Эскурсия за цав еруша

Семён Вексельман
ЭСКУРСИЯ ЗА ЦАВ ЕРУША


     Вечерок не предвещал никаких особенных сюрпризов. Гости были нашими старыми добрыми друзьями, угощение отменным, напитки не крепче сорока градусов. Но, таки, произошло!
     Гриша улыбался, поглядывал искоса, и в один момент всё же сказал:
     - У меня, между прочим, есть к тебе дело серьёзное. Только ты не удивляйся…
     Обожаю подобные формулировочки! Конечно же, сразу начинаешь удивляться, бояться, смеяться… Ровно наоборот тому, чего тебе предлагается не делать в данную минуту.
     - Попробую, - поспешно вставил я и дал возможность ему излагать дальше.
     - Когда ты в последний раз был в раввинатском суде?
     - … … …
     - Мне надо получить цав еруша, а там требуются два свидетеля. Надо подтвердить, что я действительно - сын моей мамы, или, что она мне действительно была мамой. Я сам не очень понимаю, зачем это, когда есть документы, но такая процедура…
     Мы уточнили, с ним на какой день назначена эта процедура, потом Гриша сказал, что вторым свидетелем он хотел бы видеть Вениамина и, в целом, договорённость была достигнута.
     Накануне вышеозначенного события ко мне заехал Вениамин совсем по другому делу. Я спустился на улицу, подсел к нему в машину, и пока мы обсуждали наш вопрос, мне позвонил Гриша с уточнением на завтра. Получилось очень удачно, я включил громкую связь, и мы провели небольшую аудио-конференцию втроём. С учётом дефицита парковочных мест, вблизи офисов всяческих госучреждений, в квартале, где и располагался раввинатский суд, мы договорились прибыть туда на одной Гришиной машине. Он за последнее время побывал в этом районе дважды и наметил платный паркинг. Зная тамошнюю обстановку мы с Вениамином попытались объяснить ему, где бы было можно поискать бесплатное место для стоянки, но Гриша отмёл наши предложения весьма резонно заявив:
     - Ну, я всё же за наследством еду, что ж я не могу себе позволить заплатить двадцать шекелей?
     Затем Гриша уточнил, что мы должны взять с собой теудат зеут и быть одеты скромно и подобающе! Поострив на эту тему с минуту, мы завершили совещание…

     … без пятнадцати девять, точно по условленному времени я подсел в Гришину машину, где уже находился Вениамин. Дорога до места назначения была недалека, но мы успели уточнить кое-какие подробности о возможных вопросах, на которые нам, как свидетелям, придётся отвечать. Настроение у нас у всех было бодрое, мы даже острили и шутили по поводу нашего нестандартного мероприятия. Через пятнадцать минут, весьма заблаговременно, мы прибыли к месту.
     Когда мы только приближались к входу, охранник как-то настороженно выдвинулся нам навстречу. Гриша, обратил на это внимание, приостановился и оглядел нас троих. Затем он ухмыльнулся и отметил, что мы, не сговариваясь, надели чёрные куртки, что со стороны смотрелось несколько угрожающе. Возможно, парень заподозрил нашу связь с местной мафией, и его счастье, что он пока не слышал нашего русского акцента! Однако отступать нам было некуда, мы подошли к вратам храма правосудия и остановились в нескольких шагах. Гриша приблизился к охраннику и вполне мирно на хорошем иврите вступил с ним в непродолжительный диалог. Тот проверил по своим спискам имя соискателя наследства и пропустил нас по одному к рамке металлоискателя, где ещё двое охранников: парень и девушка, пропускали посетителей внутрь. Среди моих вещей, которые пришлось выложить из карманов в пластмассовое лукошко перед прохождением через рамку, были ключи с брелоком, в виде гитары. Гитарка эта была одновременно открывашкой для бутылок и малюсеньким складным перочинным ножичком. Бдительная охранница заметила эту особенность брелока и не пропустила холодное оружие во вверенное ей сугубо мирное учреждение. Записав моё имя на бумажке, она отложила гитарку в сторону, и только тогда я прошёл в вестибюль.
     На третьем этаже у стойки регистратуры у нас попросили предъявить удостоверения личности. Дядька в кипе, бороде и другом обмундировании религиозного еврея забрал их у нас и сказал подождать в креслах. Кресла и вообще вся обстановка там оказались удобными, современными, в совершенном соответствии присутственным местам.
     Мы расположились на заднем ряду кресел, а перед нами оказалась какая-то молодая женщина, к которой вскоре присоединилась её подруга. Гриша немного удивился, поскольку полагал, что женщины в таком месте не встречаются. Но, как оказалось, это не так. Девушки эти, кстати, были одеты вполне подобающе. Подобающе дамочкам такого вида: крашены в блондинок, губки уточкой, формы подкачаны и доведены, одежда в обтяжку, штукатурка в несколько слоёв. Манеры они демонстрировали (именно демонстрировали, стараясь для тех, кто был рядом) соответствующие: их общение очень напоминало ролики из тик-тока с диалогами двух недалёких подружек…
     Но тут Гришу вызвали в зал суда, и моё наблюдение за дамами было прервано. Но, как позже выяснилось, только моё.
     Гриша направился в зал, предварительно получив кипу от дядьки за стойкой. Я был подготовлен и вынул из кармана свою. Вениамин, впрочем, тоже принёс кипу с собой, так что общественными нам пользоваться не пришлось. Мы приблизились к дверям в зал суда, за которыми скрылся Гриша. Не прошло и трёх минут, как они снова распахнулись, и оттуда донёсся голос, приглашающий первого свидетеля. Я вошёл в зал и, увидав в глубине на возвышении одного единственного раввина, который кивнул мне, направился прямо к нему. Но Гриша поймал меня за рукав и направил к кафедре, находящейся точно напротив судьи на почтительном расстоянии. Я встал за кафедру и глазами поискал, на что бы возложить руку, но ничего не приметив, мысленно прижал руку к сердцу, а сам ухватился за борта кафедры и посмотрел раввину прямо в глаза.
   - Назови себя, - попросил тот, и я представился. Мужчина взял в руки теудат зеут, и я сразу сказал ему, что это не мой, так как документ был в обложке. Судья нашёл мой паспорт, сверился и негромко задал следующий вопрос, из которого я почти ничего не понял, поэтому  автоматически переспросил его. Он опять же тихо, но уже другими словами повторил свой вопрос. Однако я опять не расслышал, потому что Гриша, сидящий сбоку, голосом громче, чем у судьи, перевёл мне его слова на русский. Теперь я утвердительно и вполне убедительно ответил, что, конечно же, прекрасно знал умершую. Затем уже сам, без перевода ответил на вопрос о её имени, подчеркнув, как её отчество произносится по-русски! Следующим был вопрос о том, сколько у неё детей? Сбить меня этим было нельзя, ведь я и раньше знал, а по дороге в машине специально уточнил у Гриши этот вопрос. Поэтому ответ должен был последовать быстрый и чёткий. Однако я бы был не я, если бы не позволил себе маленькое ироничное отступление от схемы намеченных действий.
     - Ну, это вопрос не самый простой, - свидетель в моём лице глубоко вздохнул и уточнил, - поскольку точный счёт своим детям знает лишь сама мать! - Выдержав небольшую паузу, позволяющую слушателям вникнуть, так сказать, и осознать глубину моего пассажа, я продолжил. - А по данному конкретному случаю могу сказать, что о наличии братьев и сестёр у моего друга Григория мне ничего неизвестно!
    Закончив речь, едва улыбаясь и будучи страшно доволен собой, я ожидал адекватной  реакции в первую очередь от официального лица. Но тот воспринял мои рассуждения совершенно спокойно, по-видимому, согласившись со мной в главном. Он что-то пометил у себя в бумагах, поднял на меня глаза и спросил, как мне показалось, строже:
     - Ты был на похоронах?
     - Разумеется.
     - А знаком ли ты с отцом Григория?
     Вот этот ход был очень неожиданным и едва не поставил меня в тупик. Я практически ничего не знал о Гришином папе, как-то никогда не заходил у нас об этом разговор. Точнее, что-то Гриша о нём рассказывал вскользь, но у меня в памяти ничего не задержалось. Ясное дело, что папа, конечно, был, как без папы, но даже отчества Гришиного я не помнил, поэтому имени его папы назвать бы не смог. Мне оставалось лишь искренне и с сожалением признать, что его отца я никогда не видел.
     - Он умер уже давно, - подсказал мне раввин (судя по интонации, именно подсказал) и я с готовностью согласился на эту формулировку. Тогда судья протянул мне моё удостоверение личности и кратко поблагодарил, подчеркнув, что это все! Я всё же  уточнил, могу ли я покинуть зал и получил чёткий ответ: ''Иди домой''. Мне в этот момент показалось, что раввину почему-то очень не терпится отделаться от такого свидетеля. Я вышел за дверь и скороговоркой, дабы не задерживать ход дела, рассказал Вениамину о вопросах судьи, к сожалению не успев упомянуть о последнем вопросе.
     Ждать Вениамина мне пришлось довольно долго. Я полагал, что он выйдет через те же две-три минуты, что я сам провёл в судебном зале. Но он вернулся лишь минут через пять. Оказалось, что бегло отбарабанив первые ответы, о которых я успел его предупредить, на вопрос о папе Вениамин сразу ответить не смог. Конечно, вопрос он прекрасно понял, но мы же не договаривались, что надо говорить на эту тему, поэтому, посмотрев сначала в потолок, потом в пол, потом на Гришу и увидав в глазах друга немую мольбу ''не подкачать'', Вениамин изрёк:
     - Ну, как же! С папой мы были прекрасно знакомы! Можно даже сказать дружили! Частенько встречались за шахматишками, а иной раз и просто за бутылочкой чего-нибудь вкусненького. Он рассказывал о своей бурной молодости… Ну, вы понимаете?! Да, славные были времена. Прекрасный был человек! Очень жаль, что он давно умер. Светлая ему память!
     Пожилой раввин, много повидавший на своём веку, с удивлением и некоторым недоверием вытращился на свидетеля, потом перевёл взгляд на истца, который почему-то  глядел в пол и немного трясся всем телом то ли от ужаса, то ли от смеха, и, наконец, сообразил, за что ухватиться в этом удивительно познавательном монологе:
     - Ты сказал, что он давно умер? Так?
     - Да! - Вениамин на этот раз был лаконичен, что и положило конец расспросам.
     Следом за Веней, минут через десять вышел в вестибюль и Гриша, вернул кипу дядьке с бородой, подошёл к нам, молча глядя каждому по очереди в глаза и явно не находя слов благодарности за нашу неоценимую поддержку! Помолчав минуту, он всё-таки заговорил, сообщив нам, что надо подождать, пока раввин напишет решение, а потом добавил:
     - Чего это на вас нашло? Я думал, вы взрослые разумные люди. А вы чуть не подставили меня! Хорошо, если этот судья не обратит внимания на ваш спектакль. Но теперь я не уверен, что он напишет решение в мою пользу!
     Мы с Вениамином, потупившись, сопели, но оправдываться не смели. Дело было уже сделано, и от нас больше ничего не зависело.
     Ждать, однако, пришлось довольно долго. Минуты тянулись ужасно медленно, мы молчали, а блондинки с присоединившимся к ним адвокатом в белой рубашке и галстуке продолжали громко напоказ обсуждать какие-то свои вопросы. Были там и другие немногочисленные присутствующие, которые вели себя скромнее, пока всеобщее внимание не привлёк здоровенный мужик, буквально ввалившийся в вестибюль. Он был одет в очень пёструю мятую, грязную куртку, в такие же раскрашенные штаны, и я насчитал как минимум семь  цветов в его одежде. Назвать этот прикид скромным и подобающим не повернулся бы язык даже у самого реформистского раввина. А ведь в бумагах, которые нам утром показывал Гриша, было чётко прописано, что невыполнение этих требований влечёт за собой штраф  и перенос рассмотрения дела. Однако бородатый секретарь почему-то не обратил внимания на этот маскарад, а, напротив, с радостью приветствовал странного посетителя. Тот, удивившись такой приветливости, вгляделся в служащего и через секунду, узнав в нём старого знакомого, начал громко объяснять, что из-за маски на лице не сразу понял, кто перед ним. При этом свою маску он спустил под подбородок, и стало хорошо видно его небритое серо-коричневое лицо, полностью вязавшееся с грязной одеждой и всем нелепым обликом. Старые связи, как мне подумалось, явно отменяют всяческие запреты и строгости даже и в таких богоугодных заведениях. Потом бородатый секретарь куда-то ушёл, а через пять минут, вернувшись, вручил Грише несколько листочков бумаги. 
     Гриша очень поспешно начал читать документы. Мы с Вениамином наблюдали за ним. Сначала его лицо было просто напряжённым, но довольно скоро оно побледнело, а, когда через минуту он оторвал взгляд от листка, я увидал в его глазах крайнее отчаяние. Гриша часто дышал, губы его были сжаты в тонкую нитку, бумаги дрожали вместе с пальцами.
     - Что там? - Осмелился спросить Вениамин.
     - Тут написано, что показания обоих свидетелей говорят о вероятном наличии других наследников. Это значит, что приказа о вступлении в наследство мне не видать, по крайней мере, полгода. Таков законный срок, подачи претензий всеми претендентами на наследство. Но и тогда ещё не факт, что я его получу!
     Мы все трое впали в ступор и не могли ничего сказать друг другу минимум минуту. Потом я потянул Веню за рукав, отвёл на два шага и шепнул на ухо, что мы должны как-то всё исправить. Переглянувшись, мы поняли друг друга и быстро направились к залу судебных заседаний. Буквально ворвавшись туда и захлопнув за собой дверь, мы почти бегом приблизились к раввину, который продолжал сидеть на своём месте, погрузившись в бумаги.
     - Пожалуйста, послушайте нас! - Я начал очень эмоционально, не задумываясь о том, как нелепо может звучать моя речь. Вениамин одновременно со мной тоже что-то говорил, но тут судья выставил вперёд руку с ладонью в виде хамсы и остановил нас на полуслове.
     - Пошутили?! - Спросил он довольно громко, и я даже не сразу осознал, что сказано это было по-русски.
     - Да! Да, именно! Мы просто пошутили. Конечно…
     Но раввин опять показал нам знак ''стоп'' и продолжил уже обычным своим тихим голосом:
     - Ну и я пошутил. Просто, чтобы впредь вы понимали как себя вести. Вот, возьмите решение, оно настоящее, а то, первое - шутка. Там даже печати нет. Ваш друг Гриша ведь не виноват, что у него в друзьях такие шутники…
     Мы выскочили в вестибюль обалдевшие, но страшно довольные, вручили Грише настоящее положительное решение суда, наперебой извиняясь и объясняя, что произошло. 
     Через пару минут мы вышли на улицу, но по пути я забрал у охранников свой ножик-гитару. Гриша был явно доволен итогами визита; мы с Веней, разумеется, тоже. От сердца у нас у всех отлегло и по дороге к машине мы разговорились о своих впечатлениях, об особенном месте, где побывали впервые. Я высказался в том духе, что, мол, нам видимо стоит очень порадоваться успешному завершению мероприятия, поскольку, наверняка же, не все выходят из этого здания с таким хорошим результатом. Гриша согласился со мной и отметил, что в принципе не должно быть иных результатов при рассмотрении подобных дел. Я сказал, что для подобных, конечно, но для всяких других - ещё неизвестно. На это он риторически вопросил, а какие ещё дела там могут рассматриваться? И тут Вениамин поведал нам, что, наблюдая за теми двумя инстаграмными дамочками, он заметил, как адвокат показывал одной из них снимки из толстой папки, на которых были хорошо видны синяки и ссадины на руках, ногах и животе, надо полагать, той самой истицы. Правда, Веня не может быть уверен, что это был именно живот, а не какая-нибудь другая часть тела, но фотографии были очень интересные! Так что, дела, как мы видим, могут быть самые разные, вплоть до разбора семейных драм с побоями и учинения иска о возмещении ущерба…
     Именно в эту секунду я понял, что материала для написания рассказа о сегодняшнем посещении у меня накапливается предостаточно!
     Когда мы подошли к машине, Гриша сначала открыл багажник. Доставая большие красивые бумажные пакеты, он сообщил, что его жена Гретта приготовила для нас с Веней ''наборы свидетеля'', которые ту же торжественно нам и вручил. Не без удовольствия разглядывая Киевский торт и роскошную бутылку кьянти, я поинтересовался, когда нам предстоит следующее дело? Но Гриша парировал тем, что хорошего понемножку, и мне пришлось закатать губу.   
     По дороге домой счастливый владелец документа о вступлении в наследство позвонил жене. Гретта явно давно ждала звонка и ответила с тревогой в голосе, но Гриша сразу же её успокоил, сообщив, что документ получил и даже - в трёх экземплярах! Гретта видимо из-за волнения не отреагировала на известную цитату и с удивлением спросила, зачем нужны аж три экземпляра? Но, не дав мужу ничего объяснить, она тут же самостоятельно приняла решение и предложила раздать по экземпляру каждому из свидетелей!
     Разговор шёл через колонки, поэтому я вступил в него без спроса, заявив, что взятки мы и так уже получили, хотя и с опозданием, а вступать в права наследства вместе с Гришей с нашей стороны будет не совсем правильно. Отказавшись от своих экземпляров, посмеявшись вдоволь, мы закончили эти игры и расстались до следующих неожиданных событий, которые, несомненно, нам всем в жизни ещё предстоят!
     Вечером пришла эсэмэска от Гриши. Он писал, что его замучила совесть, и он хочет кое-в-чём признаться. Оказалось, пока мы ждали его за дверью, раввин сказал ему, что прекрасно понял наши приколы и считает нужным нас проучить. Тогда они и договорились о маленьком спектакле с документами. А, если бы мы сами не пошли выправлять ситуацию, он должен был нам это посоветовать…
    
     … я проснулся, услыхав сигнал будильника, повернулся на спину, вспомнил, куда мне надо утром идти и сразу же понял, что всё пройдёт гладко!

……………………………………………………………….

          цав еруша -               приказ о вступлении в наследство в 
                связи с отсутствием завещания.
          раввинатский суд - религиозная организация в   
                Израиле занятая правовыми и 
                гражданскими нормами.
          кипа -                иудейский головной убор.
          теудат зеут -         удостоверение личности, паспорт.
          хамса -                распространённый в Израиле    
                символ в виде стилизованного
                изображения открытой ладони. Он
                же используется на дорожных
                знаках вместо слова ''стоп''.

                03.02.2022. Хайфа.

……………………………………………………………….

Написав этот рассказ по свежим впечатлениям, я его сразу послал друзьям, участникам этих событий. Удивительно, что они все трое сразу же прочли его и практически одновременно откликнулись. Так же я скинул им четверостишье-экспромтик, на которое  все ответили своими строчками, а затем последовало несколько рекомендаций об улучшении текста, которые я частично принял с благодарностью. После некоторых раздумий я во многом переделал рассказ. Предлагаю его вашему вниманию в последнем варианте. Ниже я привожу в дополнение к рассказу комментарии и отклики от заинтересованных лиц в нём описанных.

Мой незатейливый экспромт:
   
   С цав еруша
   жизнь хороша!
   А Киевский торт
   добавит комфорт!

Ответ Вениамина:
 
   Но все же милей
   нам бокал промилей.
   И, чем "промилее",
   тем нам веселее!

Ответ Гретты:
 
  Теперь я живу по понятиям!
   Свидетельствую в раввинате Я!

Ответ Гриши:
 
  Хорошее себе выбрал занятие -
  Свидетелем был в раввинате я.

Веня: А рассказ хороший. Я старался его читать как человек, не знакомый с этой ситуацией. Поймал себя на том, что улыбаюсь сам себе.  Я думаю это и есть оценка. Легкий юмор угадывается сам собой. Резолюция: "В печать".
Я:       Ещё доработаю малость.
Веня:  Не испорти.
Я:       Кашу маслом...  ;

Гриша: Кроме пары опечаток есть оговорка по Фрейду - в одном месте вместо Вениамин написано...
Я:         А-у-а... не исправил... ведь сначала имена были истинные... а опечатки тоже укажи.
Гриша: Кстати, по моим наблюдениям, то, что мы пришли втроём в почти одинаковых чёрных куртках (не сговариваясь!) вызвало некоторую настороженность у охраны. Вид был вполне мафиозный...
Я:         Но ведь датишные именно в чёрном ходЮть! Однако я это добавлю в сюжет… ;
Гриша: Можно и песню сочинить: В раввинате, братцы, в раввинате...

Гретта: Да только что прочли… очень понравилось… и мое модифицированное имя тоже… смешно, задорно читается легко… хотелось бы какой то интрижки… но это такой жанр - жизнь как она есть… молодец!
Я:          Интрижка была в наших с Вениамином экспромтах, которые чуть не сгубили всю затею...   ;
Гретта:  Ну да… была небольшая… прав.
               Вот если бы из-за этого наследство не было бы получено … или не так сразу, то тогда было бы здорово!
Я:             Я ещё малость подправлю, подумаю, как чуть больше заинтриговать...  ;
Гретта: Вот если бы нашелся незаконнорожденный сын, эфиопского происхождения, увидел бы нечаянно упавшую фотографию мамы, расплакался, узнав о том, что она ушла из жизни … Ну и так далее и тут как раз эти девицы искали чернокожего для дачи каких-нибудь ложных показаний, дабы оговорить их мужей… Ну что-то такое…
                …Хорошо бы еще чтобы эта девушка порезала нечаянно палец, и Вениамин упал в обморок от вида крови, так как у него такая реакция на кровь, так что второй свидетель вышел из строя, и пришлось быстро уговаривать на эту роль охранника…
Я:            Ой, я боюсь, такой поворот заставит читателя забыть смысл рассказа.  ;
Гретта: Шучу)))
               
                04.02.2022. Хайфа.