На волне моей памяти - 2

Лидия Гончарова Ястребова
Сегодняшнее моё воспоминание о поездках  на Кубань к дедушке во время летних каникул.
Мне 8 лет.
Домик у деда -  это кубанская хатка -  мазанка,  побеленная  снаружи и с земляным полом внутри( в те времена все так жили).
 Во дворе растёт громадное дерево грецкого ореха,  которое своей кроной закрывает весь двор и часть крыши дома.
Грецкие орехи осенью собирали мешками.
Также растёт старое дерево груши.  Груши ( дули)  на нём крупные,  размером с человеческий кулак и очень вкусные.
С дерева  их снять невозможно  - растут высоко. А когда вызревают и падают на землю,  то  разбиваются всмятку,  поэтому дедушка перед созреванием груш привозит  тележку соломы  и   рассыпает её  под грушей. А утром  моя обязанность -   переворошить эту мягкую подстилку и найти целенькие, неразбитые груши.
Так же моя обязанность каждый день собирать вызревшие сливы,  абрикосы, жерделы, груши, резать яблоки
 и раскладывать их на плоской железной крыше веранды,  куда я забираюсь по лестнице и ворошить их в течении дня,  чтоб быстрее высыхали. Эти сухофрукты  дедушка зимой нам присылает в посылках и мы всю зиму  пьём вкуснейший компот

Дедушка бригадир тракторной бригады . Идёт уборочная страда,  рабочий день у сельчан ненормированный. Дед уезжает на велосипеде ," у стэп" (в степь) с рассветом,  возвращается в поздним вечером,  иногда ночует на полевом стане.  Я его почти не вижу.   Настойчиво  прошу его взять хоть один раз с собой  "у стэп". Он отговаривается  тем,  что вставать надо рано и ехать далеко. Но наконец  он соглашается .
Поехали ранним утром  на двух велосипедах.
В те годы велосипед был самым  популярным видом  транспорта на Кубани,  ездили все от мала до велика.
Бабушка Одарка ездила на велосипеде до 80 лет.
Полевой стан от станицы довольно-таки далеко , около 7 - 8 - ми километров.
Это кубанская белая хатка -  мазанка из саманных блоков с закрытыми ставням на окнах.
В домике  две  просторных комнаты,   в которых с десяток  железных кроватей заправленных аккуратно суконными одеялами.  В изголовьи стоят треугольничком подушки(  как в пионерском лагере). Здесь в дни уборочной страды ночуют механизаторы ,  чтобы  не тратить время на дорогу до  станицы.  Летняя кухня для приготовления пищи оборудована под открытым небом под навесом.  Также под навесом длинные столы для приема пищи,  сколоченные из досок и скамейки по обоим сторонам столов.
Всё, что я описала один-в-один вы видели в фильме "Стряпуха замужем",  где главную роль сыграла Светлана Светличная,  и небольшую роль сыграл Владимир Высоцкий.  Это была его первая роль в советском кинематографе.
Полевой стан колхоза им. Чапаева был как декорация  к фильму "Стряпуха".
В обед шумной толпой явились механизаторы,  быстро пообедали  и снова  тишина.
Надо мной сразу  взяла шефство повариха -  очень полная и очень добрая женщина тётя Галя (Ганна).
Она накормила меня вкусным борщом,   варениками с вишней и мёдом и вкуснейшим компотом( узвар)
Помню,  как тётя Галя после обеда уговаривала меня не жариться на "спэке", а поспать в прохладном домике и даже показывала кровать,  на которой обычно  спал дедушка,   когда  оставался ночевать на полевом стане.

Вечером после работы снова шумно на полевом стане. Мужчины перед ужином все мылись  под душем,  было несколько рожков.
 И ещё там был большой сварной металлический бак как мини-бассейн довольно-таки глубокий  - мужчинам было  воды по грудь.
Подниматься  в этот бак надо было по металлической,  приваренный сбоку лестнице, а сверху была площадка,  с которой мужики прыгали в воду. Дедушка  задумал,  чтоб я обязательно побулькалась в этом бассейне. И как я не отбивалась , не верещала  (я была трусоватая девочка),  он меня всё равно затянул меня  в воду и окунул несколько раз.
Дедушка при любом удобном случае пытался искоренить во  мне страхи и всегда сравнивал меня с моей мамой, когда она была  в таком  же возрасте  как я.
И  всегда ,  по всем параметрам я  проигрывала  в сравнении с ней.  Родственники вспоминали такой случай.
 Однажды, до войны, маме было лет 7-8,  курица упала в колодец.  Колодец у деда   был очень глубокий  - метров 30 - ть,  а может и  больше.
Пока курица была жива,  клохтала там в воде и хлопала крыльями,  её надо было срочно достать,  чтобы она не успела там сдохнуть.  В этом случае вода была бы испорченная и непригодна для питья. Надо было срочно кому-то спуститься и вытащить курицу. Выбор пал на Тоню. Она с ножками устроилась в ведро,  привязали её к цепи и спустили в колодец, а наверх подняли уже с курицей в руках.
 Я иногда втихаря подходила колодцу,  заглядывала в его глубину,  где вода виднелась только светлым пятнышком,  как копеечная монетка,  и меня ужас сковывал от одного представления, что мама побывала на такой глубине.
 Вот такой смелой и отчаянной девочкой была Тоня Диброва ,  в будущем  Ястребова Антонина Михайловна -  моя мама.

 Возвращаясь вечером в станицу, мы с дедушкой заехали в лесную полосу и набрали в сумки жерделы (дикие абрикосы) для сухофруктов,  закрепили их на багажниках велосипедов и поехали дальше.
На Кубани все лесополосы,  разделяющие поля в те годы были высажены  фруктовыми кустарниками -  слива алыча, жерделы, кизил.
Где-то в середине пути до станицы у меня спустила шина на велосипеде. Видимо я  налетела на гвоздь. Пришлось нам тащить велосипеды за собой,  что  было конечно тяжело.  Но на нашу радость нас догнала лошадь,  запряжённая в телегу, на которой колоритный дедуля в соломенном брыле восседал на мешках пшеницы.
Пшеницу он вёз в  зернохранилище,  которое находилось как раз напротив дедушкиного дома (я до сих пор помню дедушкин адрес -  улица Интернациональная  69) .
Мой велосипед погрузили поверх мешков , туда же залезла и я . Дед  ехал рядом на велосипеде. и мы с комфортом  добрались до дома.
 Вот такой длинный день в кубанской степи сохранила память из далёкого прошлого.

На Чёрном море я впервые побывала в 1956 году после окончания первого класса .
Ежегодно летом в колхозе имени Чапаева для  всех подразделений рабочих  организовывали выезд на выходные на  побережье Чёрного моря.
 Дедушка ехал со своей бригадой в Джубгу и взял меня с собой.
Ехали на открытой грузовой машине с высокими бортами.  Для сидения там были оборудованы деревянные доски,  закреплённые на бортах . И народу набито было тоже немало человек 25 - ть. Ехали весело с песнями,  с гармошкой.
Запомнился в горах серпантин дорог,  когда на подъёме под очень крутым углом мотор натужно ревел
и оказалось, что  у машины не хватит сил преодолеть подъём и она завалится назад.
А на спусках сердце камнем летело вниз и казалось, машина  что вот-вот свалится  в пропасть.  Я от страха жалость к деду , а он только смеялся и дразнил  меня трусихой.
 Целый день я в радостном восторге плескалась  в прибрежных волнах,  собирала ракушки,  строила  какие-то домики и лепила пирожки из песка.
А когда пришло время отъезда,  оказалось,  что я до такой степени обгорела  (я весь была в одних только трусиках ), что на меня уже ничего невозможно было надеть. Меня просто завернули в мокрую простыню .
Так дед и внёс меня  в этой простыне в домик, когда мы приехали.
Запомнила,  как бабушка причитала и ругала его, что он весь день пил горилку, не следил за ребёнком и дивчина сгорела.
Помимо солнечного ожога у меня получился ещё отёк кожи.  Два   дня лежала пластом,  а бабушка обмазывала меня сметаной.

Вот такое у меня получилось первое знакомство с Чёрным морем.  Позднее также ездила с дедом в  Геленджик, а  ещё позже с братиками дед нас  возил в Кабардинку.

Хочу отметить ещё вот такой момент -  когда я в раннем детстве по 1 - 1,5 месяца летних каникул жила на Кубани, то быстро схватывала кубанский  говор и начинала вовсю "балакать" по  - кубански. Когда возвращалась домой, то мама с восторгом слушала от меня родную кубанскую "балачку",  но я конечно в родной стихии быстро перестраивалась на алатырский диалект.

Папа рассказывал, что когда бабушка Мария Кирилловна в первый раз попросила его помочь, он ни слова не понял из её просьбы.
А просьба была такая :

"Володя, визьми у кабыци дробину, злизь на горище и спусти звидти цибулю"
По-русски это означало : "Володя, возьми у летней кухни лестницу, залезь на чердак и спусти оттуда лук."


Вспоминается такой эпизод .
Недалеко от домика деда находилась ферма или цех по производству коконов тутового шелкопряда. Я видела,  что каждое утро туда подвозили на  тележке,  целую копну веток шелковицы ( тутовника, тутового дерева),  а вечером на этой же тележке увозили  полностью обглоданные голые ветки.
Конечно дед меня сводил туда на экскурсию. 
Это был большой ангар разделённый на две части . С одной стороны в ящиках горы веток шелковицы, покрытые  несметным  количеством белых  гусениц,  которые жадно  поедали листья  шелковицы.
А с другой стороны в плоских  коробках,  как результат жизнедеятельности гусениц,  такое  же несметное количество  коконов шелкопряда.
Я была абсолютно очарована видом белоснежных, шелковистых на ощупь,  невесомых коконов . Какие они были необычные, красивые исключительно правильной овальной формы!
Я сразу стала просить деда,  чтобы мне подарили  хотя бы один  или два кокона на память,  как игрушку,  на что дед сказал ,: " Тебе не нужна эта гадость". Почему гадость? Я  не понимала этого,   но всё лето,  пока там жила,  я мечтала об этих коконах.
И поэтому за несколько дней до отъезда я опять уговорила деда сходить полюбоваться на эту красоту,  и в течение этого посещения пошла на преступление -  ухитрилась три кокона  положить в карманчик.  Потом втихаря от деда упаковала их   в маленькую коробочку,  её замаскировала своими вещами в чемодане и пока ехала на поезде домой в Алатырь предвкушала, как я всё это покажу своим подружкам и какой у них будет восторг.
 Но, увы,  восторга не получилось.
Когда я открыла коробочку дома  вместо белоснежной красоты там лежали три противных мохнатых  бабочки грязно - бело- жёлтого цвета  с толстыми брюшками и короткими крыльями.  Вот оказывается почему дед говорил,  что эта гадость мне не нужна...

Спустя многие десятилетия,  когда я побывала за границей в тёплых странах юго-восточной  Азии  - Таиланде,  Индии,  Вьетнаме , Китае  я узнала всю технологию производства натурального шёлка.
 В  этих странах туристов обязательно  везут на шёлковые фабрики (как потенциальных покупателей).
 Там я узнала цикл жизни бабочки шелкопряда .
Вначале из оплодотворённого яичка,  размером с зёрнышко пшена,  вылупляется крошечная гусеница,  которая беспрерывно поедая  листья шелковицы,  очень быстро растёт и накапливает в своём организме большое количество ферментов. Живёт она примерно около месяца,  потом начинает окукливаться,  выделяя  через желёзы ферменты, которые  превращаются в шёлковую нить.
Этой нитью она начинает обматывать себя и образует кокон. Внутри кокона она превращается в куколку и живёт там около 20 дней. Дальше она должна превращаться в бабочку  (что и произошло у меня в коробочке), но до этого обычно не доходит,  потому что 20 дневные коконы в течении двух часов обрабатывают паром. Куколка погибает, а  на поверхности кокона  отделяется кончик шёлковой нити,  за которую начинают разматывать кокон,
С одного кокона получается 1 - 1,5 км тончайшей шёлковой нити.
Натуральный шёлк начали производить в Китае 5000 лет назад и до настоящего времени технология  его производства не изменилась.
А куколки употребляют в пищу. Это любимый деликатес местного населения в этих странах. Они их едят в несметных количествах  в жареном,  сушёном,  маринованном виде под разными соусами. А китайцы также едят и гусениц .
Вот такие гастрономические вкусы у людей в этих странах.  И всё это считается очень полезным для здоровья, так как в  гусеницах и куколках большое количество витаминов и микроэлементов.

    Январь 2022 г.