Хочу поесть в ресторане

Ольга Чемерская
(сентиментальная история)

Мама всегда отличалась необыкновенной скромностью. Её обычными фразами были: «мне ничего не нужно», «не стоит беспокоиться», «не суетись, сынок», даже теперь, когда Богдан подозревал самое худшее.

Ещё лет десять назад Богдан не мог ей ничего предложить – сам еле стоял на ногах. Теперь он готов положить мир у её ног, а мама только отводила рукой:

– Вот жива, и ничего мне больше и не надо!

– Мама, давай ко мне переедешь? Там и Варя, и Сашка рядом… всё веселее и присмотрят за тобой...

– Что я безрукая какая, за мной приглядывать? Хожу сама. Кашу сварить могу…Пока справляюсь буду у себя жить. Ни хочу быть в тягость тебе и жене твоей. Она вон какая, хорошая! А стану я под ногами болтаться…

– Мама, ну что такое говоришь. Обидно прям…

Богдан привез маму домой из больницы, разгрузил пакет с продуктами, аккуратно разложив всё по полкам холодильника. Рассказал, как принимать лекарства, выписанные доктором и обняв вышел за дверь.

Они виделись почти каждый день. Мама не жаловалась, но Богдан замечал, когда она незаметно постанывала или украдкой хваталась за бок. Он был хорошим заботливым сыном – он тут же вёз маму к доктору. Не дай бог проворонить что-то серьёзное, а потом переживать об упущенных возможностях. Правда последний год доктор был немногословен и однажды сказал кощунственную вещь. Сказал, что мало чем может помочь – старость практически не лечится.

Мама родила Богдана поздно – в сорок три. Именно тогда она поняла, что выйти замуж уже не суждено и, «нагуляла» себе ребёночка. Нагло так: подошла к парню на танцплощадке и сказала: «Хочу родить от тебя. Ты мне подходишь». Она всегда считала себя страшненькой, и Богдан искренне не понимал – почему мама так говорит? Для него она красавица. Он предполагал, что она была слишком застенчива, чтобы дружить, вот и придумала себе оправдание. Растила сына одна, отдавая долгожданному ребенку всю свою любовь и заботу. Бывало, что жила впроголодь, но у ребёнка всегда на столе была котлетка и яблоко, новые брючки и чистенькие отглаженные рубашечки. Она не путешествовала дальше своего города, не носила золото и даже от норковой шубы отказалась год назад, хоть сын умалял позволить ему её купить. Он хотел хоть как-то отблагодарить мать. Дать ей всё самое лучшее. Но кроме каких-то банальных мелочей, она ничего не просила и не принимала: «Слава богу одета, обута, накормлена. На улице с протянутой рукой не стою, а значит всё уже хорошо. Наградил меня господь сынком – дай бог каждому» – с любовью повторяла его мама.

Богдан немного обижался на неё, но мама всегда такой была. Из двух вещей выбирала, что подешевше. Пенсию получала мизерную – даже на гpoб не скопить, поэтому старалась как можно меньше тратить. Зачем ей в семьдесят с гаком всякие роскошества?

Вздохнул Богдан и сев в дорогой автомобиль поехал на работу, лишь поздно вечером вернувшись домой.

– Мама, спокойной ночи….

– …Спокойной ночи сынок, – выдохнула она и повесила трубку.

Уснул мужчина поздно. Работал с бумагами, с сынишкой поиграл и только ближе к часу ночи лег спать. Снился Богдану сон: мама его, нарядная, молодая стоит на зелёной поляне, усыпанной яркими цветами и улыбается. Подходит к ней Богдан, а мама ему говорит: «Сядем на скамейку, разговор есть. Я долго думала: чем ты можешь меня порадовать, угодить старухе. И придумала – своди меня в ресторан! Я же за всю жизнь ни разу в ресторане не была! Чтобы на столе и красная икра была и чёрная…котлета по-киевски, вино дорогое – настоящее…Пригласи только самых близких друзей. Родни то у нас нет. Но, вот соседка моя…и доктор. Очень хороший человек. Антошка из соседнего подъезда – знаешь его? Он меня любил…И пусть весело будет.

Проснулся Богдан от беспокойства. Никогда мама ничего не просила… и кинулся к телефону. А в телефоне лишь долгие гудки…

Как и просила мама во сне, заказал Богдан поминки в ресторане. Собралась хорошая компания. Шутили и смеялись сквозь слезы. Стол был богатый…а в конце вечера в подарок от ресторана – в зал внесли торт со свечками.

– У вас же день рождения сегодня? – спросил официант. – Сколько имениннику? – спросил он, показывая на пустой стул, где напротив стояло блюдо наполненное едой и бокал вина.

– А как вы угадали? Имениннице семьдесят пять сегодня. Угощайтесь, – сказал Богдан и отрезал кусок торта официанту. Тот обескураженный, но явно довольный принял торт и откланявшись ушел.

Покидая зал Богдан последний раз взглянул на мамино место – полкусочка семги было съедено, надкушена «котлета по-киевски» и вина в бокале сильно поубавилось…Богдан улыбнулся и вышел из ресторана довольный.