На волне моей памяти - 3

Лидия Гончарова Ястребова
  Хочу поделиться осколками воспоминаний о моей прабабушке Дибровой Татьяне.
Кубанские родственники вспоминали, что Татьяна  была женщиной недюжинной силы. Говорили,  что  даже размер ноги у неё был сороковой.
В гражданскую войну она воевала в отрядах Кочубея в кубанских плавнях, активно боролась за установление Советской власти на Кубани.
 Об этих событиях есть повесть Серафимовича  "Железный  поток".
 Всю жизнь она ходила в красной косынке.
  В станице   до конца жизни  её звали Красная Партизанка.
Вспоминают, что она отличалась свободомыслием, была остра на язычок,
 могла высказать правду - матку,  не
взирая на лица,  хоть председателю колхоза,  хоть батюшке в церкви, хоть станичному  атаману. Не изменила своим принципам и привычкам Татьяна и в период оккупации,  когда немцы захватили станицу. Также ходила в красной косынке,  прямым текстом высказывала всё,  что думала о немцах и их приспешниках,
вступала в перепалку и бранилась с  полицейскими и немцами, когда они приходили  отбирать у станичников  продукты.   Вообщем не умерила свой пыл и свой норов   гордая казачка.
Чтобы остальным станичникам неповадно было такое поведение,  полицейские забрали её в участок,  и собрав всех станичников на площади, выпороли её нагайками.
Это было уже в конце оккупации.  Мама потом вспоминала, что спина у бабушки была как кровавое месиво и не было никаких медикаментов,  чтобы помочь ей,  уменьшить боль и ускорить заживление.
Вскоре после освобождения Кубани от фашистских захватчиков она умерла.  Эти побои подорвали жизнь гордой казачки.

А вот  история еще одной моей бабушки - Марфы Ивановны Кулинич   -   родной сестры моего деда Диброва Михаила Ивановича.
Баба Марфа во время немецкой оккупации  спасла от расстрела  семью председателя колхоза.
Когда немцы захватили станицу,  они начали  расстреливать семьи колхозных активистов.  Жена председателя с тремя детьми днём спрятались  на поле в зарослях кукурузы,  а ночью прокралась к хате бабушки Марфы и умоляла её укрыть их. Бабушка  не могла отказать и спрятала их в своём погребе. Я думаю, что  наверное она понимала , что если бы немцы нашли, кого она скрывает,  то расстреляли бы и их,  а также её вместе  детьми. Детей у неё было трое  - Галя , Муся и полуторагодовалый Ванечка - вот кем она рисковала,  но видимо иначе поступить не могла...

Между прочим об этом поступке бабы Марфы я узнала будучи уже взрослым человеком, когда  после института  приехала  в Ижевск.
 Случайно купила газету ЗОЖ (Здоровый образ жизни) и прочитала там заметку той самой женщины  -  жены председателя колхоза,  семью которой  бабушка спасла от расстрела.
Она подробно описывала как баба Марфа спасала их и благодарила бабушку.
Я сказала маме : "Ведь бабушка совершила подвиг,   почему я до сих пор об этом не знала ?"
На что мама ответила : " Просто речь об этом не заходила.  Но я думаю,  что на месте бабы Марфы каждый  из наших родичей поступил бы точно также."

             21 марта 2019 г.