Загадочный портрет из Орловского музея

Владимир Варнек
Правило сайта проза.ру потребовало от меня покороче  назвать миниатюру , чем хотелось бы, поскольку более точные и длинные формулировки не помещались в одну строку. Но уже в тексте рукописи хочу разъяснить читателям, что речь в ней пойдет о том самом портрете из собрания Орловского музея изобразительных искусств, который еще в 2004 году обсуждался  в публикации сотрудницы музея Василенко В.Ф., имеющей  длинное  название: «Кто изображен на портрете кисти А.Г. Варнека? История атрибуция одного портрета» [1]. Более поздних статей, посвященных вопросам атрибуции этого портрета, приложенного  к настоящей миниатюре слева,  мне не удалось найти.

Как сообщается  в [1], данный женский портрет поступил в 1957 году из областного краеведческого музея в Орловскую областную картинную галерею, переименованную в 1990 году в Орловский музей изобразительных искусств (ОМИИ), и находится с тех пор в постоянной экспозиции музея.  Согласно нынешней музейной версии, основанной на предположениях автора цитируемой статьи, изображена на данном портрете, написанном в первой половине XIX века, княгиня Куракина Елизавета  Борисовна (1790 -1871).  Однако убедительных доказательств этому до сих пор нет, как и тому, что портрет этот был выполнен художником-портретистом Александром Григорьевичем Варнеком (1782 -1843).

В последнее время в своих портретных изысканиях я стал обращаться к возможностям интернета: нахожу в интернете тот или иной портрет, кликаю на него правой клавишей мыши, затем левой клавишей кликаю еще раз на опцию «найти картинку (Яндекс)». В результате нахожу все те интернетовские документы, в которых данный портрет встречается. Осуществив подобный поиск для портрета из собрания ОМИИ, установил, что он встречается аж в сорока интернетовских документах!  Просмотрев  эти документы, увидел, что большинство их связаны с творчеством А.Г. Варнека, биографическими материалами, относящимися к семейству князей Куракиных, или с биографией самой княгини.  Так, например, в интернете  имеется документ  с названием « Орловский музей изобразительных искусств. Постоянная экспозиция. Фотографии 2014 года», на одной из страничек которой приводится следующий текст:

«ВАРНЕК АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ. ПОРТРЕТ Е.Б. КУРАКИНОЙ. 1810 -е
Портрет княгини Елизаветы Борисовны Куракиной (1790 - 1871), урожденной княжны Голициной. Масло, холст
Годы жизни художника: 1782 - 1843
российский живописец, ученик Д. Левицкого и С. Щукина в Петербургской Академии художеств

Дочь Б.А. Голицина. Вышла замуж за Бориса Алексеевича Куракина в 1808 году в Вене
Брак был не совсем удачен, княгиня отличалась религиозностью и перешла в католичество. В минуту религиозной экзальтации она сожгла себе руку на жаровне, вследствие чего пришлось сделать ампутацию. Позднее княгиня Куракина сошла с ума
Фото 15 августа 2014 года». Ниже под текстом воспроизводится сам портрет.

Читателям, которые хотели  бы подробней  узнать судьбу княгини Е.Б. Куракиной, порекомендую более солидную статью  Ольги Ефремовой «КНЯЖНА ЛИЗА ИЗ СИМЫ», опубликованную  в 2015 году в газете «Призыв» в рубрике «Новости Владимирской области».  Статья эта заканчивается словами: «С возрастом характер княгини Куракиной становился все более экзальтированным. Однажды после страстных молитв она положила руку на раскаленную жаровню и не отрывала ее, пока пальцы не обуглились. Врачам пришлось ампутировать руку. Вскоре Елизавета Борисовна, которую в придворных кругах поспешили объявить сумасшедшей (как когда-то Чаадаева, тоже католика), скончалась.

Это случилось 9 сентября 1871 года. По завещанию ее похоронили в Петербургском Новодевичьем монастыре рядом с могилой ее дочери. И хотя монастырь был православным, а усопшая — ярой католичкой, братия закрыла на это глаза. Так закончился жизненный путь княжны Лизы из Симы, забытой даже в собственной семье».   

К цитируемой статье прилагается  картинка с портретом из собрания ОМИИ…
Наряду с этим, в интернете  однажды «появился» еще один портрет  известного российского художника-акварелиста  Петра Соколова с изображением княгини  Куракиной  Елизаветы Борисовны,  урожденной княжны Голицыной (1790 -1871), выполненный художником  в 1817 году  незадолго до  ее вступления  в брак с князем Борисом Алексеем Борисовичем  Куракиным (1784 - 1850). Находится он в собрании Государственной Третьяковской и в статье [1] был назван  портретом неизвестной молодой женщины. На каком основании молодая женщина «стала» однажды княгиней Елизаветой Куракиной, мне неизвестно.   

В интернете в одном из документов просто дан файл акварельного портрета работы Петра Федоровича Соколова с изображением  княгини Е.Б. Куракиной, который и приложен к настоящей миниатюре справа. Помимо этого, данный портрет встречается в тридцати самых разных интернетовских документах, в основном, в коллекциях работ, выполненных известным художником-аквалеристом.  Фигурирует данный портрет на родословных сайтах - Geni,Родовод,- в Википедии и в биографиях  представителей большого  семейства Куракиных.

Известны, таким образом, два портрета, приписываемые княгине Е.Б. Куракиной, и возникает естественный вопрос о сходстве изображений молодой женщины на обоих портретах. Чтобы установить, есть ли такое сходство (?), я и приложил оба портрета  к миниатюре. Если сходство подтвердится, то это будет являться подтверждением тому, что на портрете из Орловского музея действительно запечатлена Елизавета Куракина, как это предполагается  в статье Валентины Федоровны Василенко [1],  приславшей мне много лет тому назад оттиск своей статьи из редкого издания.

Свое мнение по поводу сходства лиц на портретах, а также относительно авторства портрета из собрания ОМИИ, выскажу в очередной миниатюре, приложив к ней вырезанные фрагменты голов моделей  с обсуждаемых портретов. Сделать это потребовалось для более филигранного сравнения отдельных частей лиц женщин, запечатленных на портретах. 

А читатель тем временем может сам сопоставить портреты и принять собственное решение по данному вопросу.
 
ПРИМЕЧАНИЯ

1. В.Ф. Василенко. Кто изображен на портрете кисти А.Г. Варнека? История атрибуции одного портрета. Материалы научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». Вып. VIII». М. : Магнум Арс, 2004.

10.02.2022.