Пожалуйста, прости - часть 10

Мирослава Завьялова
Остаток каникул пришлось сидеть почти всё время дома - установились морозы и сильные ветры по утрам; теперь нам было не до катка или прогулок. Я читала книги, разбирала свои вещи в шкафу. Постоянно находясь дома одна, мерила мамины платья, крутилась перед зеркалом и читала наизусть отрывки из поэм Пушкина, представляя себя актрисой. Прочитала заново «Барышню-крестьянку». Ролей там немного, но мама Оли говорила, что пьеса будет немного переделана. Может, кого-то из действующих лиц можно и добавить? И кто из нас будет играть главные роли? Приедет Оля, её мама придёт в школу, начнём репетировать спектакль. Каникулы заканчиваются, мне даже захотелось в школу! Предчувствие чего-то радостного не покидало ни на минуту. 

Таня позвонила в предпоследний день каникул, сообщила, что возвращается от бабушки только завтра. Выслушала мои новости, в том числе и про спектакль. 

- Как начнёте репетировать,  скажешь. Приду посмотреть, как и что. Может, соглашусь для вас музыкантом поработать, - Таня засмеялась, а я убедила себя, что это просто шутка. 

- Ира, звоню, звоню тебе, и всё время занято! - выпалила Лариса и залпом продолжила, - тут такое! Собрание будет в нашем классе, придут учителя, завучи. Потом педсовет. По поводу Маркина Игоря. Татьяна Сергеевна вызывала его в школу, хотела, чтоб он объяснился. Заранее как-то подготовиться к педсовету. Его же на учёт в милицию поставить могут!

- За что? - возмутилась я, - пусть он расскажет, как было! Наверняка виноват Грабов. 

- Наверняка, - согласилась Лариса, - только Маркин отказался объясняться. Татьяна Сергеевна просила помочь, как-нибудь узнать причину драки. Подумай тоже, времени мало у нас. Собрание на следующий день состоится, как только с каникул вернёмся. 

 Оказывается, рассказала мне Лариса, мать Веньки Грабова в школу приходила, жаловалась директору, что её сына избили. Накатала большую бумагу, теперь школа вынуждена принять меры. На педсовет придёт инспектор по делам несовершеннолетних. 

- Ира, может, у Мишки Егорова как-нибудь попробуешь выпытать правду? - предложила Лариса, - он как будто к тебе относится не как к остальным…

- Ерунду говоришь! - воскликнула я, заливаясь краской. - Спрошу, конечно. 

Уф! Хорошо, что разговор шёл по телефону. Сделалось тревожно. Заволокина говорила, что я ударила её головой о стену. Бессовестная врунья! А если её мама тоже придёт в школу с жалобой на меня? 

Собрание нашего класса проходило в актовом зале. Хорошо бы подумать о спектакле, получше изучить размеры сцены, но сейчас я ни о чём таком и думать не могла. В переднем ряду уже сидели наши учителя, завучи по учебной и внеклассной работе.  Старшая вожатая Инна Александровна и члены Совета дружины нашей пионерской организации притулились небольшой кучкой с краю. Последним в зал вошёл учитель начальной военной подготовки Герман Николаевич. Все знали его как строгого, но справедливого человека, майора в отставке. Уроки НВП начинались с девятого класса, и мы с завистью смотрели на старшеклассников: как они выстраивались в коридоре, одетые в зелёные военные рубашки, как приветствовали Германа Николаевича и чётким строем шли в кабинет или оставались на месте, и тогда товарищ майор отдавал приказ кому-либо выйти из строя. «Строевым шагом марш!», доносилось из коридора, и чаще всего Герман Николаевич распекал многих за плохую строевую ходьбу. Мне казалось, что учителя НВП побаивается вся школа.

- … и сегодня мы просто попытаемся разобраться, понять, что произошло, - говорила Татьяна Сергеевна. На сцену никто не поднимался, наверное, так ближе друг к другу школьники и учителя, подумала я. - Давайте просто поговорим. Разберёмся. Ира Полякова! Подойди, пожалуйста, сюда. 

Я подскочила, словно ужаленная. Занятая своими мыслями, я прослушала, что говорил перед этим завуч, а ещё раньше Инна Александровна, старшая вожатая. Что-то про дисциплину, поведение…

- Как нам известно, между тобой и Леной Заволокиной произошёл конфликт, во время тренировки по волейболу. Лена говорит, что ты сильно толкнула её в дверях раздевалки, и она ударилась головой о стенку. 

Слова Татьяны Сергеевны подхватила Инна Александровна:
- Ира, мы просто хотим знать правду. Ты всегда была на хорошем счету, рекомендации для вступления в комсомол тебе готовы дать очень многие, потому что верят и доверяют тебе. 

После небольшой паузы я сказала:
- Во время игры мы поссорились; тем, кто проиграл, показалось, что это несправедливо. В раздевалке Лена продолжала спорить со мной и обзываться. 

- Почему именно с тобой? - уточнила Татьяна Сергеевна.

- Потому что последнюю подачу подавала я. И мы выиграли. 

- И что было дальше? 

- Я оттолкнула Лену от дверей раздевалки и ушла. 

Ко мне, продолжавшей стоять у первого ряда, вызвали Заволокину, которая повторила свою версию: её ударили головой о стенку. 

- Такое поведение неприемлемо для девочек! - воскликнул кто-то из учителей. - Пусть они извинятся друг перед другом. И пообещают, что впредь этого не повторится. 

- Можно, я скажу? - Лариса подняла руку, встала и продолжила, - извиняться должен виновный. 

- Ира сильно толкнула одноклассницу, так, что та ударилась головой. И неважно, что Заволокина сказала ей. Они виноваты обе, но Поляковой следует помнить, что никакого рукоприкладства быть не должно! Член Совета дружины не имеет права…

Я слушала, как меня выставляют виновной. Заволокина тоже не права, но она никого не била; замечания заслуживают обе, а извиняться должна Полякова. К такому мнению пришли учителя и сейчас Татьяна Сергеевна спросила, хочет ли кто высказаться. Из учеников. 

- Драки между девочками недопустимы! 

- Нет, давайте спросим их снова. 

- Заволокина первая начала! 

- Полякова член Совета дружины и какой подаёт пример…

Напрасно Лариса пыталась переспорить Наташку Морозову. Остальные помалкивали. Я чуть не плакала, понимая, что извиняться не стану, и меня могут исключить из членов Совета дружины и не дать рекомендацию в комсомол. Искоса посмотрев на Заволокину и заметив на её лице радость, которую она не могла скрыть, я почему-то успокоилась. 

- Извиняться за то, что я не делала, неправильно. Заволокина лжёт!

В зале снова стало шумно. 

- Ира, попроси прощения у Лены, - привстала Таня, - она тебя поймёт. Ты специально толкнула её так сильно, но почему? Что такого сказала тебе Лена? 

- Никто сильно не толкал Заволокину, и ничего она не ударялась о стенку! - Мишка подошёл поближе к нам, - я мячи собирал и всё видел! 

- Егоров! Что же ты тогда молчал? - удивилась Татьяна Сергеевна, - говори, что знаешь. 

Мишка повторил почти всё, что сказала я и добавил:
- Всё это из-за проигрыша. Но мяч сетки не касался, мы выиграли честно. Когда Полякова выходила из раздевалки, Заволокина не пускала её, перегородила дорогу и всё время что-то говорила. Ну, Ира оттолкнула Лену и спокойно ушла. 

Мишка быстро вытер пот со лба. Волнуется, подумала я, чувствуя, что краснею. Последующий за этим шум быстро пресекла завуч по учебной работе: 
- Бывает, что правду узнать нелегко. Но сейчас мы её узнали. Лена Заволокина, с тобой будет отдельный разговор. Ира Полякова, будь впредь сдержаннее, ты на общественной работе и у всех на виду, и пример можешь подать только положительный. Перейдём ко второму  вопросу. Драка возле школы. Маркин и Грабов! Пожалуйте сюда! 

Я сидела на месте, с трудом удерживаясь от слёз. Очень хотелось посмотреть на Мишку, но я боялась этого. Лариса сжала мою руку и прошептала: «Молодец!»

Второй вопрос собрания закончился чересчур быстро. Маркин отказывался говорить на эту тему, а Грабов, пряча глаза вниз, промямлил, что драки не было. Маркин только показал ему несколько приёмов по дзюдо. И всё. А кто-то наябедничал…

- Грабов, не ври! Вас видели многие! - возмущению Татьяны Сергеевны, казалось, не будет  конца, - и твоя мать написала жалобу. В милицию пойдёт, сказала. На педсовете будет присутствовать инспектор по делам несовершеннолетних, и вас поставят в милицию на учёт! А ты говоришь, не было драки. 

Но Грабов стоял на своём: драки не было, это просто уроки дзюдо.  Я подумала, что это и есть правда. Маркин приёмами дзюдо быстро повалил Веньку на землю, но дальше сработало негласное правило: лежачего не бьют. Я, как и Лариса, пыталась узнать хоть что-то про причину драки. Мишка выслушал меня и сказал: «Полька, есть такие вопросы, где всё  решают мужчины. Не суйся, куда не надо.»
«Мужчины нашлись! - фыркнула я, - правду сказать слабо?»
«Не слабо. Но я дал слово пацана.»

Этим было сказано всё. Кодекс чести, я что-то слышала об этом понятии…

- Разрешите сказать мне! - Герман Николаевич отошёл подальше от первого ряда, и в зале установилась полная тишина. - Мальчишечьи драки были и будут. Будущие мужчины должны уметь за девушку заступиться, за себя постоять. Да и вдруг завтра - война? Все мы зачитывались в своё время книгами о мушкетёрах, рыцарях, пиратах. О Робин Гуде. Когда ради справедливости именно дрались, защищая более слабых. И у всех этих героев имелся свой кодекс чести, нарушение которого считали смертельным позором. Лежачего не бьют, драка до первой капли крови, драка один на один - нынче тоже соблюдаются определённые правила. Я не защищаю наших драчунов, только замечу: насколько мне удалось понять, драка имела причину. Но если о ней молчат, значит, соблюдают свой кодекс чести. Впереди педсовет, и, скорее всего, постановка на учёт в милицию. Как там говорили мушкетёры? Се ля ви! 

- Давайте отпустим детей домой и поговорим обо всём без них. Собрание окончено! - завуч пристально посмотрела на учителя НВП.

Все заторопились к выходу. Я задерживалась сознательно. Лариса понимающе взглянула на меня: 
- Тебя подождать? 

Я пожала плечами и медленно направилась вслед за остальными. Таню увидела через окно, она быстро пошла к скверу. Одна. Чуть позже из школы вышли Маркин и Егоров. К ним подошёл Венька Грабов и начал что-то виновато говорить, но мальчишки не стали его слушать и ушли. Лицо Веньки сделалось каким-то несчастным, мне даже стало жаль его. Помимо своей воли, жаль. Припомнилось, как с ним мало кто общался. Насмешек он получал больше, чем кто-либо из мальчишек. И сейчас он стоял, растерянный, посреди школьного двора. Заволокина и Морозова, с которыми он дразнил Олю в день соревнований, тоже не проявили к Веньке особого внимания. 

Оля! Только сейчас обратила внимание, что её не было на собрании. Выйдя из школы, я медленно направилась в сторону почты. Получится небольшой крюк, но ноги сами понесли меня в ту сторону. 

- Полька! Подожди! - обернувшись на громкий крик, увидела Егорова, который бежал за мной. - Ты что, не домой? 

- Конверт на почте хотела купить, - соврала я. - А что? 

- Фотографии сделал, забыл отдать, - Мишка протянул тонкую тетрадку. 

Пять чётких фотографий очень понравились. Поблагодарив Мишку, получила в ответ замечательную улыбку. Я тоже улыбнулась немного нерешительно… но мне нужно спросить.

- А хорошо военрук сказал, - издалека начала я, - и про кодекс чести правильно! Неужели Маркина поставят на учёт? Грабов же другое говорит. 

- Говорит, - Мишка помрачнел, - только это не поможет. Родителей Игоря вызвали на педсовет, из милиции тоже придут. Если бы драку не увидел кто-то из учителей…

- Мишка, зачем ты сказал неправду? - быстро спросила я, - ты же не видел, что произошло у меня с Заволокиной.

- Не видел. И подробностей не знаю. Но зато знаю тебя. Ты не могла обмануть! Ты понимаешь, что такое кодекс чести. 

  (продолжение следует

   http://proza.ru/2022/02/12/649