катил по вертолетной площадке пустую консервную банку из-под  тушенки.
-Доктор, раздайте перчатки бойцам и каждому валидол.

Капитан достал из кармана пачку Мальборо. Михаил впервые увидел знаменитые американские сигареты в Афганистане: Филип Моррис - с угольным фильтром, Кемел - желтые пачки с верблюдом и многие другие марки, названия которых он не знал.
 
-Берите по две сигареты. Одну выкурить, а с другой  потом покажу что делать.

Мишка прикурил от  зажигалки, сделанной умельцами из гильзы от калаша. Затянулся. “Жизнь не так  плоха. Вот, Мальборо курю. Скажу пацанам во дворе, обзавидуются.Надо будет им привезти пару пачек, когда домой …”

-А сейчас, слушать меня внимательно! На данную заставу, трое суток назад было совершено нападение. Ночью. Часовые заснули на посту,  духи вырезали всю заставу. Всю. До единого бойца. Отбили заставу только сегодня утром. Саперы сняли с убитых растяжки.
Ваша задача: упаковать трупы в мешки и вынести на площадку. Сюда, где мы сейчас стоим. Задача понятна? Вопросы есть?
Капитан подождал пару минут.
-Вопросов нет. Показываю, что сейчас каждый из вас сделает  с оставшейся сигаретой.
Капитан поднял сигарету на уровень глаз. Оторвал  фильтр и сломал сигарету пополам. После этого засунул обломки сигареты себе в нос.

-Аккуратно! Аккуратно складываем труп в мешок. Аккуратно кладем на носилки и выносим из палатки. - совсем тихо сказал врач, но Мишка его услышал.

Однажды,  когда ему было лет двенадцать, Мишка  гостил у бабушки в деревне. Ночью прошел сильный ливень. Мишка решил утром пособирать грибы на окраине леса. Наткнувшись  на лесную дорожку, пошел по ней. Неожиданно увидел лежащего посередине дороги белого медведя. Мишка так испугался, что не оглядываясь добежал до дома минут за пять. Сердце барабанило в груди.
-Бабушка! Бабушка! Там белый медведь лежит на дороге!
Бабушка, копавшая что-то на огороде, молча воткнула лопату в землю. Помыла руки в висевшем во дворе рукомойнике и вытерла ладони о фартук.
-Пошли. Покажешь своего белого медведя.
Оказалось, что это был не медведь, а соседская собака Шарик, которую искали три дня и никак не могли найти. Шарик умер прямо на дороге, а так как было лето и стояла  жара, тело собаки  раздулось от газов. Шарик стал похож на полярного медведя.
 
Представшая взгляду картина была ужасна. Несмотря на засунутые в нос сигареты, сладковатый  трупный запах проникал в мозг. Раздутые тела пацанов, спавших, когда их убивали, лежали в естественных позах. Кто-то свернулся калачиком, кто-то лежал на спине или животе.  Голова закружилась, Мишку закачало из стороны в сторону. Он схватился за стойку кровати. Ноги подкосились и Мишка присел. Услышал за спиной шум. Оглянулся. На полу лежал Игорек, москвич. Доктор совал ему в нос ватку, видимо, с нашатырным спиртом. Игорек замотал головой.
-Собрались, бойцы! Латышев! Латышев!
Мишка вздрогнул от звука собственной фамилии.
Капитан кричал ему в ухо.
-Латышев. Бери за ноги. Крепче держи. Смотри, не отпусти. Крепче. Раз, два, три, подняли и опускаем. Мишку вырвало. Картинка перед глазами стала распадаться на квадраты. Удар в мозг от запаха нашатырного спирта.
-Соберись, Латышев. Трудная работа, но кто-то ее должен делать. Кто, если не мы. Отправим пацанов в последний путь. Соберись. Соберись, прошу. Скоро борт прилетит, надо ребят всех подготовить. Последний путь у них, Латышев. Соберись, прошу тебя.
Мишка снова сунул сигареты в нос, встал с земли и принялся выполнять свою работу. Работу, которую сегодня кроме него никто не мог сделать.  Именно здесь он возненавидел мух. Мухи лезли в уши, глаза и рот. Мухи, в его сознании, были связаны с пацанами, его одногодками, которые, уснув однажды, больше никогда  не проснутся.
Михаил, как в расплывающемся тумане, видел вертолет, в нутро которого они бережно складывали черные полиэтиленовые мешки. Время изменило свое движение. Иногда оно ускорялось и люди двигались, как при перемотке видео ленты. Иногда замедлялось. Капитан Смирнов,  сидевший напротив, что-то говорил, медленно открывая и закрывая рот. У Мишки наступило полное безразличие ко всему. Смерть больше не пугала его. Он уже умер, здесь, на  заставе, в горах Афганистана.