Читаем Евангелие с художниками. Предатель. Очерк 2

Вадим Гарин
Начало: http://proza.ru/2022/02/02/752

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЕЛИКОМ ЧЕТВЕРГЕ. ПРЕДАТЕЛЬ.

Вы очищены через слово Господа!

Коллаж автора.
 
Фото 1 - Никола Пуссен (1594-1665гг). «Тайная вечеря». Масло,холст, 1640г, 117х175 . Находится в Замке Белвуар, Грэнтем, Великобритания*.
Фото 2 – Питер Пауль Рубенс (1577-1640гг). «Пир у Симона фарисея». 1618-1620 Холст (переведена с дерева), масло 189х284,5; Эрмитаж Санкт-Питербург.
Фото 3 – П.П. Рубенс. «Христос, умывающий ноги учеников». 1632г. Холст, масло, 136х134. Музей искусств г. Дижон, Франция.
Фото 4 – Г. Доре (1838-1883гг). «Поцелуй Иуды» 1866г; Иллюстрации к Библии.
Фото 5 – Н.Н. Ге (1831-1894гг). «Иуда». 1891г. Масло, холст 149х210. Третьяковская галерея.
Фото 6 – И.Репин (1888-1930гг). «Иуда» 1885г. Холст, масло, 49х60, Третьяковская галерея.

                И вот настал вечер… Ученики по указанию Учителя «пошли, и нашли (горницу), как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде МОЕГО СТРАДАНИЯ, ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием». (Лк. 22:13-15). Эту фразу требуется расшифровать. Иисус решил подготовить своих учеников к последующим событиям, а главное к служению Апостолов после Него на земле.
                Тайная Вечеря по сути явилась прощальным ужином, который приобрёл особое значение в христианстве и всё, что там свершилось, имеет определённый глубокий смысл.

                В своём первом послании к Тимофею** Апостол Павел перечислял добрые дела Иисуса Христа. Среди них назвал и умывание ног святым (1 Тим. 5:10) на Тайной Вечере. О важности события говорит то, что оно утвердилось в христианской церкви, как обряд (даже в ранней церкви). Как это происходило?

                Когда все уже возлегли, среди учеников произошёл разговор, что по традиции праздника следовало бы омыть запылённые ноги, а слуг в доме не было***. И заспорили Апостолы, кому из них взять обязанности слуги. Кого можно освободить от унизительной работы?
                Казалось бы, бытовой эпизод… Но вопросы и вопросы:
- Почему Иисус с учениками сначала «возлёг» с немытыми ногами, а уж потом возник спор о мытье ног? И было ли это мытьё в плотском, обычном, современном понимании?
                Ответ напрашивается сам собой: Иисус не придавал какого-то особого значения этой традиции и другим обычным омовениям. В Евангелие мы читаем о нескольких эпизодах связанных с омовением и «помазыванием» миром головы и ног, как, например, в Евангелии от Луки, когда грешница омывала ноги даже не водой, а собственными слезами и вытирала их волосами (Лк. 7:37 и др. евангелисты. Фото 2 на коллаже).
                Но во всех случаях инициативы со стороны Иисуса
Не возникало.
                Это настолько яркий эпизод, что на него обратили внимание многие художники. Для меня это имеет особый смысл. Художники как никто тонко чувствуют события и переживают их, изображая на полотне. Например, картина мэтра живописи Рубенса «Пир у Симона фарисея» (фото на коллаже 2), где пышнотелая, красивая грешница проливает слёзы на ноги Иисуса и вытирает их своими роскошными длинными волосами. Или картина Паоло Веронезе на эту же тему. У Веронезе грешница ещё роскошней (хотя куда уж роскошней Рубенсовских женщин может быть?) и сразу думается, глядя на эти картины, что недолго продержатся красавицы после отпущения грехов!

                Картина хороша! Органичная композиция, отражает столкновение различных характеров, накаляет эмоции, создаёт динамику и наполняет картину жизнью. Недаром считается, что это одна из лучших его работ.
               
                Но вернёмся к Тайной Вечере. Так почему Иисус не участвовал в споре и уж тем более не начал его сам? Да потому, что Он требовал от Апостолов чистоты помыслов гораздо больше, чем чистоты тела. Апостолы же пожелали просто соблюсти обычай, традицию евреев в пасхальный вечер.

                Тут придётся отступить немного от евангельской темы: позволю заметить, что одежда у евреев в те времена была очень простой. Повседневная одежда эпохи это нательная рубаха без рукавов и панталоны, поверх которых надевались ещё рубаха типа халата — халлук  и штаны, а затем верхний плащ; обувь, как правило кожаные  или деревянные сандалии  с ремешками или шнурками. Поэтому ноги путников, надо полагать, были не просто запылёнными!
                Дороги в Иудее – грунтовые, пыльные и каменистые.
Вот и возникла необходимость кому-то из Апостолов омыть ноги своим товарищам, а услуга эта считалась унизительной – они поспорили, кто на себя возьмёт эту неприятную работу (Лк.22;24).
                Вряд ли кому-нибудь придёт в голову представить себе технологию этого «омывания». Напомню, что горница на втором этаже. Канализации и водопровода в ту пору не существовало, а дом располагался в оживлённом городском квартале. Как помыть ноги тринадцати мужикам? Разве что лишь сбрызнуть водой из кувшина… Или просто развести грязь. На мой взгляд, очевидно, что это мытьё было чисто символическим. В тазу не помоешь «боевое отделение взвода»!

                Спор был прекращён Иисусом: Господь просто, но решительно встал из-за стола и снял с Себя верхнюю одежду; потом взял полотенце, налил воды в умывальницу; подошёл к Апостолам и начал омывать их ноги и вытирать полотенцем.
После чего Он обратился к Апостолам:

                - Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и говорите правильно. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны всегда и во всём проявлять такое же смирение. К чему ваши споры? Не спорить вам надо, а поступать так же, как Я, брать пример с Меня. И если будете всегда поступать так, то удостоитесь чести быть со Мною в Моём.

                Теперь возникает вопрос: почему простым рыбакам, землепашцам должны мыть ноги слуги или рабы? У евреев самих долгая история рабства!
                Откуда появилась эта проблема в головах и быте? Что за барство у людей, живших милостью подаяния, которые ходили пешком на очень большие расстояния по пыли просёлочных дорог, сидели на корточках на земле или подстилках в обычной жизни и ели руками? Ложек за голенищем у них не было, и самих сапог.
                Этот рассказ, думаю, появился исключительно для того, чтобы показать, что зарождающаяся новая религия невозможна без смирения.
                Напрашивается ещё одно дополнительное соображение. Евангелие писалось через несколько десятилетий после описываемых событий. Первым было написано Евангелие от Матфея 50-60 гг., От Марки и Луки через 10-20 лет после Матфея и от Иоанна в 96-е годы.
                До этого существовали только устные рассказы, при пересказе которых каждый рассказчик рассказывал по-своему, мог добавлять или искажать события, приукрашивать или наоборот обеднять по разным причинам.

                Вспомните борьбу Патриарха Никона со староверами в России за восстановление искажений! На соборе 1654г. Патриарх представил новые, исправленные богослужебные тексты, которые начинали печатать с одиннадцатого по четырнадцатый век. Они вплоть до проведения собора переписывались и переиздавались. Их исказили переписчики таким образом, текст книг менялся до
неузнаваемости.
                Можно заключить, что искажение текстов произошло за столетие. Причём надо понимать, что самые кардинальные изменения, дополнения и переосмысливание в угоду конъюнктуры происходят именно в первые десятилетия, когда формируется Устав церкви. Я не собираюсь предоставить анализ синоптических Евангелий – непосильная задача, но даже история вселенских соборов говорит сама за себя. Формирование церковного Устава происходило в острой борьбе.
                Из этого следует, что стремясь показать наличие христианского смирения, могли включить фразу и о слугах, рабах, которые мыли ноги и простому люду. Не могу утверждать, но думаю, что это произошло именно так. Другого объяснения не нахожу.

                Для иллюстрации омовения ног Апостолов я опять вернулся к картинам серии «Страсти Христовы» Петера Пауля Рубенса, жившего во время возрождения римско-католической церкви, во времена костров инквизиции.
                Речь идёт о картине «Христос омывает ноги Петру» Мне она показалась по смыслу, составу, композиции и свету среди всех полотен ближе всего к теме. О художественной ценности всё сказано давно. Я просто делюсь с читателями личными ощущениями.
                В мощном, ярком искусстве Рубенса произошло слияние христианских и классических языческих образов, которое удивляет и восхищает до сих пор. Картина «Христос, умывающий ноги ученикам» написана в 1632 году (Фото 3 на коллаже).
                Я с удовольствием пересмотрел всю серию картин в интернете – они просто изумительны! Очень советую посмотреть эти репродукции, получите огромное удовольствие!
(https://kolybanov.livejournal.com/14334177.html)
 
                На переднем плане картины Апостол Пётр и Христос. Симон Пётр – человек пожилой, устоявшихся взглядов, беззаветно преданный Учителю. Он не может смирится с самоунижением своего кумира. Видно, что он не понимает глубины происходящего, он в замешательстве, не ведает духовного значения и принимает всю процедуру, как физическое омовение. Его глаза, наклон головы и выдвинутая вперёд левая рука с раскрытой открытой ладонью выражают протест и недоумение. Он говорит Христу:
                - «Не умоешь ног моих вовек!» Ha это Господь заметил Ему: «Если не умою тебя, не будешь иметь части со Мною» (то есть: не будешь участником Моего Царства). Тогда Пётр воскликнул: «Господи! Не только ноги мои, но и руки и голову!»
                – «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все» - ответил Господь (Ин. 13:9-10).
                Позже Учитель глубже объясняет сам процесс омовения, придавая ему символическое значение:
                - «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедовал вам» (Ин.15:3). Очень богословское замечание!
                Преподав урок смирения, Иисус погрузился в свои мысли и переживания. А мысли Его в это время витали совсем в другом месте и по другому поводу. В Евангелии от Матфея приводятся слова Иисуса, сказанные им ещё до пасхи, которые Он велит передать человеку с кувшином. «Учитель говорит: ВРЕМЯ МОЁ БЛИЗКО; у тебя совершу пасху с Учениками своими». (Мф. 26:18).
                И Тайная Вечеря сразу приобретает другое значение и смысл. В этот вечер Учитель собрал преданных ему учеников, чтобы сообщить им о завершении земной части своей миссии и практически оставить завещание. Поэтому он и прекратил ничего не значащий для него спор.

                Не удивляйся, читатель, что я опускаю значительную часть
происходившего на Тайной Вечере – она описана многократно. И
Евангелистами и отцами Церкви, и различными толкователями. Мне добавить нечего. Я же останавливаюсь только на тех моментах, которые меня заставили задуматься, размышлять и переживать.

                Следующая важная тема – предательство. Это одна из самых загадочных тем. Вот уж где тайна на тайне! Интерес к Иуде огромный. Что мы знаем о нём?
                Тут надо извиниться перед читателями: не смог я в очерке раскрыть эту тему во всей полноте. Она огромна. Я даже не подозревал такого обилия имеющихся материалов. Предательство Иуды широко захватило все виды искусства: живопись, кино, музыка, литература, исследования богословов, церкви, учёных…
                Короче, голову и глаза «свернул», знакомясь с имеющимися публикациями****. Поэтому напишу только то, что с моей точки зрения можно считать бесспорным и коснусь некоторых проблемных суждений. Итак, кем был Иуда, двенадцатый апостол Иисуса Христа?
                Предателем, гнусным злодеем, повинным в злоупотреблении доверием и доносе? Или верным учеником, чья преданность Учителю не знала границ, и чьё безграничное самопожертвование в итоге обрекло его на вечное проклятие
Человечества и несмываемое клеймо «иуды»?
                Не будь Иуды и его предательства (?!), не произошло бы то, что произошло. Не было бы Голгофы, страстей Господних и смерти на кресте, не воскрес бы Иисус из мёртвых, не поразил бы сердца соплеменников величайшим чудом из чудес, которое по силам было лишь Сыну Божьему!

                Википедия говорит: «Иуда Искариот (Иуда Искариотский; Иуда сын Симона».
                Какого Симона? Википедия ответа не даёт. Возможно, он мог быть сыном св. Симона Богоприимца, о котором рассказывается во второй главе Евангелия Луки, и который и впрямь говорил, что видел "знамение" (2:34; в Синодальном переводе не совсем точно: "предмет пререканий").
                Апокрифы утверждают, что Иуда был сыном Рувима – Симона и Цибореи из Иерусалима. (Циборея увидела вещий сон: сын её станет вместилищем пороков и причиной погибели иудейского народа).
                «С Симоном Кананитом Иуда Искариот составляет последнюю пару среди 12 апостолов. (Мф. 10:4); единственный выходец из провинции Иуде среди двенадцати апостолов, остальные были галилеянами. Согласно Евангелию от Иоанна, Иуда был габбаем (казначеем) их общины: ему был вверен ящик, в который опускались пожертвования. По словам Иоанна, пользуясь должностью, Иуда приворовывал. (Слова Иоанна ничем не подтверждены. Со стороны Иисуса у него было полное доверие).
                Этимология прозвища Искариот до конца не ясна».
Всё, что связано с Иудой, как я уже говорил, ранее покрыто тайной от места рождения, даты и до самой смерти. Я потратил много времени на ознакомление с апокрифами, легендами и мифами. Зря только глаза «ломал»!
                Кратко: везде Иуда описывается, как законченный злодей (это очень понятно), и все свои «художества» он успел совершить до знакомства с Иисусом Христом.
                Предания лужичан (славянский народ, проживает на территории
современной Германии, сербы) и поляков (!) рассказывают, что Иуда родился 1 апреля (год не ясен). Так это или нет – подтверждения отсутствуют. У нас это «день дурака», а у них – день несчастливых.
                У Иеронима Стридонского (342-420гг. https://ru.wikipedia.org/wiki/) - создателя канонического латинского текста Библии есть описание биографии Иуды («Сказание Иеронима об Иуде-предателе»). Там он рассказывает об Иуде, как о законченном злодее и убийце, который раскаялся и 33 года носил во рту воду на гору, поливал сухую палку, пока она не зацвела. Таким образом, он снял с себя грехи (!).
                В интернете есть и книга преподобного Нила, названного "Мироточивым" (по рассказам из его могилы в пещере над морем изливается «мир»). Книга издана на Афоне, там же была переведена на русский язык с греческой рукописи. (https://nampuom-pycu.livejournal.com/244859.html) В книге сплошная мифология. Там я прочёл, что имя отца Иуды – Ровель. (в Евангелии от Иоанна несколько раз говорится, что Иуда сын Симона). Преподобный вслед за Иеронимом подробно описывает многочисленные злодейства и убийства, совершённые Иудой
Искариотом.
                И вот такого человека Иисус принял в учение, доверил ему должность казначея апостольской общины (кому виднее прошлое и настоящее Иуды?), а в его распоряжении водились весьма значительные суммы денег, так как среди
почитателей Иисуса были и очень богатые люди, особенно среди женщин, исцелённых Им от злых духов и болезней. Деньги шли на содержание Иисуса и его учеников. Часть раздавалась нищим, средства не были подотчётными. Никто не проверял Иуду, раздавал ли он деньги или присваивал? А если воровал, то куда прятал? Ведь он мог украсть намного больше, чем эти несчастные тридцать сребреников (!). После смерти Иисуса ученики разбежались, но сундучок или ящик общины остался у Иуды… Могло ли это обстоятельство быть мотивом?
                Очень сомнительно. Нельзя забывать, что он был с Иисусом с самого начала, верный и преданный, считался честным и выдержанным. Претензий ни у кого не возникало. Иуда был посвящён во многие тайны и ничем не выказывал своих
амбиций и притязаний, как некоторые из наиболее приближённых Апостолов (Мат. 20:20-24, Мк. 10-35-43).
                И ещё: Если бы ученики Христа были уверены в непорядочности Иуды, надо думать, что это, несомненно, нашло бы отражение на страницах Нового Завета, а то лишь разок промелькнуло у Иоанна («приворовывал») без подтверждения и хотя бы одного примера. А главное со стороны Учителя – ему оказывалось великое доверие.
                Знал ли Иисус о «страшной» миссии своего ученика? Не мог не знать… Он ведь Господь! Об этом говорит и Евангелие. Значит, не только знал, но и сам избрал его из числа своих приверженцев, как и других одиннадцать, во время странствий по земле древнего Израиля, чему есть свидетельства всех четырёх евангелистов. Знал Иисус, что только Иуда, единственный из двенадцати, сможет исполнить задуманное: «…не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол… Значит, знал Он предателя Своего» (Ин. 6:70, 13:11)!
                А есть и другое мнение: «если бы не любил Иуду Господь, то не избрал бы его». А с другой стороны, « Сын Человеческий идёт, как писано о Нём; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предастся: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф. 26:24; см. также Мк. 14:21; Лк. 22:22)!
               
                Как всё лихо закручено… Недаром личность Иуды Искариота***** привлекает столько внимания!
                Совершенно обалдев от обилия информации, размышлений, теорий, я решил обратиться к любимой живописи и остановиться на образах, которыми были «больны» великие художники. Картин и икон под названием «Поцелуй Иуды» (фото 4 на коллаже) и просто «Иуда» превеликое множество. Я выбрал несколько.
                Если судить по отзывам современников, выбор мой не совсем удачен, а я был просто заворожён картиной Николая Николаевича Ге «Совесть. Иуда». В каталоге Третьяковки она числится под названием «Иуда» (фото на коллаже 5).
               
                Эту картину Николай Ге написал за три года до своей смерти. Она завершала его «Страстной цикл» и не была оценена по достоинству.
                Известный художник и педагог Павел Петрович Чистяков (у него учились мои любимые Репин, Суриков, Поленов, Серов, Врубель и др. Я был в его мемориальном доме музее в Пушкине в конце восьмидесятых). Кстати, не к
месту будь сказано: его большая картина «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту о роспуске ополчения» мне совершенно не нравится ни по композиции, ни по цвету) презрительно говорил о картине Ге: «выдумана и кое-как напачкано»!
                Отличился и великий Поленов, который дружил с Ге и
Любил его. Он писал жене:
                - «Очень и очень слабая вещь. На чёрно-синем фоне стоит длинная и мягкая тумба, завёрнутая в простыню и освещённая голубым светом, вроде бенгальского огня…».
                А меня эта картина сразила сразу. Она созвучна моим переживаниям совести, хотя мои мысли о предательстве не имеют такой глубины, как у Ге. Он считал Иуду прообразом, архетипом предательства. А я и главное история помним немало предателей в древней истории человечества.
                В 480 г. до рождества Христова состоялась битва греков с персами. Каждый знает сражение в Фермопилах, где несколько сотен спартанцев во главе с Леонидом бились с миллионной армией персов под началом Ксеркса. И только предательство местного пастуха Эфиальта помогло персам обойти греков сзади, окружить храбрых спартанцев и всех уничтожить. Так этот Эфиальт тоже предал за копеечную награду. Позже он был убит.
                Или Гай Кассий Лонгин, проще Кассий, и Брут предали и убили Цезаря… Но, конечно, Иуда стал прообразом предательства, тут не поспоришь.

                Ге работал над картиной мучительно долго. Бросал и опять начинал.
                Мне кажется, что Ге чрезвычайно удачно нашёл композицию картины. Тёмная ночь, пустынная дорога, освещаемая лунным светом. На ней стоит сгорбившийся человек – Иуда, предавший Христа. Он кутается в одежду и пытается согреться. Иуда получил свои 30 сребреников, но, видимо, они не принесли желаемого счастья. Его фигура выглядит растерянной и раздавленной. Просто кожей ощущаешь чувства предателя, даже не видя его лица. Кажется, Иуда сожалеет о своём поступке, но понимает, что уже нельзя ничего исправить.
                Он просто стоит и смотрит, как уводят Христа – присмотритесь и различите толпу в правой части картины. Иуда, скорее всего, ждёт, что-то ещё, возможно, изменится, но стражники с Иисусом исчезают в темноте вместе с надеждой предателя на чудесное спасение. Мне кажется, что такой мощной экспрессии я не видел на других картинах с Иудой и, конечно, совершенно удивительный «лунный грунт» сверкает под ногами Иуды.
                В письме дочери Толстого Татьяне Львовне, с которой Ге был дружен, он пояснял картину: «И побежать не может, и бросить не может. Я сам чувствую, что правдиво, просто и вероятно. Лицо Иуды не важно, и все попытки его выразить бесцельны и ни к чему не привели. Дело не в том, чтобы передать на картине выражение лица Иуды – оно ничего не даст для понимания его личности, а в том, чтобы поставить его лицом к лицу с преступлением, которое он совершил. Спина Иуды, как видим, оказывается для Ге более выразительной и говорящей, чем
могло бы оказаться его лицо». Думаю, лучше Ге не скажешь.

                Прошло сто лет, и картину оценили... Не могли не оценить. Она имеет очень глубокое содержание и не зря художник назвал картину «Совесть». Страшна судьба предателя! Посмотрите на следующую картину на коллаже (фото 6). Это И.Репин. Его картина «Иуда» написана в 1885 году. На мой взгляд,
если бы Иуда с картины Ге повернулся, то у него было бы именно такое лицо!
                Великолепное мастерство. Сколько в образе той самой совести, переживания и мысли!

Продолжение http://proza.ru/2022/02/18/1676

Примечания:
* Картина Николы Пуссена. Известны четыре его картины на тему о Тайной Вечере. Одна, которая на коллаже, в Англии, вторая в национальной галерее г. Эдинбург – Шотландия, местонахождение остальных мне неизвестно.
**Тимофе;й (лат. Timotheus; ок. 17 - ок. 80) — апостол от семидесяти, ученик и спутник Апостола Павла, первый епископ
Эфесский. Тимофей жил в городе Листра в провинции Ликаония (территория современной Турции). Он обратился, вероятно, под влиянием проповеди апостола Павла в Листре во время его первого путешествия (Деян. 14:5-22), около 48—49 годов.
*** Омовение ног. В иудаизме ритуальное омовение принимает две основные формы. Тевила (иврит) – это полное погружение тела в микве (или в реке, как то делал Иоанн Креститель «Хамотвил») и нетилат ядаим (иврит) – это мытьё рук чашкой. Омовение кодифицировано в различных кодексах еврейского права
и традиций (Мишна Тора Маймонида – 12 век и Шулхан Арух Джозефа Каро – 16 век). Практика омовения чаще всего наблюдается в ортодоксальном иудаизме. В консервативном иудаизме практика носит нормативный характер с некоторыми
смягчениями и исключениями. Так что мытьё ног перед трапезой является традицией, и его не надо смешивать с ритуальным омовением.
А вот священники должны были мыть ноги перед службой в храме – об этом записано в заповеди Торы. Так же руки и ноги моют священники перед жертвоприношением.

                Католическая церковь, утверждающая, что Сионская горница располагалась на втором этаже дома, где на первом этаже сейчас установлена гробница царя Давида, говорит, что там же есть помещение, которое почитается современными христианами, как место омовения ног. Это утверждение противоречит Евангелию: «умывание ног» происходило непосредственно в горнице дома,
который не имел никакого отношения к гробнице. (Ин. 13:4-5) и располагался в другом месте – я об этом писал в первой части очерка.
**** Повесть Л. Андреев «Иуда Искариот и другие» (1907); А. Ремизов «Иуда - предатель» (1903) и его же пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» (1919); драма С. Черкасенко «Цена крови» (1930); Рассказ Борхеса «Три версии предательства Иуды» (1944); рассказ Ю. Нагибина «Любимый ученик»;
документальный детектив К. Еськова «Евангелие от Афрания» (1996); М. Булганин «Мастер и Маргарита»; А. и Б.Стругацкие «Отягощённые злом, или сорок лет спустя»; Б.Акунин «Пелагия и красный петух»; Романы Н. Мейлер «Евангелия от Сына Божьего» (1997) и Ж. Сарамаго «Евангелия от Иисуса» (1998) и др.

                Не буду врать, читал только Л. Андреева – он есть в моей библиотеке, конечно же М. Булгакова (тоже есть) и Ж. Сарамаго.
                Очень рекомендую прочесть повесть Андреева. Там Иуда любит Христа, но предаёт.
                Художников, писавших на тему предательства Иуды, даже перечислять не буду – так их много.
                Более десятка кинокартин США, Германии, Италии, Франция. Всех не перечислить…
                Даже в музыке: песни, баллады, как например, Judas Iscariot — американская блэк-метал-группа; Judas — второй сингл Леди Гаги из альбома «Born This Way»; рок-опера Э. Л. Веббера «Иисус Христос — суперзвезда»; русские рок-группы и много много других.

***** Есть мнение, что прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, Иуды, сына Иаковлева, прозванного Фадеем., основанная на географическом расположении города Кариоф (Кариот, Крайот, Крийот в Иудее), из южной Иудеи, упомянутый в Ветхом Завете (Ис. Нав. 15:21). По другой версии, поскольку слово «кериййот» имеет значение
пригород, то «Иш-Кериййот» дословно переводится как «житель пригорода», что весьма вероятно, поскольку Иерусалим в те времена был довольно большим городом, и возле него располагалось много маленьких селений, которые и назывались
«крайот».
Иногда значение слова выводят из арам. «иш кария» – «лживый» , или от корня греч.,  равного евр. - арамейск. sqr «красить», тогда Иуда может значить "румяный" или скорее рыжий.
Версий множество. Есть и такая: Искариот происходит от еврейского слова «искортиа» («фартук»). Отсюда родилась версия, что Иуда Искариот — это Иуда Фартучник. Предполагается, что Иуда, будучи казначеем, носил кожаный фартук, а в фартуке — кошелёк с общинными деньгами. Но в Евангелиях отмечено,
Что деньги были в ящике.
Другая версия говорит, что Искариот происходит от еврейского глагола sikk;r, "передавать" или "предавать", и обозначает собственно "предатель". Тот же глагол, впрочем, имеет значение "душить", и тогда Иуда Искариот – Иуда Удавленник, Иуда Повесившийся. В латинском переводе комментариев Оригена
на Евангелие Матфея сохранились данные о том, что "предатель Иуда (должен) называться "удушенным" (exsuffocatum)".