16. Резервная система

Игорь Щербаков 3
Небольшое отступление. Прежде, чем говорить о проекте резервной системы формирования и доведения информации  предупреждения (РС или РСФД), вернёмся ненадолго к 80-ым годам прошлого столетия и вспомним, как обстояло дело с доведением информации СПРН до оповещаемых пунктов управления.

Итак. Начало 80-ых. Чем был занят Владислав Георгиевич? Мы помним. Закончился третий этап развития системы предупреждения. Начиналась изнурительная борьба с причинами формирования ложной информации предупреждения.

Эта самая информация формировалась на КП СПРН (это не здание, а программно-аппаратный комплекс, скажем, 11К6), выдавалась на «верхний» комплекс аппаратуры изделия 90А6-В, так называемый «верхний» «Крокус».

Далее по прямым, некоммутируемым каналам связи тональной частоты пропускной способностью 1200 Кбод добиралась до комплексов «нижнего» «Крокуса», аппаратуры 90А6-Н, где и отображалась на географическом табло коллективного пользования и рабочих местах боевого расчёта оповещаемого пункта управления.

То есть, верхних «Крокусов» было столько, сколько командных пунктов СПРН, а нижних — столько, сколько направлений оповещения (оповещаемых пунктов управления, ПУ).
 
Владислав Георгиевич придавал информационным моделям комплекса «Крокус», конкретно, — географическим и табличным формам представления информации предупреждения, едва ли не первостепенное значение. В самом деле, именно эти табло предъявлялись вниманию всех, говоря современным языком, ДЛ ОВУ — должностным лицам органов военного управления: Верховному Главнокомандующему, Министру обороны, Начальнику Генерального штаба, начальнику Главного оперативного управления (ГОУ ГШ) и другим.

Даже информационные модели переносного АРМ специальной системы санкционирования «Казбек» (я имею в виду «чемоданчик», изделие 65с27 «Баксан») согласовывались с Главным конструктором СПРН. Потому что модели «Крокуса» — это язык, на котором Потребитель воспринимал систему. Надо ли говорить, что для Владислава Георгиевича «Крокус» был проектом особой важности?
 
Размещение аппаратуры нижнего «Крокуса» 90А6-Н всегда согласовывалось с разработчиком объекта дислокации оповещаемого ПУ и разработчиком АСУ ВС «Центр» — НИИ автоматической аппаратуры. То есть, с академиком Владимиром Сергеевичем Семенихиным.

И эти самые вопросы размещения, включая встраивание табло в интерьер зала боевого управления, сопряжение с каналами узла связи, допуск «Вымпела» на сам этот важный объект, и многое другое составляли лишь одну из небольших граней взаимодействия Репина и Семенихина.

Кроме того, информация предупреждения передавалась по каналам комплекса «Крокус» с использованием специального группового комплекса повышения достоверности — ГКПД, разработчиком аппаратуры и боевых программ которого был всё тот же НИИАА.

Так что, покидая КП СПРН и направляясь к Потребителю, Репин и Семенихин всегда двигались рядом. У Владимира Сергеевича даже могла возникнуть мысль о прямой причастности к делу создания СПРН. Но не только информация предупреждения, но и данные о ракетном нападении для специальной системы санкционирования «Казбек» формировались на КП СПРН.

А что делал академик Семенихин в начале 80-ых?
Академик заканчивал создание АСУ ВС «Центр» в виде командной системы боевого управления (КСБУ) на базе телекоммуникационной инфраструктуры базовой СОД «Атлас». Последней занимался Мизин Игорь Александрович.

АСУ ВС строилась по жёсткому принципу централизованного боевого управления (ЦБУ). Это было похоже по архитектуре на сталинскую «командную экономику», когда все гвозди в стране распределялись с одного стола. Так и в Вооружённых Силах в 80-ых годах не было, в отличие, скажем, от вероятных друзей, ни одного специального командования, кроме Генерального штаба.

Зато ГШ ВС, как старший начальник, мог осуществлять управление всеми носителями ядерного оружия (ЯО) государства с «одного пульта». Так Семенихин своими стараниями ещё раз «подкупил» не падкого на сентиментальные воспоминания Д.Ф. Устинова.

Были, конечно, и свои несовершенства в КСБУ. Виды Вооружённых Сил, обладающих носителями  ЯО, стремились создавать и развивать «свои» системы управления. Так в РВСН АО «Импульс» последовательно создавало АСБУ «Сигнал-М», «Сигнал А», «Сигнал-А1». Затем ОКР по созданию перспективной АСБУ РО и РВ СН «Сочинитель». ВМФ (НПО «Марс») создавало АСУ «Море», ВВС — АСУ «Крыло».

Но Семенихин последовательно добивался сопряжения всех звеньев видовых систем управления с каналами базовой СОД, которые присутствовали на всех объектах Высшего звена управления (ВЗУ). Больше всего это ему удалось для ВМФ и ВВС.

И даже вавилонскую разноголосицу различных кодограмм приказов боевого управления Семенихин сумел «утишить», локализовав все различия сообщений обмена внутри видовых АСУ. А в каналах базовой СОД использовались ТОЛЬКО унифицированная кодограмма внешнего обмена (УКВО) и кодограмма единого формата транспортной системы ракетных войск для резервного контура управления (ЕФТС-Р).

И хотя потом было много «хороших и разных» работ по созданию единой межвидовой системы управления (ОКР «Насыпь», «Сагенит», «Заря»), тогда, в начале 80-х задача монополизации заказов по системам управления для объектов ВЗУ решалась, процесс был «сходящимся», со всеми удавалось постепенно договориться.
 
Не удавалось договориться только с Репиным. Не хотел он выдавать информацию предупреждения в каналы базовой СОД (изделия 83т53). Не хотел отказываться от прямого присутствия СПРН (а комплекс «Крокус» и сегодня входит в состав системы) на важнейших пунктах управления.

А почему не хотел? Вовсе не из тщеславия или конъюнктуры какой, как академик. Пропускная способность СОД тогда, в начале 80-ых, была невелика. Она гарантировала с заданными вероятностно-временными характеристиками (ВВХ) доставку приказов боевого управления, но не могла обеспечить с заданными ВВХ доставку информации предупреждения.

Пришлось бы эту информацию сокращать и отказываться от многих параметров классификации ракетно-космической обстановки, для чего и создавалась СПРН. Но, главное, систему предупреждения на объектах ВЗУ представляли бы другие люди, которые, вообще говоря, и не отвечали за формирование и сам оперативный смысл информации предупреждения, но могли легко монополизировать использование информации СПРН.

Учитывая низкие характеристики СОД, морально-деловые качества Семенихина как партнёра по проекту, мог ли Главный конструктор СПРН всерьёз рассматривать возможность сопряжения командного пункта СПРН или комплекса «Крокус» с каналами СОД? Нет, конечно.

Тогда, в начале 80 ых этого и не было. Это потом, гораздо позже, откроется ОКР «Крокус-У», в котором будет предусмотрена привязка объектов КП и ЗКП СПРН к каналам базовой СОД и выдача информации нового комплекса «Крокус-УР-В» в эти каналы.

Но задача получения информации предупреждения нижним «Крокусом», комплексом 90А6-УР-Н, по каналам СОД АСУ ВС не решена и на сегодняшний день. Вместо этого, НИИАА развалило разработку комплекса доведения на две работы (ОКР). Комплекс «Крокус» на ЦКП ГШ и ЦКП Видов и родов ВС достался «Вымпелу», а тот же комплекс на объектах Ставки ВГК стал называться изделием 83т10-К2 и вошёл в состав АСУ «Юпитер» (изделие 83т11-2), которая сопрягается со специальной системой санкционирования «Казбек». «Вымпел» до сих пор ничего не может поделать с этим «дуализмом» в важнейшей для него разработке.

Но это сейчас. А тогда, к 1983г., обстановка с использованием каналов СОД резко обострилась.  Было принято решение о создании и поэтапном развитии резервной АСУ ВС, была открыта ОКР «Омега». Главным конструктором РАСУ «Омега» был назначен И.А. Мизин.

В состав РАСУ должны были входить мобильные пункты управления Руководства — воздушные (ВзПУ «Звено»), железнодорожные (ЖдПУ, нынешний ОКР «Бройлер-Сцепка»), грунтовые (полевые). На эти ПУ привычным способом, с использованием низового комплекса «Крокус», информацию предупреждения доставить было нельзя.

Опять началось давление на Репина. Надо выходить в СОД. Чтобы обеспечить объекты РАСУ информацией предупреждения. Потом. Но сдаваться Семенихину надо было сейчас. В 1983 году. Чтобы выиграть время и дождаться результатов развития базовой СОД, Владислав Георгиевич выступил с предложением развёртывания в рамках разработки РАСУ новой ОКР «Эдельвейс».

Замысел ОКР был в использовании СОД для доведения коротких сообщений от средств обнаружения до верхнего «Крокуса» и формирования информации предупреждения в условиях поражения незащищённых командных пунктов СПРН прямо на оповещаемых объектах.

По предложению Репина «Эдельвейс» выполнялся как составная часть «Омеги». То есть, если по каналам СОД можно было бы собирать информацию от средств системы, то можно было бы уже и выдавать информацию предупреждения в СОД, а СПРН заняла бы достойное место и в резервном контуре управления СЯС.

Владислав Георгиевич рассчитал всё правильно. Эта задача (передачи информации СПРН по каналам СОД) не решена и сегодня. Но Семенихин и не собирался эту задачу решать в 1983-84 гг. Ему нужно было «кастрировать» информацию предупреждения и сделать из неё некий «эрзац» руками Главного конструктора СПРН, чтобы засунуть этот эрзац в каналы СОД, а дальше манипулировать информацией предупреждения и самим Главным конструктором в своих интересах.

В 2008 был выполнен эскизный проект создания резервной системы формирования и доведения информации предупреждения (РСФД). Который снова был «положен на  дальнюю полку».

Перейдём теперь к эскизному проекту РСФД, который выполнялся на Вымпеле (и не только) с 2008 г. по 2009 г. Сначала нужно было сформировать кооперацию исполнителей-контрагентов, переговорить с каждой организацией, заключить договора на разработку материалов эскизного проекта. Выдать каждому исполнителю Техническое задание. А до этого сверстать общий план-проспект эскизного проекта.

В числе  моих контрагентов были АО «Импульс», ЦНИИ «Комета», АО НИВЦ АС, ФГУП «Системпром», АО «НИИАА им. В.С. Семенихина». В ходе предварительных переговоров и обсуждений содержания договорных работ представители ЦНИИ «Комета» предложили разместить командный пункт резервной системы на одной из космических платформ ЕКС.

По их взглядам, функционирование развёрнутой ЕКС полного состава не должно было сильно зависеть от наземной инфраструктуры. Поскольку согласно требованиям директивных документов, необходимо было обеспечить достаточно длительное автономное функционирование единой космической системы при повреждениях наземной инфраструктуры.

Эти беседы могли бы вызвать улыбку как отголоски давних споров «кто самее» в деле решения задач предупреждения. Но, по результатам проектирования, всё оказалось гораздо серьёзнее. Как позже показало в своих проектных материалах АО «НИВЦ АС», именно система радиоканалов магистрального тракта ЕКС позволяла создать надёжную систему связи для РСФД. Но... всё упиралось в реальные сроки развития ЕКС.

Резервная система (РС) служит для повышения живучести и непрерывности формирования и доведения информации предупреждения в случае уничтожения  командных пунктов СПРН, нарушения взаимодействия  командных пунктов СПРН с оповещаемыми пунктами управления, нарушения взаимодействия командных пунктов СПРН с информационными средствами.

Таким образом, область применения  резервной системы можно определить следующими наиболее вероятными условиями функционирования СПРН в будущих вооружённых конфликтах:

1)  уничтожение (подавление) основного и запасного командных пунктов (КП и ЗКП) СПРН, являющихся единственными источниками информации  предупреждения;
2)  нарушение взаимодействия командных пунктов СПРН
с источниками и потребителями информации  о ракетном ударе.

В этих условиях создание резервной  системы представляет  собой такие изменения  СПРН, которые  обеспечивают резервирование следующих функций системы:
1)  доведение сообщений от источников информации  до командных пунктов;
2)  формирование  информации  предупреждения о ракетном нападении по всем имеющимся данным;
3)  доведение информации предупреждения до оповещаемых ПУ ВС РФ.

Очевидно, что при правильном  построении резервной системы её вклад может быть заметным не только при уничтожении командных пунктов, но и в условиях их нормальной  работы за счёт резервирования доставки  информации  и изменения  распределения задач в системе по обработке данных от средств обнаружения.

Другими словами, можно сказать, что функционирование резервной системы не сводится только к резервированию командных пунктов или системы связи и передачи данных (СПДС) СПРН. Это достаточно сложный процесс адаптации системы предупреждения к ухудшающимся условиям обстановки, когда важно обеспечить постепенную деградацию выдаваемой информации предупреждения и сохранить непрерывность её формирования до тех пор, пока ещё можно использовать хотя бы один источник информации.

Для потребителей информации предупреждения значение резервной системы будет возрастать по мере роста боевых возможностей СПРН по обнаружению ракетных ударов, по мере увеличения вклада СПРН в решение задач оповещаемых ПУ. С другой стороны, повышение боевых возможностей СПРН позволяет снизить вероятность пропуска ракетных ударов и сохранить контроль над боевыми возможностями системы в условиях применения  резервной системы, когда важно не только своевременно  обнаружить  ракетное нападение, но и свести к минимуму возможный  риск необратимых действий по применению СЯС.

Обычно, (в повседневных условиях функционирования СПРН сегодня) на   комплекс   «Крокус»  поступает   информация,    сформированная  только незащищёнными  командными  пунктами. 

При наличии резервной системы информацию для комплекса «Крокус УР Н» формирует также и резервная система, компоненты которой  расположены  и на средствах СПРН, и на оповещаемых ПУ. При этом информация  предупреждения  должна формироваться с учётом всех данных,  ранее поступивших от командных пунктов СПРН.

Выше уже отмечалось, что область применения резервной  системы  представляет  собой  наиболее  вероятные  условия функционирования СПРН в возможных вооружённых конфликтах.  Однако,  из этого не следует, что резервная  система должна быть рассчитана только на «однократное» резервирование незащищённых командных пунктов СПРН. Повышение живучести и непрерывности  формирования и доведения информации  предупреждения о ракетном нападении предполагает такое функционирование СПРН, когда потребитель  информации  предупреждения не должен зависеть от того, где сформирована  и как доведена информация  предупреждения.

То есть, в общем случае информация предупреждения формируется и на командных пунктах, и на средствах резервной системы и поступает на комплексы «Крокус» для последующего выбора  и представления  на оповещаемых  ПУ ВС РФ. При этом средства резервной  системы формируют  информацию предупреждения с учётом всех имеющихся данных об обнаруженном ракетном ударе и всех результатов классификации ракетно-космической обстановки  — как на средствах резервной системы, так и на командных пунктах.

Все элементы (составные части) резервной системы могут использовать выделенные системы связи МО РФ. Как для получения сообщений от источников информации, так и для доведения результатов классификации ракетно-космической обстановки. То есть, для доведения информации  предупреждения до оповещаемых ПУ. В эскизном проекте рассматривались различные системы связи, включая каналы СОД АСУ ВС и систему радиоканалов магистрального тракта ЕКС. 

Таким образом, резервирование в СПРН функций формирования и доведения информации  предупреждения  действительно не сводится, как уже отмечалось выше, к простому резервированию  процессов обработки и передачи данных, но предусматривает достаточно гибкое распределение задач предупреждения между командными пунктами СПРН, средствами резервной  системы и комплексами  «Крокус».

Далее это распределение задач будет рассмотрено  более детально. Здесь необходимо только отметить, что в каждом месте, где фиксируется  результат классификации  ракетно-космической  обстановки  и представляется информация  предупреждения (командные пункты, средства резервной системы, комплексы «Крокус») всегда происходит выбор информации  по данным двух и более источников.

Рассмотрим задачи резервной системы для командных пунктов СПРН, которые поддерживают и обеспечивают работу резервной системы до тех пор, пока командные пункты продолжают нормально функционировать.

Во-первых, резервная система должна поддерживать непрерывность, полноту и достоверность представления информации предупреждения  на  оповещаемых  ПУ. То  есть,  описание  ракетно-космической обстановки по данным всех средств СПРН и взаимодействующих систем на средствах резервной системы не должно противоречить информации командных пунктов СПРН.

Для этого принципы формирования информации  предупреждения на командных  пунктах  СПРН  и  средствах  резервной  системы  должны быть согласованными.  Более того, резервная  система в составе СПРН должна функционировать по единому замыслу боевого применения  средств системы для решения задач предупреждения. В настоящее время  такой замысел формализован  в комплексном боевом алгоритме (КБА) командных пунктов СПРН и протоколах информационного обмена КП (ЗКП) СПРН с источниками  информации и взаимодействующими системами. Содержание КБА и протоколов обмена отражает принятое  распределения  задач в СПРН, а также распределение задач между СПРН и взаимодействующими системами.

Во-вторых, контроль функционирования резервной системы должен обеспечиваться стационарными командными пунктами СПРН. Для этого КП (ЗКП) СПРН должны получать всю имеющуюся в резервной системе информацию  обмена. Кроме того, на КП (ЗКП) СПРН должны воспроизводиться все процессы формирования информации  предупреждения  на средствах резервной  системы. Это позволит  контролировать  правильность  функционирования резервной системы и уменьшать число случаев формирования ложной информации предупреждения.

Каждое средство резервной системы должно сообщать на КП (ЗКП) о своём техническом состоянии и состоянии взаимодействия с абонентами обмена, а средства резервной системы на оповещаемых ПУ должны выдавать информацию о состоянии резервной системы в целом.

В-третьих, командные пункты СПРН выдают на средства резервной системы сообщения для автономного ведения частного каталога (ЧК) космических объектов и сообщения с априорными данными по заявленным пускам БР. Эти меры позволят повысить пропускную способность средств НГРЛ и снизить частоту формирования ложной информации.

Средства резервной системы на оповещаемых пунктах управления должны обеспечить:
— приём сообщений обмена об обнаруженных БР и помеховом противодействии, поступивших на объект дислокации;
— обработку   и   объединение   данных   от   информационных средств и командных пунктов СПРН, классификацию ракетно-космической  обстановки  с учётом информации,  ранее поступившей от командных пунктов СПРН;
— формирование  и выдачу информации  предупреждения  в локальную вычислительную сеть объекта дислокации, или на средства отображения  комплекса 90А6-УР-Н, а также на другие оповещаемые ПУ ВС РФ, не оснащённые средствами резервной системы;
— документирование   и  отображение  принятой,   обрабатываемой и выдаваемой информации.

Что касается информации  предупреждения,  которую формируют и выдают средства резервной системы, то она, по своему составу и структуре должна быть такой же, как и для стационарных командных пунктов СПРН.

Выше уже отмечалось, что резервная система должна поддерживать непрерывность, полноту и достоверность представления информации предупреждения на оповещаемых пунктах управления. Эта задача должна решаться СПРН в условиях, когда на оповещаемом ПУ нужно учитывать информацию, поступающую от разных источников, — незащищённых  командных  пунктов  и резервной системы.

На оповещаемом ПУ должна решаться задача выбора наиболее опасного и достоверного массива данных с информацией предупреждения.  В настоящее время эта задача решается на комплексах оповещения, на которые поступает информация предупреждения  и от КП, и от ЗКП СПРН.

С появлением  на оповещаемых ПУ средств резервной  системы для комплекса оповещения появляется ещё один источник информации  предупреждения. Задачи комплекса не меняются. По мере развития СПРН должен совершенствоваться  и алгоритм комплекса оповещения по выбору и представлению информации  предупреждения.

Здесь важно отметить, что комплекс оповещения является тем элементом СПРН, который непосредственно сопрягается с КСА оповещаемого ПУ. Комплекс оповещения появляется на ПУ ВС РФ раньше, чем там будут развёрнуты средства резервной системы. Именно этот комплекс обеспечивает сопряжение всей системы ПРН, включая резервную систему, с потребителями информации предупреждения.

Предлагался следующий состав резервной системы:
— комплексы программно-технических средств (КПТС) на средствах НГРЛ;
— пункты обработки  информации  (ПОИ)  на оповещаемых ПУ ВС РФ.
Комплекс средств приёма (сигналов) и сопряжения  Единой космической системы (КСПС ЕКС) должен был входить в состав резервной системы функционально.

Отметим следующие особенности боевых программ комплексов программно-технических средств:
1)  формирование  сообщений информационного обмена полного и сокращённого  состава для пунктов  обработки  информации, а также специальных коротких сообщений с информацией  предупреждения. При этом сообщения по обнаруженным целям могут формироваться,   исходя  из  условия  группирования   параметров по так называемым «представителям». Возможно формирование информации  только по атакующим целям и проверка других условий выдачи сообщения обмена;
2)  ведение частного каталога космических объектов;
3)  идентификация измерений, полученных по реальному фону ИСЗ, с объектами частного каталога и исключение этих измерений из информационного обмена;
4)  формирование  и выдача на вычислительные средства НГ РЛС командных сообщений и сообщений с информацией  целеуказания по ИСЗ в  условиях нарушения  постоянного  взаимодействия  с командными пунктами СПРН;
5)  управление выдачей информации  в каналы связи;
6)  формирование  и выдача на вычислительные средства НГ РЛС командных  сообщений  с командами  назначения  априорных  данных по заявленным пускам БР.

Частный каталог космических объектов ведётся на КПТС по сообщениям,  поступающим  от  командных  пунктов  СПРН.  Наличие частного каталога КО на объекте дислокации КПТС позволяет не только решать задачи идентификации  с каталогом, но и выполнять оценки функциональной  боевой готовности (ОФБГ) в масштабе реального времени. В настоящее время такие оценки формируются только на командных пунктах СПРН.
Решение задач обработки априорных данных на объектах дислокации НГРЛС позволяет снизить уровень ложных тревог в резервной системе.

Задача  управления выдачей информации в каналы связи особенно актуальна для  КПТС,  который формирует для  пунктов  обработки информации сообщения обмена  разного объёма — от сообщений полного состава  до коротких сообщений обмена.   Данные   по  состоянию  и  готовности каналов связи КПТС  получает от комплекса средств передачи данных  и, по результатам оценки текущей  пропускной способности каждого канала, принимается решение об отправке заранее сформированных сообщений.

Выполнение эскизного проекта РСФД потребовало проведения большого объёма расчётных работ и решения задач предварительного моделирования резервной системы. В этом мне помогали Барков Евгений Андреевич и Козлов Олег Константинович.

Эскизный проект был выполнен в срок и представлен на рассмотрение НТС. Доклад на заседании НТС делал А.Л. Григорьев.
Из всех выступавших в прениях по докладу мне запомнился академик Анатолий Иванович Савин (тогда научный руководитель АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», в прошлом генеральный конструктор системы обнаружения стартов БР из космоса).

Академик «близко к сердцу» воспринял масштабную задачу создания РСФД. Выразил личное убеждение, что все в этом проекте должны работать самоотверженно и не удивляться, если в спальне у каждого будет дежурить офицер спецслужбы, как было в его годы.

Создание резервной системы формирования и доведения информации предупреждения и сегодня является сложным  инфраструктурным проектом, требующим вложения большого количества денежных средств, а также большого количества волевых усилий разработчиков. Прежде всего, Вымпела. Может, поэтому я ничего не слышал о разработке Вымпелом резервной  системы после того, как проект был представлен в 2009 г. на рассмотрение комиссии государственного Заказчика, которая работала на базе 45 ЦНИИ МО. Председателем комиссии был начальник института Аксёнов Олег Юрьевич.

8 февраля  2010 г. я уволился из Вымпела и перешёл на работу в АО «Научно-исследовательский  внедренческий  центр автоматизированных систем» (НИВЦ АС).
9 февраля был принят на должность главного специалиста в отдел № 42. Проекты с СПРН не прекратились. Только теперь я чаще работал с Вымпелом, как с контрагентом по информационному взаимодействию.

Почему НИВЦ АС? В последнем проекте этот контрагент подготовил лучшие материалы по спутниковым системам связи и представил отличные предложения  по использованию  системы радиоканалов магистрального тракта ЕКС для построения системы связи в интересах резервной системы.

В этом же году Вымпел, при подготовке государственных испытаний   очередного  направления   оповещения,   представил  новую версию программного обеспечения комплекса «Крокус-УР-Н».

Годом ранее Вымпел представил технический проект алгоритмов новой версии программного обеспечения комплекса «Крокус-УР-Н». В состав этой версии входила упрощённая боевая программа КП СПРН 5 этапа.

Упрощения  касались, в основном,  работы с частным каталогом космических объектов. То есть, при наличии каналов связи со средствами обнаружения, комплекс мог решать задачи пункта обработки информации на оповещаемом объекте.  Такие временные  каналы системы спутниковой  связи были Вымпелом организованы на стенде его заказчика, и работа макета резервной  системы на испытываемом  головном  направлении оповещения была успешно продемонстрирована.

К сожалению, ни Вымпел, ни его Заказчик не стали развивать этот успех, несмотря на имеющиеся в то время технические возможности. Комплекс «Крокус-УР-Н» с новым программным  обеспечением был установлен на объекте дислокации, как «памятник» замыслу реализации  резервной  системы.

В последующем, Вымпел не пытался участвовать в вопросах использования  информации предупреждения, хотя именно на этом направлении развития и создавался уникальный комплекс боевого управления.

Этот пример использования комплекса «Крокус УР Н» в качестве импровизированного пункта обработки информации (ПОИ), как и весь опыт и результаты разработки эскизного проекта РСФД, видимо, подтолкнули Анатолия Леонидовича Григорьева к позиционированию программного комплекса классификации и оценки обстановки как самостоятельного изделия на рынке оборонных заказов.

Анатолий Леонидович «укрепился» в этой мысли после того, как договорился с АО НПК СПП о взаимодействии командных пунктов СПРН с комплексами аппаратуры НАПОИ (на объектах дислокации командных пунктов) с тем, чтобы обеспечить объединение измерительной информации по разнородным объектам. Это начинание со стороны НПК СПП курировал, насколько знаю, Александр Кархов.

Наверное, Анатолий Леонидович рассчитывал на большую ценность такой объединённой информации. Хотя каких-либо испытаний или даже экспертиз на эту тему не проводилось.

Что же касается перспектив вновь создаваемого программного комплекса классификации и оценки обстановки, его «потребительской стоимости» для потенциального заказчика, то они, по-моему, определяются содержанием боевых алгоритмов комплекса и наличием надёжных каналов закрытой связи.