11. Изделие К65М-Р и ложные тревоги

Игорь Щербаков 3
    В 1971 году ПО «Полёт» в г. Омске приступило к сборке изделия К65М-Р, являющегося  модификацией  ракетоносителя  (РН)  «Космос-3М». Изделие представляло собой ракету, запускаемой по различным баллистическим суборбитальным траекториям с имитацией подлёта межконтинентальных баллистических ракет. Полезной нагрузкой  в этих пусках выступали различные  варианты  боевых частей  в  моноблочных   или  разделяющихся   вариантах. 

Только на трассе «Капустин Яр – Балхаш», оборудованной необходимыми средствами измерения,  была проведена отработка 25 образцов вооружения  для 11 ракетных комплексов в интересах РВСН и ВМФ. В период 1985—1991 годов на ракете К65М-Р проходит испытания первый  в мире управляемый  боевой блок. Всего было проведено более 320 суборбитальных стартов, во время которых проверку прошли  практически  все  элементы  боевого  оснащения  российских МБР. Пуски изделия К65М-Р производились  со стартовых комплексов 11П865М 4 го Государственного центрального межвидового полигона Капустин Яр.

Последний пуск К65М-Р был произведён 22 апреля 2006 года. Полезной нагрузкой в этом старте выступал прототип новой опытной унифицированной головной части, которая после испытаний должна была устанавливаться на стратегические баллистические ракеты морского и наземного базирования «Булава» и «Тополь-М».

Таким образом, изделие К65М-Р — это двухступенчатый ракетоноситель с однократным включением двигателя второй ступени для испытаний  боевых блоков БРСД, МБР и БРПЛ. Пуски обычно  производились  со стартовых  комплексов  полигона  Капустин Яр в  сторону  полигона  ПРО  в  Сары-Шагане  (Балхаш). 

Изделие К65М-Р  было  создано  на  базе  изделия  11К65М (ракетоноситель «Космос-3М») и представляло собой вариант суборбитальной ракеты для испытания  различных  систем в интересах РВСН. «Летающий стенд» для отработки полезных нагрузок, как называли ракету К65М-Р, запускался по различным баллистическим суборбитальным траекториям с отрицательным углом бросания для имитации подлёта межконтинентальных баллистических ракет. Полезной нагрузкой в этих пусках служили различные варианты моноблочных или разделяющихся головных частей.

Во второй половине восьмидесятых были произведены  более трёхсот пусков по суборбитальным траекториям для испытаний элементов боевого оснащения отечественных БР.

Радиолокаторы  СПРН могли наблюдать цели на участке манёвра второй ступени изделия К65М-Р и нисходящем, баллистическом, участке траектории. Измерения, полученные на этом последнем, конечном, участке, были наиболее точными. Каждый удачный пуск изделия К65М-Р мог приводить (и, чаще всего, приводил) к формированию ложной информации предупреждения «Ракетное нападение». Потому что точка падения определялась внутри оповещаемой территории, а точка старта ракеты благодаря манёвру второй ступени, имитировавшей  траекторию цели с большой дальностью бросания, определялась за границами оповещаемой территории. Хотя пуски производились с полигона Капустин Яр.

Со  временем  пуски  изделия  К65М-Р  на  внутренних  трассах «Капустин Яр — Балхаш» стали одной из регулярных причин формирования ложной информации  предупреждения «Ракетное нападение». По каждому такому случаю проходило «полное» разбирательство, составлялось донесение в Генеральный штаб. Понятно, что такое положение вещей не могло не вызывать беспокойства Главного конструктора СПРН.

Но  получить  нужные  исходные данные  по траекториям  изделия К65М-Р оказалось не так просто. Похоже, что полная картина подготовки и проведения таких пусков была только на полигоне. Владислав Георгиевич поручил мне отправиться  в командировку на полигон Капустин Яр и на месте собрать необходимую информацию.

Собираясь в поездку, нужно было узнать у разработчиков, что именно необходимо для моделирования траекторий и определения пресловутых масок — области возможных измерений по изделию К65М-Р. Ведь на  полигоне  будет поздно  получать  консультации по телефону. Поэтому нужно было выяснить заранее всё, что могло понадобиться для выполнения задания Главного конструктора.

Мне и сейчас неизвестно, как Владислав Георгиевич договаривался о моей работе на полигоне, но сразу после прибытия на «десятую площадку» (это центральное место на полигоне Капустин Яр), меня проводили  к заместителю командира войсковой  части полигона по научно-исследовательской работе. Энергичный и, с другой стороны, очень рассудительный генерал (к сожалению, не помню его фамилии) предложил следующую схему работы.

У меня будет возможность ознакомиться в специальной библиотеке со всеми материалами для составления исходных данных по пускам изделия К65М-Р. Эти исходные данные нужно будет оформить как рабочие материалы и представить командиру части с просьбой выслать материалы Главному конструктору СПРН. Командир, на основании заключения своего заместителя по НИР, принимает решение: можно ли отправлять материалы или надо вернуть их на доработку.

На следующий день началась работа над исходными данными в специальной библиотеке полигона. По мере изучения документов по пускам изделия К65М-Р становилось всё более понятным, почему мы не могли получить необходимые исходные данные в Москве. С формальной  точки  зрения  все схемы проведения  работ с изделием К65М-Р были разными, если не сказать — уникальными. С точки зрения  существа проводимых  доработок КБП КП СПРН большинство пусков можно было описать конечным набором параметров выведения полезной нагрузки на баллистическую орбиту. Но для того, чтобы определить конкретные значения этих параметров, нужно было располагать информацией  по всем пускам изделия. Такую работу, действительно,  можно  было провести  только на полигоне, имея под рукой все отчёты.

В течение недели рабочие материалы были оформлены  и согласованы с командованием части. Теперь разработчики  СКБ-1 могли рассчитать недостающие параметры пусков отечественных ракет  и  приступить  к  внедрению  доработок.  После  реализации в 1986 г. «Решения № 58» по доработкам комплексной  боевой программы КП СПРН были устранены многие причины  формирования  ложной  информации  предупреждения,  включая  пуски изделия К65М-Р. Эти доработки актуальны и сегодня.

Нужно отметить, что этот эпизод с получением недостающих исходных привёл к положительному результату не вследствие удачного стечения обстоятельств,  а вследствие наличия у разработчиков Вымпела отработанной технологии обработки измерений, полученных по испытательным и учебно-боевым пускам (п. 12).