К атрибуции портрета из Орловского музея

Владимир Варнек
Продолжим обсуждение двух женских портретов, начатое в предыдущей миниатюре [1] c целью выявления сходства (или различия) лиц женщин на данных портретах и установления личности молодой женщины в белом платье  с красной шалью на живописном портрете из Орловского музея изобразительных искусств.

Напомню, что согласно музейной версии запечатлена на данном портрете княгиня Куракина Елизавета Борисовна (1790 -1871), выполнен портрет в 1811, 1812 гг., а автором его является художник-портретист Варнек  Александр Григорьевич (1782 – 1843) [2].

Второй портрет, находящийся в собрании ГТГ, с изображением княгини Куракиной Е.Б., который мы используем для сравнения с портретом из собрания ОМИИ, выполнил в 1817 году известный русский художник-аквалерист  Соколов Петр Федорович  (1787 -1848).

В интернете  мною найден документ под названием  «Пётр Фёдорович Соколов (Pyotr Sokolov) — художник (+140 работ)», в котором представлено 140 его акварельных портретов, и удивительно то, что практически для всех портретов указаны имена запечатленных лиц и даты их исполнения. 

Все это вселяет уверенность в том, что на акварельном портрете Куракиной Елизаветы Борисовны, выполненном художником в 1817 году, запечатлена именно она, а ее акварельный портрет с высокой надежностью  может быть использован при атрибуции женского портрета из собрания ОМИИ. Но поскольку на картинках с изображениями полных портретов черты лиц портретируемых выглядят «мелкими», я  использовал в своей работе фрагменты данных двух портретов с изображениями лиц портретируемых. 

Слева к публикации приложен фрагмент акварельного портрета княгини Куракиной  из ГТГ, а справа – фрагмент живописного портрета  «женщины в красной шали» из ОМИИ. Будем для краткости называть эти портреты первым и вторым (что не соответствует их нумерации в [1], т.к. слева в ней помещен портрет из ОМИИ). 

Сравнивая изображения, прихожу к заключению, что нос на первом портрете является более длинным, а крылья носа не такие широкие, как на втором портрете.  Расстояние же между кончиком носа и верхней губой на втором портрете несколько превышает это же расстояние на первом портрете.  Нижняя губа на втором портрете является несколько более широкой и более длинной.  Расстояние от кончика носа до подбородка на первом портрете  превышает такое же расстояние на втором портрете,  а сама форма лица на втором портрете является более округлой

Но самые главные различия обнаруживаются в глазах: на первом портрете глаза  у модели являются карими, а на втором портрете  они  голубые!
Поэтому прихожу к заключению, что на портретах из ГТГ и ОМИИ изображены  разные модели!   А поскольку на портрете из ГТГ с большой вероятностью была запечатлена княгиня Куракина Елизавета Борисовна, то возникают большие сомнения в том, что она же запечатлена и на портрете из ОМИИ.

И это мне в чем-то даже нравится, поскольку раньше было досадно, что такая обаятельная  модель «в минуту религиозной экзальтации  сожгла себе руку на жаровне, вследствие чего пришлось сделать ее ампутацию» (см. описание портрета в ОМИИ) [1]. 

Но кто же тогда запечатлен на портрете из собрания ОМИИ? Вопрос этот непростой и, прежде всего, по той причине, что в известных опубликованных списках работ художника А.Г. Варнека  довольно много утерянных портретов [3 -5], а названия многих портретов  часто несут малоинформативную информации о людях, запечатленных на них. 

Так на известной петербургской художественной выставке 1824 года было  представлено шесть портретов художника  А.Г. Варнека, среди которых находились  два женских портрета, один из которых принадлежал  супруге князя Н.Б. Голицына, а второй - госпоже  С, без указания фамилии.  Конференц-секретарь Академии художеств  В.И. Григорович так написал о них в своей статье: «Портрет княгини  написан в повороте прелестном, живописном костюме и кистью весьма приятною, а портрет госпожи С… нравится необыкновенным выражением тела. Оба женских портрета так освещены, что почти без теней [6].  Трудно отыскать утерянный портрет, используя лишь такие формулировки.

Не исключено, что в каком-то из списков работ художника указан  в завуалированной форме  и портрет молодой женщины  с красной шалью из собрания ОМИИ, типа «парный портрет» князя.  Действительно, в статье [2] старший научный сотрудник  музея  Валентина  Федоровна Василенко упоминает, что у данного портрета был несохранившийся мужской портрет, и, возможно, этот факт следует учитывать в первую очередь  при атрибуции обсуждаемого  женского портрета.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Владимир Варнек. Загадочный портрет из Орловского музея . проза.ру  10.02.2022.
2. В.Ф. Василенко. Кто изображен на портрете кисти А.Г. Варнека? История атрибуции одного портрета. Материалы научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». Вып. VIII». М. : Магнум Арс, 2004. 10.02.2022.
3. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. также статью в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
4.  Ракова М.М. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Список портретов работы А.Г. Варнека. М.: 1966. С.320 –325.
5. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
6. Григорович В.И. Избранные труды / сост., вступ. ст. и примеч. Н.С. Беляева; науч. ред. Г.В. Бахарева; БАН. — СПб.: Лема, 2012. — 480 с.: ил.         11.02.2022.