Кедровые шишки

Лариса Иванова 1
 
Угостили кедровыми шишками. Я таких лет 20 точно не ела. В магазине они доступны круглый год. Дорогие. Как- то я их купила. Разочаровалась. Не потому, что они были невкусными. Съесть я их съела, но удовольствия не получила. Только теперь поняла причину: не было самого процесса, который связан у меня с кедровыми шишками. Во- первых, мы очень ждали, когда братья пойдут за ними. Кедры дают урожай раз в два- четыре года. Нас, девчонок, они не брали: далеко. Мы, наверное, мелкими были, если не брали с собой. Я до сих пор не знаю, насколько далеко от нас растут кедры. Я там ни разу не была, но знаю, сначала на лодке добираешься до Кедрового Шора, а потом пешком. До кедровых плантаций налегке, оттуда с рюкзаком, набитым шишками. Если шишки дозрели для сбора, то их с веток легко сбить палками или просто сотрясая ветки. Самые спелые шишки- это, когда они сами падают на землю от ветра. Непременно нужно дождаться срока дозревания, иначе намучаешься, добывая эти шишки. Плоды держатся на ветвях крепко. До созревания шишки сине-фиолетовые, после созревания – коричневые. Свежие шишки тяжелые, много не унесешь. Поэтому они для нас были редким лакомством. Принести домой смоляные шишки полдела. Их нужно обработать так, чтобы можно было выковырять орешки. Самый легкий способ- варить. Мне больше нравилось, когда шишки обжигали на костре. Это целый ритуал: разжечь костер и следить, чтобы не сгорели. В костре сгорала смола, а на шишках раскрывались лепестки, превращая кедровый плод в розу. Дождаться, чтобы они остыли, уже не хватало терпения. Обжигаясь, пачкаясь золой, мы щелкали, как белки, уже мягкую скорлупу, чтобы достать заветные и вкуснющие кедровые ядра. Разве такие воспоминания купишь в магазине?
08.2021. Лариса Иванова (Абраменко). Фото автора.