2. Преддипломная практика

Игорь Щербаков 3
На пятом курсе института, в начале 1975 г., надо было выбирать место для преддипломной практики и, вообще говоря, место будущей работы. Никто из «Вымпела» в институт не приходил. Я сам пришёл на проходную, где и проходило первое собеседование. О предприятии узнал от приятеля, который окончил институт год назад и уже работал на Вымпеле. Были у меня сведения и о других возможных местах работы, но тогда я предпочёл Вымпел.

Заинтересовала тематика и то, что реализация проекта создания СПРН только начиналась. Кроме того, место, где тогда располагалось интересующее меня подразделение (системное конструкторское бюро СКБ-1) – на Ленинградском шоссе, напротив института МАИ – было овеяно легендами о послевоенных оборонных предприятиях и главных конструкторах.

Наиболее близко, до начала преддипломной практики, я познакомился с начальником сектора Широковым Валентином Владимировичем в отделе Тартаковского Георгия Петровича. Конечно, я не мог проходить на территорию предприятия. Знакомство ограничивалось беседами с начальником группы Зельниковым Иваном Петровичем. Потом, уже после оформления, я получил тему дипломного проекта. Она предполагала исследование характеристик и качества пеленгации для помеховых каналов РЛС с крупноаппертурными ФАР типа приёмной РЛС (ПРЛС) 5У83 «Даугава» и РЛС 5Н79 «Дарьял». А также разработку предложений по совершенствованию готовых схем пеленгации помехоносителей. Руководителем дипломного проекта был назначен Пушин Алексей Евгеньевич.

В теме дипломного проекта было для меня много нового. Впервые столкнулся с тем, что в радиолокационной станции могут быть канал для обнаружения и измерения координат целей (целевой канал) и отдельно канал для обнаружения и измерения координат источников помех, помехоносителей (помеховый канал). Координаты обнаруженных помехоносителей использовались для наведения лучей автокомпенсатора помех (АКП, были и такие устройства в составе РЛС). Были ещё и адаптивные ФАР, которые автоматически выставляли минимальные уровни боковых лепестков диаграммы направленности в направлении помехоносителей. В дополнение ко всему разрабатывались системы разнесённого на местности приёма помех, которые позволяли существенно повысить разрешающую способность  и точность радиолокационных систем.
Помехоносители включались в состав налёта баллистических ракет или применялись отдельно. Тогда их могли размещать на борту самолётов или использовать как забрасываемые передатчики помех. Если помехи затрудняли получение информации о целях, то сама информация о помехоносителях могла помочь вскрыть замысел удара противника. Возникала задача наилучшей (для противника) «развески» помех в ударе, скажем, баллистических ракет.

Понятно, что никакие новые сведения не могли смутить студента 5-го курса или затормозить написание дипломной работы. Все результаты были получены на цифровой модели помехового канала. Сначала я реализовал довольно простую модель, затем постепенно её усложнял, учитывая всё новые свойства антенной решётки. Общаться с ЭВМ в пакетном режиме было не очень удобно, но ограничений в машинном времени не было. Помню, что у меня затруднения вызывали разделы дипломной работы, не связанные со специальностью – экономика и т.п. Дипломную работу закончил вовремя, прошёл сначала предзащиту у себя в отделе, затем меня допустили к защите.
Запомнился один вопрос на предзащите – почему у меня все формулы на плакатах были написаны небольшим шрифтом? Отвечал, что формулы написаны для меня как докладчика. Старшие товарищи сочли такой ответ циничным, но я переделывать плакаты не стал.

На защите, как полагалось, присутствовали представители МАИ. Представители, мне кажется, были несколько удивлены уровнем дипломной работы. Надо сказать, что тогда в институте не проводилось исследований по крупноапертурным ФАР. Для меня было несколько неожиданным получить по результатам защиты дипломной работы рекомендацию для поступления в аспирантуру. Этой рекомендацией я со временем, после службы в армии, воспользовался,  аспирантуру закончил, но без защиты диссертации. Когда подходили сроки защиты, у меня всё время уходило только на работу. Может быть,я тогда был неправ, и надо было по-другому распределить своё время. Забегая вперёд, хочу сказать, что экзамен по специальности (в рамках кандидатского минимума) у меня принимал начальник отдела Георгий Петрович Тартаковский и принимал очень доброжелательно.