Ученик плотника

Марина Матизен
Моя бабушка не упоминала о моем прапрапрадеде. Либо я невнимательно слушала ее семейные легенды. Кто меня за это осудит? Я была молода и беспечна. В тему особо не погружалась.

Сегодня - другое дело. К генеалогическим поискам я отношусь серьезно. В наши дни появились новые инструменты изучения родословной, генеалогия переживает настоящий бум.

Как я начала поиски.
Сначала послала запрос в Национальный архив Эстонии. Из архива пришел ответ - знаете, кем был ваш прапрапра? Известным архитектором по имени Георг Фридрих Вильгельм Гейст. Денег за информацию не взяли.

Я потянула за ниточку и клубок стал постепенно раскручиваться.
Оказалось, творчество архитектора Гейста подробно описано в статье Эпи Товри «От мастера строителя до архитектора - Г. Ф. В. Гейст как дизайнер городского пространства Тарту в первой половине 19 века».

Материал с эстонского языка я переводила с помощью Гугл-переводчика.
В ревизиях (сайт SAAGA) нашлись данные о составе семьи архитектора.
Реальную поддержку я получила от участников генеалогических групп в социальных сетях. Спасибо всем большое.
И конечно же, всемирная паутина была мне в помощь. Куда же без неё))

Георг Фридрих Вильгельм Гейст (Georg Friedrich Wilhelm Geist) родился в 1782 году в городе Касселе ландграфства Гессен-Кассель.
Попытаюсь несколькими штрихами описать родной город моего предка.

Прежде всего, Кассель - это сказки братьев Гримм. Особая атмосфера города пробудила у будущих писателей фантазию и вдохновение. Они прожили там довольно долгое время: учились в лицее, изучали местный фольклор, собирали старинные сказания; там же они издали свой первый сборник сказок.

Графство  Гессен-Кассель в то время управлялось  Фридрихом II (годы правления с 1760 по 1785). Ландграф вел активную политическую деятельность, участвовал во многих войнах. После окончания Семилетней войны, увлеченный идеями французского просвещения, он активно проводил реформы, вел обширное строительство, приглашал в страну архитекторов, деятелей науки и искусства.

В 1777 году Фридрих II основал в Касселе Академию искусств.
В 1779 году открылся Фридерицианум - первый открытый для посещений, публичный музей на европейском континенте.
Картинная галерея Касселя соперничала с Дрезденской, а горный Парк Вильгельмсхёэ с каскадами и водопадами - с французским Версалем.

Ещё один штрих. Фридрих II держал под ружьем 7% населения. Все мужчины в возрасте от 16 до 30 лет, ростом более 170 см считались годными к военной службе. Их призывали по необходимости. Дело в том, что ландграф сдавал в аренду другим государствам свои собственные войска. За большие деньги, разумеется. Так пополнялась казна ландграфства.
Подобная практика существовала давно, просто Фрилрих II преуспел в данном предприятии - поставлял гессеннских солдат воюющим сторонам не только Европы, но и Америки.

Что касается моего прапрапра, у него была мирная профессия. К своим 22 годам Георг Гейст умел хорошо рисовать и был хорошим плотником. Столярному мастерству его обучил местный плотник Конрад Вагнер.

В 1804 году Гейст отправился за две тысячи километров в Российскую империю на строительство Дерптского Университета.
А возможно, он бежал от воинской повинности.

Как бы там ни было, Георг Гейст отправился в Россию за лучшей жизнью.

Фото:
* площадь Фридриха. Кассель. 1783 г.;
* памятник братьям Гримм;
* горный Парк Вильгельмсхёэ.