Предисловие автора

Игорь Щербаков 3
Книга «Предупреждение» рассказывает о моём участии в проекте создания отечественной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и выполнении других проектов, которые касались системы предупреждения. На тему создания СПРН много написано. И, вроде бы, здесь нечего добавить.

Но, во-первых, ни один из известных мне материалов не претендовал на исчерпывающее, полное описание истории создания СПРН, во-вторых,  большинство  таких материалов  носило характер изложения, больше присущий официальным парадным отчётам.  В третьих, я хотел бы оставить память о сотрудниках, с которыми довелось работать вместе. Эти люди живут в моей памяти.

Окончательное решение о написании книги стало складываться у меня после выхода в 2014 г. сборника воспоминаний о Главном конструкторе СПРН Владиславе Георгиевиче Репине — сборника «Рождённый титаном» [4]. Составительницей сборника была Ирина Владиславовна Репина — старшая дочь Владислава Георгиевича. Можно без преувеличения сказать, что если бы не книга «Рождённый титаном» могло не быть живого, яркого образа Владислава Георгиевича.

Неудивительно, что почти всё, о чём я пишу в этой книге, так или иначе «пересекается» с профессиональной деятельностью Владислава Георгиевича.

Поэтому вполне можно рассматривать книгу «Предупреждение» и как книгу воспоминаний о Главном конструкторе Владиславе Георгиевиче Репине.

Несколько слов о моих родителях. Именно они привили мне привычку к труду и были для меня примером такого отношения к своему делу, которое не даёт, не позволяет никогда остановиться, успокоиться на достигнутом.

Моя мама — Пономарёва Зинаида Тимофеевна (1929—2017), последнее место работы — 3-й Центральный военный клинический госпиталь имени А. А. Вишневского, врач отделения функциональной диагностики. Большую часть своей жизни мама отдала кардиографии, она даже брала на дом кардиограммы для расшифровки. Позже мама освоила новые методики фонокардиографии и стала на этом направлении незаменимым специалистом.

Мой отец — Щербаков Геннадий Митрофанович (1929—2013), последнее воинское звание — полковник, последнее место работы — 3-й Центральный военный клинический госпитальимени А. А. Вишневского, начальник отделения переливания крови. Ещё со времени службы в Группе советских войск в Германии отец много внимания уделял внедрению в Вооружённых силах аппаратуры и технологий сушки плазмы крови. За освоение сложной техники в мирное время он был награждён медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды.

В предисловии я должен сделать несколько замечаний:
1) как правило, я пишу только о том, чему сам был свидетелем, или в чём непосредственно участвовал. Исключение составляют общеизвестные факты, информация о которых общедоступна;
2) я стараюсь придерживаться сложившейся хронологии и заранее прощу прощения за возможные ошибки в датах;
3) все мои суждения и оценки по теме изложения являются исключительно моим личным, частным мнением;
4) в тексте я не делаю различий между центральным научно-производственным объединением (ЦНПО «Вымпел») и созданной позднее межгосударственной акционерной корпорацией (МАК «Вымпел»). Использую слово «Вымпел» как имя собственное. Хотя, конечно, есть различия между объединением и корпорацией. Так, на территории объединения размещалось 10-е главное управление министерства радиопромышленности (МРП), которым руководил В. Г. Дудко;
5) моя книга не претендует на какое-либо историческое исследование или место в мемуарной литературе. Это только мои воспоминания об участии в большом, масштабном проекте, которые, надеюсь, будут интересны неравнодушным разработчикам и просто читателям;
6) я понимаю, что книга «Предупреждение» не охватывает все стороны строительства СПРН, включая проектные работы.

Строительство СПРН ещё не закончено. И каждый год, каждый месяц будет прибавлять новые вопросы, ответить на которые будет тем сложнее, чем больше не отвеченных вопросов осталось в прошлом.
Что ещё сказать? Перед вами книга. Хочется пожелать вам приятного и полезного прочтения.

Игорь Щербаков.