1. Начало самостоятельной работы в институте

Игорь Щербаков 3
На старших курсах института, а я окончил Московский авиационный институт, факультет радиоэлектроники летательных аппаратов, студенты обычно работали на той или иной кафедре факультета. Это позволяло ближе познакомиться с профессией и существенно помогало материально.

Я выбрал кафедру 402 «Радиоуправление летательных аппаратов». Задача, которую предо мной поставили, сводилась к следующему. Нужно было показать, что движение точки на поверхности Луны относительно точки на поверхности Земли на заданном интервале времени может описываться линейным уравнением. В качестве исходных данных по движению Луны я должен был пользоваться каталогом Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ).

Научным руководителем у меня был Валентин Александрович Савинов, а непосредственно на кафедре я работал с Александром Александровичем Поваляевым. С обоими сложились ровные доброжелательные отношения. Работать с моими старшими товарищами было легко и комфортно.

Как я узнал позднее, потребителем моих результатов, заказчиком, было Главное управление космических средств (ГУКОС), а предметной областью задачи была навигация в ближнем космосе, когда на околоземную орбиту выводился космический аппарат, который надо было быстро и точно сориентировать в пространстве с тем, чтобы потом перевести его, например, на высокоэллиптическую орбиту.
В качестве измерителя здесь использовался радиоинтерферометр, погрешность измерений которого зависела от своевременной юстировки. Вот для решения задач этой юстировки и предлагалось использовать радиомаяк на поверхности Луны. Задача, как теперь понятно, была очень актуальной. Особенно, если вспомнить, сколько аппаратов было потеряно из-за ошибок навигации на околоземной орбите.

Казалось, на первый взгляд, в самой задаче не было ничего сложного. Надо было пересчитать координаты точки на поверхности Луны в местную систему координат на поверхности Земли, а затем повторить этот пересчёт необходимое число раз. Предполагалось на последнем этапе решения задачи использовать ЭВМ. Например, БЭСМ-6.
Трудности, как оказалось, были связаны с реализацией самого решения задачи. Сначала дело осложнялось громоздкими формулами пересчёта координат и достаточно большим временем получения контрольного примера для отладки программы на ЭВМ. На кафедре была создана группа для проведения расчётов с использованием настольных механических вычислителей «Зоемтрон».

Исходные данные для отладки были получены. Затем выяснилось, что нет достаточного машинного времени для проведения такого вычислительного эксперимента. Институт (МАИ) тогда арендовал машинное время (по-моему, на ЭВМ «Минск-32») на вычислительном центре ЦСУ Госплана СССР. И дело было даже не в количестве требуемого машинного времени. Сама дисциплина использования ЭВМ в так называемом «пакетном режиме», когда моя программа могла запускаться на исполнение, скажем, один раз в день (в составе пакета других задач), существенно увеличивала время получения результата. Возможно, я бы его так и не получил, если бы не случай. Счастливый случай.

В то время (шёл 1974 год) мой дядя, молодой учёный Юрий Тимофеевич Пономарёв работал заведующим лабораторией в НИИ неврологии, что располагался рядом с больницей МПС. Мне было предложено использовать мини-эвм PDP-8E для выполнения требуемых расчётов.

Сама ЭВМ была частью медицинской установки (для проведения томографии головного мозга), но специалистам, обслуживающим эту машину, удалось получить всё необходимое математическое обеспечение, включая транслятор с языка программирования FORTRAN, позволяющее использовать ЭВМ как универсальную.
У меня появились новые, поистине безграничные, по сравнению с прошлым, возможности. Ведь работая вечерами и ночами, я получал машину в своё полное распоряжение. Памяти и производительности PDP-8E мне хватало, и порученный мне проект довольно быстро продвигался вперёд. Скоро я уже мог докладывать на кафедре свои результаты.
Позднее я мог увидеть отечественный аналог PDP-8E — ЭВМ «Эдектронику-100И».

Какое-то время Юрий Тимофеевич привлекал меня в качестве эксперта при посещении разных выставок и проведении переговоров. Довелось мне познакомиться и с ЭВМ следующего поколения – PDP-11 с операционной системой RT-11. Это была полностью встроенная техника, которую уже нельзя было использовать отдельно от медицинского оборудования. Но у меня и не было таких планов. Появились другие задачи, которые требовали другой вычислительной техники.

А что касается PDP-8E, этот опыт я запомнил надолго как пример действительно широких возможностей цифрового моделирования и вычислительного эксперимента.