В воспоминаниях о студенческой группе я написала о том, как на Южмаше в Днепропетровске я встретилась с нашими ребятами КАИстами, которые там также были в командировке.
Но в моей жизни есть ещё одна история, связанная с Южмашем.
Это было в 1973 - 1974 года. Я впервые поехала, вернее полетела в Днепропетровск на Южмаш. И уже стоя в очереди командированных к окошечку для оформления пропуска на завод, я к моему ужасу обнаружила, что на моих документах нет печатей завода. Оказывается, что перед отъездом я забыла зайти в канцелярию, сделать отметку о выбытии и проставить печати. Вот такая забывчивая девушка была...
И чем только у неё была забита голова...
И в таком виде я явилась в командировку для выполнения срочного задания с закрытого завода на такой же закрытый оборонный завод.
Ужас!!!
Это сейчас у каждого смартфон в кармане и можно сразу сообщить в другой город о своих проблемах. А тогда для связи только телефон начальника цеха. А он что, будет сидеть у телефона и ждать моего звонка? Да и чтобы заказать междугородку , нужно ехать на Главпочтамт и ждать там часа два, пока соединят.
Делать нечего, позвонила в отдел, куда меня вызывали. Там выслушали, сказали, что мы ижевчане большие артисты, что нас ждут срочно, а мы явились с такими выкрутасами.
Сказали, что будут решать, что со мной делать, а я должна сидеть в бюро пропусков и ждать.
Сижу и перебираю уме варианты наказаний, которые ждут меня в Ижевске. Конечно командировку не оплатят, перелет тоже за свой счёт.
Далее - лишение премиальных, лишение 13 - й и 14 - й зарплаты... Далее идут выговоры на разных уровнях вплоть до лишения права работы с секретными документами, а значит лишусь интересной работы и т.д. и т.п.
А главное ведь срываю графики испытаний, на которые меня вызвали, подвожу "Южмаш", и свой завод выставляю в таком неприглядном виде.
Задумаешься тут...
В конце дня меня пригласили к окошечку, выписали разовый пропуск, сказали, что в проходной будет ждать человек, который отведет меня далее. Действительно, там ждал молодой человек в костюмчике, при галстуке и сопроводил меня в кабинет заместителя главного инженера, фамилию уже не помню.
Зам главного инженера попросил меня показать документы, которые я привезла с собой из Ижевска. Долго разглядывал на командировочном удостоверении подпись нашего директора Игоря Сергеевича Стыценко и вдруг, громко хлопнув по столу ладонью, воскликнул "А я ведь Гошкину подпись подтверждаю! " В ответ на моё удивление, он пояснил, что со Стыценко И. С (Он его называл Гошка) они учились в одном институте и вроде бы даже жили вместе в общежитии. И Гошка ещё на втором курсе исчеркивал целые тетрадные листы оттачивая и калибруя свою роспись, как он говорил, что это подпись будущего директора крупного завода.
Он сказал что эта подпись с тех пор не изменилась.
Действительно к тому времени И .С. Стыценко уже был Героем Соцтруда, а наш завод считался одним из лучших в министерстве.
Мой собеседник попросил рассказать мне о заводе.
Я как могла расхвалила наш завод, что мы победители разных соревнований, первыми идём среди предприятий на демонстрациях, что у нас большое жилищное строительство, даже молодым специалистам дают жилье, нет проблем с садиками для детей, есть дом отдыха и водно-лыжная база и даже свой яхт - клуб.
Услышав о яхт- клубе, мой собеседник аж подскочил на стуле: "Как, неужели и это Гошка уже выполнил ," и сказал что Гошка ещё в институте говорил, что когда будет директором, то у него на заводе будет свой яхт - клуб и добавил: "Сколько мы с ним вместе ходили по Днепру под парусами!". Действительно, в советские времена у нас на заводе был прекрасный яхт- клуб, наши спортсмены участвовали в регатах и занимали призовые места.. И вообще, как это было здорово и романтично видеть, как белые паруса парят над гладью пруда...
Вся эта романтика исчезла с развалом Советского Союза и смертью директора Стыценко И.С.
Далее собеседник мой сказал, что времени на то, чтобы дождаться замены меня из Ижевска у них нет, и так как моя работа срочная, решено было оставить меня на заводе. Каждый день мне будут выписывать разовый пропуск, а этот молодой человек будет ждать в проходной, и без его сопровождения я не могу сделать по заводу ни одного шага.
Я приступила к работе. Молодой человек (за глаза его все называли Лёнька) весь день сидел за соседним столом и читал журналы "Иностранная литература" или "Новый мир".
Если мне надо было перемещаться по заводу по работе, он меня сопровождал, в том числе даже в столовую. Я осмелела, уже и стала просить помогать мне, когда надо было ставить на адаптеры тяжелые блоки.
Задание выполнила, отчёт о выполнении задания мне подписал тот же заместитель главного инженера и даже передал привет Стыценко (можно подумать мы с директором когда-то пересечемся).
Приехав в Ижевск, пошла в канцелярию делать отметку о прибытии.
Работница канцелярии, увидев в моем командировочном удостоверении отметки о моем прибытии и убытии на Южмаш, а графу мотозавода пустой, вошла в лёгкий ступор и спросила: " Вы что, собираетесь только завтра ехать на Южмаш?"
И когда я сказала, что я уже вернулась, она тут же позвонила в первый отдел. И меня под белы руки и на ковер - на допрос с пристрастием, как я попала на Южмаш без оформленных документов.
Написала объяснительную.
В цехе рассказала нашему начальнику Караченцеву Николаю Петровичу о моей поездке на Южмаш. Он сказал:" Лида, у тебя будут большие проблемы, и наказание будет на заводском уровне".
Приготовилась ждать. Время шло, но к моему удивлению, ничего не происходило - командировочные и проезд оплатили, премии все выплатили, выговоров тоже не было.
Надо же... Неужели пронесло?...
Где-то к концу года у меня заканчивался кандидатский стаж для вступления в ряды КПСС. Принимали в партию на парткоме завода, присутствовал и директор Стыценко И.С.
Когда наш парторг Коновалов Геннадий Семёнович зачитал на меня характеристику- хорошая производственница общественница и т д, директор вдруг добавил: "А ещё она, бывая в командировках, быстро и качественно выполняет свою работу, тем самым подтверждая высокую марку нашего предприятия и наших специалистов" Что- то вроде этого.
Он посмотрел на меня и улыбнулся, я тоже ему в ответ. Я думаю, что мы поняли, о чем шла речь. Скорее всего директору тогда доложили о моём ротозействе и то , что меня не наказали, это было его решение.
Прошли годы.
Наступила перестройка.
Украина начала выбирать своих президентов.
И вдруг в одном из них - Леониде Кучме , к моем великому изумлению, я узнала того самого парнишку, который меня сопровождал по "Южмашу".
Потом прочитала, что его производственная, комсомольская и партийная карьера начиналась именно на "Южмаше".
Ещё прошли годы. В годы перестройки, так как заводская мизерная зарплата выдавалась с большими задержками и не давала возможности прокормить семью, жизнь заставила получить второе образование - экономическое. На заводе уже не работала, но бывала там регулярно, так как у нашей аудиторской фирмы, где я работала аудитором, с Мотозаводом был договор на оказание аудиторских услуг. Многие знакомые, видя меня часто на заводе , так и продолжали считать, что я мотозаводчанка.
И однажды, когда я подписывала документы для оформления очередного пропуска на завод, руководитель режимного отдела (уже нового поколения), видимо среагировав на мою девичью фамилию Ястребова, редкую для Ижевска, вдруг спросил меня - уж не та ли я Ястребова, которая, в советские годы умудрилась проникнуть на
Южмаш без оформленных командировочных документов?
Видимо историю моей поездки на Южмаш, на Ижевском мотозаводе помнили ещё многие годы.
2 февраля 2019г.