Философия витализма

Инквизитор Эйзенхорн 2
ФИЛОСОФИЯ ВИТАЛИЗМА
Паскаль Нувель (групповой псевдоним)

Если мысль о жизни, которая больше двух столетий после ее канонической формулировки в т. н. школе Монпелье продолжает удивлять и интриговать, то это мысль виталистическая (1). Любопытство в стиле барокко, если оно касается истории идей (2), содержит также глубокое понимание сущности живого и его отличие от косной материи (3). Это расхождение оценок соответствует, кроме того, отчасти, двум разным смыслам, которые может иметь термин «витализм ».
Первая полная формулировка виталистской доктрины содержится в "новых элементах науки о человеке" (1778). Она принадлежит доктору Монпелье Полю -Жозефу Бартезу (1734-1806). Теофиль де Борде (1722-1776), другой врач из Монпелье, друг Дени Дидро (последний поставит его на сцену во сне д'Аламбера), по-видимому, является создателем термина » витализм", который использует Бартез. Эта мысль возникла как реакция на декартовский механицизм (4). Но концепция витализма возникает раньше этих формулировок, у автора флогистики Георга Фредерика Шталя (1660-1734) (5) . Однако эти два понятия вместе имеют более чем одну аналогию. Можно сказать, что флогистика для химии - это то же самое, что витализм для биологии : упрямая, соблазнительная гипотеза, которая, прежде всего, может быть истолкована по -разному, так что поражение одного из способов интерпретации концепции часто является лишь возрождением другого. Лавуазье скажет о флогистике: "это настоящий Протей, который меняет свою форму каждый момент. "То же самое можно сказать и о витализме. Мы помним, что Гастон Башляр считал, что флогистика относится к устаревшей истории химии. По его мнению, он исходил из мысли, не связанной с деятельностью, бесплодной. Он видел в этом пример "эпистемологического препятствия". Возможно, это не относится к виталистическому мышлению, плодовитость которого, напротив, смог продемонстрировать Жорж Кангильем, в частности, следуя формированию концепции рефлекса (6) английским врачом Томасом Уиллисом (а не Декартом).
От Георга Фредерика Шталя до Мари Франсуа Ксавье Биша (1771-1802 гг.) (7) и далее витализм неизменно выступает в качестве полемической мысли в отношении редукционистских целей наук о жизни, что ухудшило его репутацию. По крайней мере со времен Клода Бернара каждый значительный прогресс в биологии будет продлеваться объявлением, почти ритуальным, о поражении витализма. Так биолог и лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине Жак Моно в своей книге "Случайность и необходимость" критикует витализм, который он определяет как веру в живую движущую силу, находящуюся в теле. Но также каждый раз виталистическая интуиция, по своей изначальной сути, возрождается в новом виде (например, с Гансом Дришем в Германии (7) или с Анри Бергсоном во Франции (8), и это лишь два из этих возрождений). Жорж Кангиейм говорит о "жизнеспособности витализма" (9).
На самом деле, если сегодня понятие « жизненной силы » не раз приходило в упадок, идея, что биология не может быть сведена к физике и химии, остается актуальной (10) Некоторые биологи недавно даже заговорили о «молекулярном витализме» (11) что, кажется все же противоречием в терминах), чтобы лучше подчеркнуть невозможность физикалистской редукции жизни. Таким образом, они открывают третье значение слова "витализм", которое приближает его к понятиям самоорганизации. Такие компетентные историки биологии, как Эрнст Майр, со своей стороны настаивают на том (12) что биология является исторической наукой и поэтому несводима к физике (13). Таким образом, они отдают должное виталистскому мышлению за то, что очень рано осознали тот факт, что живое обладает определенной спецификой, даже если природа последнего не была должным образом оценена и понята. В то же время психологи, используя гениальные экспериментальные протоколы, показали, что ребенок почти всегда является жизнеспособным на определенном этапе своего интеллектуального развития (14) . Таким образом, они подтвердили идею о том, что если витализм остается живой доктриной, исторически сложившаяся ситуация также является спонтанной тенденцией человеческого интеллекта.
Интерес к дискуссиям вокруг понятия витализма также не ускользнул от внимания социологов знаний, которые изучали противоречия между школой Монпелье (витализм) и Парижской школой (органицизм) и увидели в этом еще одно подтверждение значимости социологического анализа для философии науки (15). Наши усилия направлены на оценку исторического значения и философская виталистическая мысль. Различные вклады посвящены изучению истории этой доктрины (16), ее философских основ (17), связанной с ней психологии, противоречий, к которым она привела, концептуальной структуры теории, тех, кто ищет аналогичную структуру в современных представлениях о биологии. Вместе они демонстрируют интерес к « переосмыслению витализма".

1 Две важные диссертации по истории и концептуальным основам витализма : R. Rey, Naissance et d;veloppement du vitalisme en France de la deuxi;me moiti; du XVIIIe si;cle ; la fin du Premier
Empire, th;se de l’Universit; de Paris I, 1987 ; et T. Lavabre-Bertrand, La philosophie m;dicale de l’;cole de Montpellier au XIXe si;cle, th;se de l’;cole pratique des hautes ;tudes, Paris, 1992.
2 Voir, par exemple, le jugement s;v;re que porte Jacques Monod sur les doctrines vitalistes dans Le hasard et la n;cessit;, Paris, Seuil, 1971.
3 C. Jolliot, Les notions de force vitale et d’;nergie permanence culturelle, n;cessit; conceptuelle, Paris, L’Harmattan, 2003.
4 Voir la pr;sentation qu’en fait Claude Bernard dans le texte paru dans La Revue des Deux Mondes et intitul; « D;finition de la vie » (1875).
5 Voir A. Lemoine, Le vitalisme et l’animisme de Stahl, Paris, 1864.
6 G. Canguilhem, La formation du concept de r;flexe aux XVIIe et XVIIIe si;cles, Paris, PUF, 1955.
7 X. Bichat, Recherches physiologiques sur la vie et la mort (1800), Paris, Flammarion, 1994.
8 H. Driesch, The History and Theory of Vitalism (1914).
9 H. Bergson, L’;volution cr;atrice (1907). Pour une discussion sur les rapports entre Bergson et le vitalisme, voir F. Burwick, P. Douglass, The Crisis in Modernism Bergson and the Vitalist Controversy, Cambridge, Cambridge Univ. Press, 1992.
10 G. Canguilhem, La connaissance de la vie (1952), art. « Aspects du vitalisme », Paris, Vrin, 1998.
11 Voir, par exemple, A. Prochiantz, La biologie dans le boudoir, Paris, Odile Jacob, 1995.
12 M. Kirschner, J. Gerhart, T. Mitchison, « Molecular “Vitalism” », Cell, janv. 2000, vol. 100, n° 1, p. 79-88.
13 E. Mayr, What Makes Biology Unique? Considerations on the Autonomy of a Scientific Discipline, Cambridge, Cambridge Univ. Press, 2004.
14 J.L. Miller, K. Bartsch, « The development of biological explanation: Are children vitalists? », Developmental Psychology, janv. 1997, vol. 33, n° 1, p. 156-164 ; G. Hatano, K. Inagaki, « Young children’s naive theory of biology », Cognition, avril-juin 1994, vol. 50, n° 1-3, p. 171-188.
15 D. Raynaud, « La controverse entre organicisme et vitalisme : ;tude de sociologie des sciences », Revue fran;aise de sociologie, oct.-d;c. 1998, vol. 39, n° 4, p. 721-750.
16 E. Williams, A Cultural History of Medical Vitalism in Enlightenment Montpellier, Burlington, Ashgate, 2003.
17 M. Saad, J. Cotin, M;canisme et vitalisme, Oxford, Maison fran;aise d’Oxford, 2001.

Георг Эрнст Шталь (1659-1734) — немецкий врач и химик. Родмлся в Ансбахе в Баварии, лютеранин. Окончил медицинский факультет Йенского университета. После окончания университета стал там же приват-доцентом, а затем профессором медицины. С 1687 года — придворный врач герцога Саксен-Веймарского Иоганна Эрнста. С 1694 года — профессор Университета Галле. С 1716 года — лейб-медик прусского короля Фридриха Вильгельма I. В Берлине он стал президентом Медицинской коллегии — высшего медицинского учреждения Пруссии. Благодаря его усилиям в Берлине была основана Медико-хирургическая коллегия для подготовки военных врачей. Развивая воззрения И. И. Бехера, сформулировал (впервые в 1697, подробно в 1703) теорию флогистона. Эта теория, объединявшая многочисленные сведения о процессах восстановления, горения и обжига, получила широкое распространение в XVIII веке. Флогистонная теория Шталя стала первой теорией научной химии, и сыграла важную роль в окончательном освобождении химии от алхимии. Работы по исследованию газов (см. Пневматическая химия) и труды А. Лавуазье опровергли теорию флогистона в конце XVIII века. В своих работах по физиологии Шталь выступал виталистом; стал основателем анимизма — учения о душе, как некоем безличном жизненном начале, лежащим в основе всех жизненных процессов.