Вьетнам. Суп Лао

Александр Жданов 2
Часть вторая.  Начало см. http://proza.ru/2019/09/17/1806

На фото из нета  канатная дорога в Далате.

                Открытие нового блюда более выгодно для человечества, чем
                открытие звезды. (Жан Антхельм Брилат-Саварин)


            В 2007 г. самый дешёвый тур во Вьетнам в Москве согласно проведённым мной  перед поездкой исследованиям можно было купить в турфирме во вьетнамском  торговом представительстве на Тверской улице., возле Белорусского вокзала.
Тогда ещё поездки в эту страну не пользовались, как сейчас, повышенным спросом. Не было даже чартерный рейсов, лететь приходилось самолетами компании «Вьетнамские авиалинии», что, как потом оказалось, было даже ещё лучше. Т.к. цена авиабилетов у них была относительно низкой, а удобства были на самом высоком уровне.*.  Среди разнообразных курортных мест Вьетнама, я выбрал городишко Нячанг, так как, люблю отдыхать в оживленных местах: в населенных пунктах, или в пределах пешей прогулки от них, желательно  с набережной,  где обычно много ресторанов  и  кафе с музыкой, торговых рядов,   ярмарок, рынков и магазинов.

    Моя гостиница располагалась в небольшом трёхэтажном здании. Опрятный просторный номер со всеми необходимыми удобствами, удивил тем, что в ванной комнате каждый день клали зубную щётку с пастой и расчёску. Удивило- ну ладно паста каждый день новый тюбик зубной пасты,  но зачем человеку ежедневно чистить зубы новой зубной щеткой? Это было что-то новое.   Зато почему-то там не было своего ресторана, хотя завтраки мне обещали.  И лишь только выйдя на улицу, я заметил вывеску с названием и двумя звёздами под ним.  Как же так? По договору отель ведь должен был быть трёхзвёздочным!
 
     Рассерженный (ну, вот, опять обманули!),  оправился я на почту звонить с претензией в  Москву, Дозвониться удалось сразу же и оформлявшая мой тур сотрудница турфирмы,  в ответ на громкое возмущение, уточнив у кого-то,  сообщила, что в Нячанге оказывается в это время проходил международный симпозиум, мест на всех участников не хватило, и организаторы задействовали все трехзвездочные гостиницы, в том числе и ту, в которой должен был разместиться  я.  Фирма-туроператор приняла решение предоставить мне вместо 3-х звёздочного, двухзвёздочный отель, но, к сожалению, сообщить об этом мне они просто еще не успели, или не решились. Теперь же предложили взамен равноценный вариант: мне нужно ещё несколько дней пожить в этой гостинице, а потом переехать в 4-х звездочную, с завтраками.

         Представитель фирмы должен был позвонить предварительно накануне, а потом заехать и перевезти меня в новое место.  Я не стал возражать.   
 И, действительно, через пару-тройку дней мне позвонили, а потом подъехала легковая машина с русскоговорящим гидом, который отвез в новую гостиницу.
Гид правда попытался взять с меня еще сколько-то долларов за переезд, но после моего яростного возмущения, что это его фирма мне должна ещё доплатить за лишние хлопоты,  уехал ни с чем. 
        Мой новый отель соответствовал даже не четырём, а пяти звездам, так как в номере была большая комната с отделенным от огромных кроватей ажурной перегородкой небольшим холлом, В нём размещались два кресла и журнальный столик, на котором стояла ваза е пакетиками чая, кофе, конфеты и печенье.  В номере было зачем-то две ванных комнаты с туалетами. Видимо по мнению хозяев гостиницы, её клиенты постоянно ходили и мылись в туалете в одно и тоже время, а два санузла им были жизненно необходимы. 

       Что было ещё интересно, на крыше здания располагался плавательный бассейн, где можно было поплавать в любое время.
    Питание оказалось тоже выше всяких похвал. Разнообразные салаты, блюда из мяса, морепродуктов, большой выбор натуральных соков, фрукты и овощи, мороженное и сладости.
     От отеля в течение дня по расписанию курсировал бесплатный для постояльцев небольшой автобус в СПА центр на окраине города. Я, тогда еще ничего не зная о нём, не сразу обратил на это внимание.
   
        Пляж был даже ближе, чем в первом месте, прямо через дорогу.

    Прогуливаясь на следующей день по прилегающим улицам, я случайно обратившись на английском к проходящему мимо европейского вида мужчине лет сорока, по привычке вставил   пару русских слов.

      Оказалось, что прохожий был наш, русский, к тому же ещё и недавний москвич.  Несколько лет назад он женился на вьетнамке и переехал жить в Нячанг,  а теперь у них было уже двое детей дошкольников.
   
       Юра, как звали моего нового знакомого, к тому же был ещё и «афганцем». Служил в нашей лётной части на аэродроме в Баграме, приблизительно в то же время, что и я, где-то в 1980-1982 годах.
     Его жене принадлежал небольшой ресторанчик, неподалеку, и он пригласил меня себе в гости.

       Ужинал я обычно в каком-нибудь соседним с гостиницей недорогом кафе или ресторане, поэтому, взяв с собой  бутылку водки, которую привёз с собой на всякий случай из дому, вечером отправился в гости к Юрию.
    
            Его заведение располагалось на второй линии и представляло собой одноэтажное строение с маленьким залом на 4-6 небольших столиков, к которому со стороны улицы примыкала еще и крытая веранда, на которой размещалось ещё столько же столиков.
    Назывался ресторанчик «Кенгуру» и был изначально оформлен в австралийском стиле.  На стенах висели бумеранги, копья и   постеры с австралийскими животными и надписями на английском языке. 
    
          Юра, взяв руководство им в свои руки, решил несколько изменить, или дополнить его стиль. И на второй половине стен уже висели изображения московского Кремля и стояли на полках матрёшки.  В меню  были такие блюда , как черный хлеб с селедкой, борщ, гречневая каша,  предлагалась  русская водка и самогон на разлив.   
По его словам изначально в кабак часто заходили посетители из англоязычных стран: Англии, Австралии, Канады, а теперь появились и русскоговорящие завсегдатаи, оказавшиеся по той  или иной причине в Нячанге;  моряки с  наших  судов, приходивших из Владивостока,  или лётчики из близлежащего аэропорта.
 
      Мы хорошо посидели с Юрой, а потом я стал бывать у него  каждый день.  Оказалось, что в соседнем с его рестораном помещении, со входом со двора располагался обыкновенный бордель, где можно было воспользоваться услугами симпатичных вьетнамок. Для этого мне нужно было только подойти туда и выбрать. Несмотря на то, что Юра по дружбе обещал получить у его хозяйки для меня скидку,  я с благодарностью отказался, так как принципиально никогда не получал удовольствие от любви за деньги.

     Юра познакомил меня со своим другом, тоже россиянином  с ярко выраженной восточной внешностью, видимо уроженцем нашего Дальнего Востока, или Крайнего Севера, у которого была своя небольшая экскурсионная фирма,
           Таких фирм было немало на улицах города и я, прогуливаясь по вечерамч,  уже успел зайти в несколько и ознакомиться с уровнем цен на  разнообразные экскурсии по Вьетнаму.  Хотелось   посмотреть какие-нибудь интересные экзотические места.    Друг Юры предложил по дешевке однодневную поездку в Далат, небольшой городишко в горной местности, в километрах 90 от Нячанга, который нередко именуют «маленький Париж», а близлежащую к нему территорию «вьетнамской Швейцарией».  Вся поездка с обедом в ресторане обошлась мне значительнее дешевле, чем предлагали в местных турфирмах, да и ехал я один на персональной легковой машине с русскоговорящим гидом, а не в автобусе с множеством туристов, как предлагали в других фирмах.

       Поездка оказалась на редкость интересной. Я получил огромное удовольствие, прокатившись на канатной дороге, построенной, говорят, австрийскими специалистами, длинной 2, 3 км.  наслаждаясь живописными видами окрестностей Далата. Очень интересным оказался «Сумасшедший дом (Крейзи хаус) » - здание необычной архитектуры, построенное в виде «сказочного» дома, общий вид которого напоминает гигантское дерево  с включенными декоративными элементами  дизайна в виде животных, грибов, гигантской паутины и пещер. С момента постройки в 1990 г. здание считается одним из самых необычных зданий в мире.
Сконструировала его госпожа Данг Вьет Нга, выпускница Московского архитектурного института, прожившая в Советском Союзе 14 лет.  Поэтому во многих деталях «Крейзи Хаус» в Далате заимствует мотивы русских народных сказок.

      Понравился мне и необычный аттракцион. К красивым водопадам меня отправили на электросанях, которые спускались с крутой высокой горы по специальным рельсам и   были оснащены только одним рычагом управления вперед – ускорение, назад тормоз.  Тормозить было нежелательно - сзади в мои сани на полной скорости тут же ударяли летящие сзади.  Развивать самому скорость тоже было не нужно – в этом случае я сам в случае резкого торможения передних саней, врезался на полной скорости уже в них.
 
Обед в обычной вьетнамском ресторане был включен в экскурсию и мне очень понравился.  Но еще большее удовольствие я получил от предложения , которой мне вечером  сделал Юра.

      В меню его ресторана входил суп Лао, а заказать его нужно было накануне вечером. Тогда Юра посылал рано утром на рыбный рынок, где продавали только что выловленный за ночь улов, своих девочек закупить ингредиенты супа. В любое время течение дня я мог подойти в заведение  и мне  подадут заказ.

     Удивил и порядок приготовления.  На стол сначала поставили миниатюрную  подожжённую газовую плиту, на которую водрузили огромную необычную кастрюлю желтого металла, которая имела вид перевернутой невысокой шляпы канотье с широкими полями. На них лежали составные части супа: это были всевозможные морепродукты, грибы, зелень, овощи.  После того, как заранее подготовленный  бульон со специями закипал,  я сам должен был деревянными палочками опустить все лежащие на полях продукты в кастрюлю.  Как только суп закипел опять,  он был готов к употреблению. 

  Впервые я познакомился с восточной кухней  в Болгарии, в 2001 году, когда   был гостях у дальней родственницы и подруги детства моей мамы. Она  пригласила  меня в один из многочисленных китайских ресторанов, которые там тогда у местных жителей пользовались огромной популярностью, С тех пор при всяком удобном случае я обязательно заходил в китайские рестораны в других странах, всегда получая большое удовольствие от китайской кухни.  Но вьетнамский суп Лао в тот раз в Нячанге был вообще великолепен и выше всяких похвал.
К сожалению наши встречи с Юрой продолжались недолго. Он уехал оформлять в собственность ресторан своей жены в столицу -Ханой и мы с ним больше не увиделись. Спустя 11 лет я вновь отдыхал в Нячанге, но на прежнем месте ресторана Юры не нашел. Говорили, что он вроде бы перебрался в центр города, но куда, никто не знал.   
    
     Вернувшись домой, я не забыл зайти в туристическую фирму, которая поступила со мной неучтиво, заменив, не предупреждая, обещанную 3-х звездочную, дешёвой двухзвездочной гостиницей.   Вежливо попросил выдать мне, бывшему воину –интернационалисту, который не любит, когда его обманывают, небольшую денежную компенсацию за  доставленные в связи с этим беспокойство. Хозяйка фирмы не стала возражать и вернула 200 долларов.   
 
P.S. Как приготовить суп Лао можно посмотреть в интернете, рецепты там разные, вот например такой:
различные ингредиенты для Вьетнамского супа ЛАО (можно брать по своему усмотрению)
Рыбный суповой набор
100 г осетрина (либо другая рыба, можно замороженная)
100 г красная рыба (либо другая рыба, можно замороженная)
100 г кальмаров
100 г креветок
1 лайм
2-3 ст.л. рыбного соуса
120 г капуста пекинская
70 г помидоры
40 г грибы королевская вешенка (шампиньоны)
1-2 шт. перец чили (по вкусу)
100 г ананаса (можно консервированный)
50 г лук порей (любой лук)
Пучок кориандра
Пучок зеленого лука

Примечание.
 
*  - "а удобства были на самом высоком уровне."  - см. мой рассказ http://proza.ru/2019/09/17/1806
* - Дала;т — город в центральном нагорье Вьетнама, столица провинции Ламдонг. Расположен на плато Лангбиан на уровне примерно 1475 метров над уровнем моря. Находится в 1491 км от Ханоя и в 300 км от Хошимина.