Франсуаза Дольто. На стороне подростка. Ч. 1

Любовь Коваленко
"Система национального образования не даёт образования ни в любви, ни в уважении к другому, ни в уважении к себе самому".

"Для того, чтобы понять, что же такое незащищенность , ранимость подростка , представим себе раков и лангустов, меняющих панцирь: они прячутся в расщелины скал на время, нужное для образования нового панциря, который сможет их защитить. Но если в этот момент , когда они так уязвимы, на них кто то нападет и ранит их, рана эта сохранится навсегда, и панцирь лишь скроет шрамы, но не залечит раны".

В трудные периоды, когда подростку не по себе в мире взрослых, когда ему не хватает веры в себя, он находит поддержку в воображаемой жизни.

Когда у подростка появляются собственные мысли и он вмешивается в разговор взрослых, они тут же готовы поставить его на место, тогда как им следовало бы дать ему возможность высказаться. Именно в этот момент ему необходимо укрепить веру в себя.

"Любовь - это слишком большой риск погубить прошлое без надежды на будущее".

"Если им случается полюбить, они подвергаются опасности, потому что не знают, куда идут, потому что у них нет возможности заработать на жизнь и взять на себя ответственность за последствия этой любви."

"Общество не даёт поручительства за последствия юной любви, так что молодая пара не обладает даже правом переживать наиболее пылкую любовь именно тогда, когда она более всего к этому предрасположена. Это трагедия. Искушение Нарцисса возможно именно в силу отсутствия ритуалов переходного периода. Нарциссизм - это тоже самое, что эгоизм в любви: любят только себя самого, пребывая в иллюзии, что это кто-то другой, потому что нет иного выхода".

"Соединение тел ничего не значит, если нет планов на будущее, если любовь превращается лишь в нервную разрядку. Созидательная поэзия, которая рождается от встречи двух существ, должна иметь социальную поддержку, признание за любовью права на созидание, на создание общего творения. Нынче молодые люди лишены возможности строить планы на будущее, они вынуждены довольствоваться тем, что трутся друг о друга".

"Первый чувственный порыв приводит к вспышке случайной гомосексуальности в предпубертатный период, и общество только способствует ей, так как не помогает подросткам становиться взрослыми. Только научившись ответственности, они станут взрослыми, и тогда не нужно будет возвращаться в состояние предподросткового нарциссцизма".

Их дети стали взрослыми, раз они способны освободиться от родительского влияния, думая про себя следующее: "Родители есть родители, их не меняют, да я и не стремлюсь их поменять. Они не принимают меня таким, какой я есть, тем хуже для них, я от них ухожу". И уходят без всякого чувства вины".

"ВЗРОСЛЫЕ УКАЗЫВАЮТ ПОДРОСТКАМ ТОЛЬКО НА МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТРУДА, НЕ ПРЕДЛАГАЯ НИКАКИХ ИДЕАЛОВ, КОТОРЫЕ ПРИЗЫВАЮТ К ЭТОМУ ТРУДУ, И ПОТОМУ МОЛОДЫЕ ТАК БЕЗОРУЖНЫ И НЕЗАЩИЩЕНЫ".

"Сильнее всего заставляет подростка страдать такое положение вещей в семье, когда родители живут как дети, да ещё и соперничают с ними в этом. Это мир, вывернутый наизнанку. У нынешних мужчин подружки возраста собственных детей, а нынешним женщинам хочется нравиться приятелям своих сыновей, потому что они так и не вышли из отрочества. Они оказываются в ловушке у самих себя, отождествляя себя со своими детьми".

"Чрезвычайно страстная дружба подростка адресуется тем, с кем сексуальность в отношениях не предусмотрена".

"Кажется, Сартру недостаёт любви. Однако этот человек вызывал любовь, когда был молод, сам же он лишь поддавался соблазну, но не любил. По настоящему он любил только слова, только язык. Он действительно был влюблен в язык. Нечто похожее мы видим и в романе "Над пропастью во ржи".

"После 1950 года отрочество рассматривается уже не как кризис, а как состояние. Оно определено как философский опыт, опыт работы сознания. Отсюда прямая дорога к экзистенциализму и открытию абсурда. В этой интерпретации отрочество есть необходимое состояние для современного сознания, раскрывающее трагичность человеческого существования. Всякое человеческое существо, само того не зная, проходит по пути философов, причем проходит интуитивно, а не осознанно".

"Существует в подростках нечто такое, что не подвержено изменениям, нечто, что всегда с ними, - их потребность в дружбе. Вера в дружбу существует, и когда они её теряют, только тогда у них ничего не остаётся. Только дружба возвращает им живую жизнь".

"В прежние времена девушка, выходившая замуж не девственной, теряла свою ценность. В наше время девушка относится к первым сексуальным отношениям как к утверждению собственной личности".

"Общий невроз идут от затянувшегося отрочества у молодых людей, не получивших ни материнского, ни отцовского воспитания. Матери их любят, отцы направляют, но не воспитывают. Воспитанием чувств у мальчиков отцы не занимаются. Отцы не находят слов".

"Кому бы мне понравится?" Этот постулат ведёт девочек к тому, что они интересуются лишь своими женскими качествами, годными для обольщения, вместо того чтобы думать о том, как они будут воздействовать на чувства другого".

"Взрослые только разрушают мир, в котором хотят укрыться подростки, говоря им: "Это невозможно".

Франсуаза Дольто "На стороне подростка"