Амазонки, берберы, гуанчи и эльфы

Олег Гуцуляк
1.

Все античные рассказы об амазонках в Греции, Малой Азии, Кавказе и Скифии исходят из того, что там они появились из свой изначальной родины – Ливии, возле горы Атлас (!) (Геродот, «История», IV, 184), у озера Тритон (Тритония, Тритонида), которое было отделено от Средиземного моря простым земляным валом (видимо, аналог египетского оазиса Фаюм), но, как сообщает Диодор Сицилийский, из-за землетрясения оно исчезло. Некоторые исследователи отождествляют его с Тунисским заливом.

На берегу этого же ливийского озера Тритон явилась миру богиня Афина (поэтому Гомер величает её «Тритонией») во всем военном облачении, «выпрыгнув» из головы Зевса (и будучи рожденной первой женой Зевса океанидой Метидой «Разум», которую Громовержец проглотил беременной), или родившись из земли.

Геродот сообщает о живущих вокруг этого озера Тритонида ливийских племенах махлиев и авсеев и, из которых первые почитают больше Посейдона, а вторые – Афину, и оба «… Афину же они почитают дочерью Посейдона и богини озера Тритониды. Поссорившись со своим отцом (т.е. Посейдоном, – О.Г.), она предалась Зевсу, и тот принял ее как свою дочь» (Геродот, «История», IV, 180). Другие версии мифа рассказывают именно о ссоре с Зевсом и что Афина была союзницей Геры и Посейдона против Зевса (Гомер, «Иллиада» I 400).

Римский историк Диодор в III и V книгах из своего труда «Историческая библиотека», рассказывая о живущих у Тритонского озера ливийских амазонках и их нападении на атлантов, живущих около гор Атласа в Северной Африке, говорит, что Аммон поручил Афине и её девам-воительницам (амазонкам) охранять ребёнка Диониса (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека III 70:2; ІІІ, 71: 4-5). Когда гиганты разорвали младенца Диониса, Афина спасает его сердце и командует амазонками во время борьбы с гигантами (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека ІІІ, 71,5), а также в других войнах на стороне Зевса и Диониса (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека ІІІ, 73,7). Зевс победил гигантов на колеснице, которой правила Афина (Еврипид, «Ион» 1528-1529). Среди жертв Афины – Астер, гигант с острова Кос (Меропида, фр.4-6 Бернабе), в честь победы над котором и были установлены празднества Панафиней (Аристотель, фр.594 Розе).

Как видим, знаменитый завоевательный поход  на Египет и Грецию, приписываемый Платоном «атлантам», у Диодора соотносится и с «амазонками» культа Диониса (амазономахия именно представлена на портике знаменитого храма Парфенон в Афинах). Но Диодор вынужден был учитывать существование платоновского нарратива об Атлантиде, поэтому у него и "атланты" оказываются жертвами экспансии амазонок вместе с египтянами, греками, фракийцами и скифами.

2.

Вероятнее всего, под ливийскими амазонками следует понимать берберов [Фурсова Е. Н. Берберский вопрос и проблема самоидентификации коренного населения Северной Африки на примере современного алжирского общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. – 2018. – Т. 10, Вып. 2. – С. 254-268. – https://doi.org/10.21638/11701/spbu13.2018.209], самоназванием которых является «амазиги» (imazi;en; ед. ч. amazi;) – «свободные, благородные, светлые люди» (ср. с гуанчским названием лагеря, деревни – amazy, которое посредством добавления аффикса превращается в tamazite, а у берберов один из народов, проживающии; в Марокко, известен под именем tamazigt). И действительно, среди амазигов много рыжеволосых, белокожих людей с голубыми или светло-карыми глазами. В частности, именно такими изображали их на стенах храмов и зданий в Древнем Египте и времен римського владычества в Марокко, Ливии и Тунисе (Кирене, Лептис-Магне и Сабрате). Древние египтяне называли их «машуеш» (одно из ливийских племен), Геродот – «максиес», «мазиес» (о Ливии), также в античности жителей северных берберов называли «масилы» (в Нумидии, ніне – Алжир и Тунис) и «масасилы» (запад Алжира и Марокко). Приставка «мас, мес / маз, мез», которая применялась к именам нумидийских царей (например: Массиниса), встречается до сих пор в фамилиях североафриканцев (Мазари, Мазуни, Мазали, Мзали, Месали, Месис и пр.). Также, известно название деревни Amagaz (произнести а-Магесс) в восточной Кабилии (Алжир).

В Египте неоднократно правили династии фараонов ливийского происхождения, а римський император Септимий Север, основавший династию Северов (193-235 гг.), был по происхождению из амазигов-берберов.

Среди многочисленных берберских народов можно выделить основные: амацирги – заселяют земли в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф, от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла; шиллу в южном Марокко, занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт. Пространствами; кабилы (от арабского qab;lah — «племя») – народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан); шауйя – народ в Алжире, населяет Орес, а главный город – Батна; туареги – берберы Сахары, населяющие пустыни, живут, разделенные огромными.

Именно из берберов-амазигов наиболее известна народность туарегов. У них есть легенда, что корни их идут от легендарной праматери и великой правительницы, царицы Сахары – Тин Хинан (Tin-Hinan), которая была амазонкой и пришла в Хоггар (Ахаггар) на белом верблюде со своей служанкой Такамат из южной области нынешнего Марокко, называвшегося Тафилалет (оазис Тафилальт в Атласских  горах). По преданию к ней приезжали многочисленные поклонники желающие на ней жениться, однако после совокупления она всех их убивала. Царица и служанка рожали детей, положив начало роду туарегов. От царицы произошли ихаггарены (благородное племя), а от служанки – имрады (племя вассалов). В 1925 г. в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины, лежащей лицом на восток, завёрнутый в кожаные полосы красного цвета. Многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан. Тело в наши дни находится в Музее Бардо в Алжире. Рядом стояли сосуды и мехи, в которых были съестные припасы и питьё. Там же лежали всевозможные украшения: браслеты, кольца, ожерелья, также в гробнице было найдено грубо исполненное из камня изображение женщины  ориньякской культуры – древнейшая каменная скульптура Сахары. В городе Таманрассет проходит ежегодный фестиваль, названный в честь Тин-Хинан.

Хотя по религии туареги — мусульмане-сунниты, однако они сохранили много матриархальных традиций, таких как матрилинейную родовую организацию, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный брак. В тех племенах, в которых еще не доминируют исламские фундаменталисты, женщины пользуются большими правами, почетом и уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, в то время как мужчине позволительно быть неграмотным. В отличие от большинства мусульманок, туарегские женщины ходят с открытыми лицами, тогда как мужчины их закрывают, заматывая лицо и голову специальным шарфом «тагельмуст». Несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, у настоящего туарега имеется только одна жена. Тем не менее, традиция, обеспечивающая женщине почти неограниченную свободу, позволяет незамужней женщине самой выбирать любовников, что повышает ее статус, любовный опыт и привлекательность для мужчин. Развод женщины, хотя это и редкость, торжественно празднуется всем кланом. Туарегские женщины отличаются большой силой и выносливостью, а изнасилования у туарегов крайне редки. Туарегские девушки охотно борются между собой – тогда, когда пожелают. Женская борьба – это неотъемлемая часть традиционной туарегской культуры. Причиной поединка может быть утверждение себя в женском обществе, спор из-за любовника или просто желание померяться силами. Девичья борьба – это также часть ритуалов посвящения девушки во взрослый женский мир [Worley Barbara A. Where all the Women are Strong (Women of the Tuareg tribe)" by // Natural History.  – 1992. – Vol. 101, N 11. – P. 54].

В кабильской фольклоре есть своя птица-феникс: это сокол (или ястреб), вернее самка сокола, то есть соколиха, Tha-Nina (tha – женский артикль). Она является символом возрождения, женской красоты и просто женским именем.

Существовали у туарегов индивидуальные касты. Имошаги – благородные туареги-воины. Инеслемены – были религиозными жрецами. Имгады – пасли лошадей, коз, а позднее и верблюдов. Ремесленники — инедены – изготовляют мечи и седла. А икланами называли рабов, захваченных в караванных набегах.

3.

Сведения о культуре гуанчей Канарских островов, обнаруживающей многие параллели с культурой туарегов Магриба, также сообщают об особой категории женщин: «… Священные девушки на Канарах на языке гуанчей назывались maguadas. Как пишет Д. Вельфель, эти священнослужительницы на Гран-Канарии «... выполняли особые функции и жили взаперти, при этом, видимо, поддерживая тесные отношения с царями, как юные священнослужительницы Солнца у инков. Эти юные девушки были из семей дворянства и князей». У этих жриц были особые школы – школы инициации.
Командовали ими, видимо, старшие священнослужительницы – serfakahera. Родственным словом maguadas – священным девушкам — является magadas, что означало род монахинь или религиозных женщин, т.е. эти женщины кому-то поклонялись, богу или богине. Эти женщины первыми претендуют на роль амазонок, когда-то вышедших с острова Гесперия. Культ священных женщин, существовавший на Канарах, возможно, был наследником культа, бытовавшего на Атлантиде. Этот культ берет начало от дочерей Атланта, которые, как пишут древние, явились родоначальницами человечества. Но дочери Атланта жили в глубокой древности, ведь Атлант, согласно Платону, был первым сыном Посейдона. Значит, культ дочерей Атланта существовал довольно долгое время на Атлантиде, а потом остался на Канарах, так как по преданиям гуанчей, их острова являются осколком некогда большой земли. Гуанчи считали, что некогда существовала большая островная империя. Когда испанцы смогли заговорить с ними, гуанчи выражали удивление по поводу того, что остались еще другие люди, т.к. они думали, что все человечество погибло в катастрофе. Свои острова гуанчи считали вершинами гор, некогда бывших над поверхностью воды» [Вагабов А. Культ Атлантиды. Очерк легендарной античной истории// Записная книжка пессимистического оптимиста. –
«… В Сахаре, в центральнои; ее части, где живут туареги, имеются надгробные сооружения в форме каблука, сложенные из мельчаи;ших камнеи;. Подобные же сооружения имеются в Шотландии. То есть налицо соответствие древних археологических слоев Шотландии и Сахары, где жили ливии;цы. Оставить такие следы могли только народы с родственнои; культурои;… Стоунхендж и Каллениш … можно связать с … дольменами Севернои; Африки – в Алжире и Тунисе, как и с менгирами в раи;оне Танжер, которые вполне могут быть тем, что древние называли Геркулесовыми столпами. На Канарах существовали мегалитические каменные круги efeguenes – «дома культа и преданности», такие круги можно связать со Стоунхенджем и соединить культуру людеи;, строивших Стоунхендж, и культуру гуанчеи;» [Вагабов А. Культ Атлантиды. Очерк легендарной античной истории// Записная книжка пессимистического оптимиста. –
«… Собрания гуанчи проводили в так называемом tagoror. Это была постройка овальной или круглой формы, в нём заседал совет старейшин и вершилось правосудие. На площадке около этого сооружения исполнялись обрядовые танцы и игры. В этом сооружении проходила коронация правителя. Провозглашение короля было следующим: старики племени собирались в tagoror, неся с собой кость, завёрнутую в меха, которая принадлежала самой древней династии гуанчей. Они делали провозглашение и предлагали новому королю поцеловать кость, после чего располагали её на его голове и на своих плечах, распевая: Agone Yacoron Ynatzahana Chaconamet. Эти слова означали: «Я клянусь костью в тот день, в который ты был возвеличен». Затем, они собирали людей, чтобы показать им их нового правителя и устраивали общественный фестиваль. Этот обряд коронации был настолько святым для них, что, если он происходил во время войны, устанавливался нерушимый мир… На Канарах найдены интересные предметы – pintaderas. Они были величиной с монету и предназначались для нанесения рисунка, а также служили в качестве печаток, представляя из себя концентрические круги, квадраты, кресты» [Вагабов А. Тайна происхождения гуанчей – древних жителей Канарских островов // Relga : научно-культуролгический журнал. – 2022. – № 2. – 07.02. –
«… По языку гуанчи были родственны берберо-ливийским народам Северной Африки. Вот примеры нескольких соответствий между языками гуанчей и их соседями из Северной Африки, преимущественно туарегов, но есть и отдельные слова из языков разных племён берберов:

1. Aho (молоко на языке Гран-Канарии, Лансароте, Фуэртевентуры), Ahof, Ajof (молоко на языке Тенерифе), соответственно, Ah (молоко на языке туарегов ahaggar); Ayui (молоко на языке demnat); Ayeb(на языке audjila);

2. Catana (храбрецы, герои на языке Тенерифе) соотв. Katu, Katuten (храбрец, герой на языке ahaggar);

3. Aguere, Aguerre (озеро, лагуна на языке Тенерифе) соотв. E-gereu (море, озеро, большая река на языке ahaggar);

4. Acodetti (четыре на языке Гран-Канарии) соотв. Okkoz (четыре на языке ahaggar), Akkiz (четыре на языке Ghadames), Akkoz, Akkot (на языке зенага);

5. Afrechos (солома, мякина на языке Гран-Канарии) соотв. Ta-ferk-it («кусочек сухой коры» на языке ahaggar), A-frekk-I («кора», «корка хлеба» на языке семлаль)…»
[Вагабов А. Тайна происхождения гуанчей – древних жителей Канарских островов // Relga : научно-культуролгический журнал. – 2022. – № 2. – 07.02. – ].

4.

Интересно слово, которое у гуанчей служило для обозначения свиньи: «… Крупнейший исследователь гуанчского языка австрискиий ученыий Д. Вельфель пишет, что слово «свинья» вместе со словом «молоко» служит доказательством связи языка гуанчей с берберскими языками. На гуанчском свинья ilfe, на шильх свинья ilf, на кабильском ilef, на шауйя- ilf / ilfan» [Вагабов А. Культ Атлантиды. Очерк легендарной античной истории// Записная книжка пессимистического оптимиста. – https://kobol-caprica.blogspot.com/2022/01/blog-post_08.html].

Оно очень похоже на слово, каким индоевропейцы (кельты и германцы) называли своих до-индоевропейских предшественников на побережье Атлантического океана – «эльфы» (elf, elv, alv, alfr). Но вряд ли это пренебрежительное прозвище, так как в Западной Европе свинья всегда была символом богатства, и часто соотносилась с солнечным божеством («Свинка – золотая щетинка»), для которого была любимым жертвоприношением.

В германо-скандинавской мифологии сами эльфы / альвы почитаются как духи природы, живут в своей стране Альвхейме. Эсть «светлые эльфы» (или «фейри», «феи», fairy, fee, от индоевроп. «пери», «приятные» – «красивые» как термин на обозначение коренного до-индоевропейского населения), обликом своим они прекраснее солнца. Правит альвами бог-кузнец Велунд. Но есть и «темные эльфы» (или пикси, pixie) – дверги, или цверги, – подземные карлики, искусные кузнецы. Они живут под землёй и боятся света, лучи солнца превращают их в камень. Они похищают скот и детей, а также горазды на мелкие пакости, так как у эльфов есть один особенно неприятный порок: это их страсть к воровству. Они постоянно стараются уводить в невест тотчас после венца и уносить новорождённых детей до крещения. На место похищенных малюток кладут они в колыбели каких-то своих детей, которые мучают всех окружающих несносным криком, злостью и капризами. Много существует разных преданий о том, как они дарили людям произведения своих кузниц. Такие подарки всегда обладали какими-нибудь особенными свойствами. Но беда, если подарки эти бывали вынужденными: карлики, в отмщенье, всегда умели наделять их такими свойствами, что получивший их в целую жизнь свою не мог себе простить насилия, сделанного хитрому кузнецу-волшебнику. Таким образом, общая черта всех эльфов – их красота и наличие магических способностей.

В Ирландии считают, что с приходом современных людей все эльфы ушли жить не на поверхности земли, а внутри холмов, именуемых «сиды». Отсюда и ирландское их название – сиды (S;dhe) или ши (Shee). Сиды стройные и прекрасны лицом. Однако одного их прикосновения достаточно, чтобы свести человека с ума; стрелы сидов, с пропитанными ядом наконечниками, убивают на месте. Правит сидами королева Медб – красавица с голубыми глазами и длинными белокурыми волосами. Тот, кому доведётся увидеть её, умрёт от любви и тоски. Если сидам не докучать, они не обратят на людей ни малейшего внимания. У них своя жизнь, свои заботы – они пасут свой чудесный скот, танцуют, попивают виски,, музицируют. Особенно остерегаться сидов следует в Хеллоуин (31 октября – древний языческий праздник у кельтов, начало нового года. Считается, что в это время сиды переселяются из одних холмов в другие. Именно сиды часто соблазняют и увлекают за собой смертных мужчин (рыцарей, воинов или принцев).  В ирландской саге «Исчезновение Кондлы Прекрасного, сына Конда Ста Битв» рассказывается, что девушка из сидов долго соблазняла одного юношу. Она говорила ему: «– Я пришла из страны живых, из страны, где нет ни смерти, ни невзгод. Там у нас длится беспрерывный пир, которого не надо готовить. В большом сиде обитаем мы, и потому племенем сидов зовемся мы. Пойдём со мной, мой возлюбленный. Золотой венец покроет твой пурпурный лик, Чтоб почтить твой царственный облик. Пожелай лишь – и никогда не увянут ни юность, ни красота твоих черт, пленительных до скончания века». Дважды друидам удавалось рассеять чары сидов, но на третий раз, когда девушка спела: «Давно влечёт тебя сладкое желание, со мной за волну унестись ты хочешь. Если войдешь в мою стеклянную ладью, мы достигнем царства Победоносного. Есть иная страна, далёкая, мила она тому, кто отыщет её. Хоть, вижу я, садится уж солнце. Мы её, далекой, достигнем до ночи». Юноша прыгнул в стеклянную ладью и уплыл вместе с девушкой, и больше его среди людей не встречали.

«… Ирландские саги говорят нам о загадочных островах женщин, располагавшихся некогда в Атлантике. Их страна называлась Эмаи;н. О стране Эмаи;н можно узнать из ирландских саг, в частности из «Плавания Брана, сына Фебала». Эти стихи произносит женщина:

Есть далекии;, далекии; остров,
Вокруг которого, сверкают кони мореи;...
Там неведома горесть и неведом обман.
На земле роднои;, плодоноснои;
Нет ни капли горечи, ни капли зла,
Все – сладкая музыка, нежащая слух...
О многовидная морская Эмаи;н,
И близкая и далекая,
С тысячами женщин в пестрых одеждах,
Окаи;мленная светлым морем!
Есть трижды пятьдесят островов
Средь океана, от нас на запад.
Больше Ирландии вдвое
Каждыи; из них, или втрое...
Предприми плавание по светлому морю
Быть может, ты достигнешь страны женщин» [Вагабов А. Культ Атлантиды. Очерк легендарной античной истории// Записная книжка пессимистического оптимиста. – https://kobol-caprica.blogspot.com/2022/01/blog-post_08.html].