Кнопка

Максим Чуланов
   На улице стоит сентябрь 1941 года. Война все дальше и дальше идет на восток. Кнопка сидела на чердаке полуразрушенного дома и смотрела в смотровое окно на улицу. Там шел дождь. Она и еще около десятка ребят облюбовали этот чердак, рядом с рынком . В этот маленьком городе, она оказалась в месте с братом Ваней. Он был старше ее на 5 лет. Они пришли сюда после смерти их мамы, папа ушел на фронт в первые дни войны. Потом в их деревню пришли немцы, и арестовали многих. Их мама пошла в соседнею деревню и пропала. Они решили пойти к сестре мамы , она жила в этом маленьком городе. Но тетя ушла на фронт. И они пришли на этот чердак. А через пару дней Ваня ушел найти, что-то поесть и пропал. Вот она осталась одна, Кнопкой ее прозвал брат, а так она Света и ей 7 лет. Она должна была пойти в первый класс, но война спутала ее жизненные планы. Как она хотела идти в школу, учиться и быть всегда с братом. Она уже умела читать по слогам, считать до 10 и даже немного писать буквы как учил ее брат.
   -"Кнопка иди сюда Серега хлеба надыбал".- Крикнул из другого угла чердака Семка Шест.
   Кнопка подошла к ребятам и те поделились с ней куском хлеба с луком и колбасой.
Которую накануне она сама свистнула у ротозея. На рынке, и успела убежать . Пока тот опомнился. Она стала живать и в этот момент , на улице раздались выстрелы.
 Ребята прильнули к смотровому окну и увидели, как фашисты и полиция гнались за каким-то парнем. Он развернулся и выстрелил, один солдат упал. А парень сиганул в парадную соседнего дома. Семка сказал:-"Одного шлепнул, жаль что одного."
  Антон -Малый отошел в уголок и заплакал. Светка подошла к нему и погладила по голове.
-"Не плач Тоша, он спасется. Это я знаю".
-"Света я знаю , этого парня. Он соседом нашем был. Пока дом не разбомбили и мамку не убило."

  Вдруг Семка сказал:-"А давайте им пакости делать."
  Самый старший и ребят Димка Хлыщ сказал:-"Ну и что ты им сделаешь, они сила. Вон даже Красная армия к Москве отошла. Их не победить. Вон нашего председателя , недавно повесили. Он какой мужик был и то  поймали и повесили. А мы что можем сделать.Мы дети, они нас одним мизинцем убьют. Просто надо идти и жить как они хотят, тогда нас не тронут." -Он встал и пошел к выходу с чердака.
  Тут к нему подскочил Семка и как вмажет ему палкой по спине и как заорет:-"Они мамку мою убили и братишку младшего, а им в ножки кланяться нет. А им пакости делать буду. Вот раздобуду наган и стрелять их пойду."
  Димка развернулся и как ударит Сему в лицо, тот и откатился. Потом вскочил и на Димку полез, они начали драться. В этот момент дверь чердака открылась и появился полицейский, ребята бросились в россыпную. Светка вылезла на крышу и полезла в верх, она ели перебралась на другую крышу и спустилась на чердак. Там она забилась под трубы и накрылась тряпками. Тут она пряталась и раньше. По крыше кто-то прошелся и на чердак спустился солдат , он посветил фонариком по всем углам и прошел к выходу, но дверь была закрыта. Он выругался по-немецки и снова вылез на крышу. Когда все стихло Светка вылезла из-за труб и посмотрела вокруг, все было тихо. Она вылезла на крышу и посмотрела по сторонам. Все было тихо. На улице уже было темно, она снова забралась в свое тайное место и там заснула.

    На следующие утро она проснулась и пробралась на их общий чердак. Но там было все перевернуто и не мальчишек, и не девочек, видно не было. Она прошла в самый дальний угол и там увидела спящего парня. Он спал крепким с виду сном. Она приблизилась к парню, и тут же выкинул руку с пистолетом. Она вскрикнула, а он чертыхнулся и сказал:-"Ты кто такая и , что тут делаешь."
  Света рассказала парню, что она здесь делает и он помотал головой и вдруг сморщился от боли. Тут Света увидела кровяные подтеки на левой руке парня. Он стиснул зубы и сказал:-" Как тебя зовут девочка?"
  -" Меня зовут Света, но все меня называют Кнопка из моего носа."
  -"А сколько тебе лет Света?"
  -"Скоро будет 8 лет."
  Парень подумал и сказал:-"Света, а ты местная?"
  -"Нет мы из Глуховки, сюда пришли с братом. А он потом пропал."
 -"Это плохо. Я думал ты местная."
 -"А что нужно?"- Спросила Света.
 -"Да тут у меня не очень далеко друг живет, чуть до него осталось. А документов у меня нет. Вот фрицы и погнались за мной. А мне по зарез надо к нему попасть."
 -"Так вы мне адрес скажите, я его приведу сюда. Я уже взрослая и читать названия улиц умею."
  Парень долго сомневался, а потом все же сказал адрес и как зовут друга. А еще просил передать привет от Михаила Ивановича с хутора. Что около старой мельницы.

   Светка кивнула и сразу исчезла. Парень лег и потерял сознание.
Тем временем Светка пошла искать адрес сказанный парнем. Улицу и дом она нашла быстро. Это действительно было не очень далеко от рынка. Она посмотрела и увидела, что квартира с нужным номером находиться на первом этаже. Подошла к двери и попыталась достать до звонка, но это ей не удалось. Тогда она стала стучать в дверь. Ей долго не открывали, потом за дверью послышался женский голос :-"Кто там?"
 Света сказала:-"Извините. Мне нужен Яков Иннокентьевич?"
Женщина открыла дверь и увидев маленькую девочку спросила:-"А за чем тебе доктор , у тебя кто-то заболел?"
  Света мотнула головой , что нет мол."
  Потом сказала:-"Меня дяденька попросил. Он в разрушенном доме, около рынка на чердаке."
 Женщина кого-то позвала и пригласила Свету в дом. На встречу вышил средних лет мужчина и спросил у женщины:-"В чем дело?"
  Та показала на Свету и рассказала зачем она пришла. Доктор дослушал рассказ женщины и обратился к Свете с вопросом:-"А больше нечего парень передать не просил?"
  Света сказала, что просил передать парень. Мужчина сразу изменился в лице и узнав, где парень оделся, взял в руки чемоданчик и ушел. Толи от усталости, а может с голода Света упала в обморок.....

   Очнулась она лежа на телеге, она лежала на сене и куда-то ехала. Она приподнялась на ручках и увидела спину мужчины, а рядом сидела та самая женщина. Она увидела, что Света очнулась и сказала:-"Ну вот наша героиня проснулась."
  Света не поняла , почему ее так назвали. А только спросила:-"Куда мы едим?"
 Женщина улыбнулась и сказала:-"К своим Света. Поспи еще тебе полезно. Столько дней в беспамятстве была. Через несколько дней ее и еще около 20 детей и раненных на самолете отправили на большую землю.

   Прошло около 20 лет. В кабинет к врачу заходит пожилой мужчина, Доктор подняла глаза и предложила присесть. Мужчина присел, и доктор стала расспрашивать о причине обращения. А мужчина сидел и смотрел на доктора. Потом опомнился и объяснил причину обращения. Врач осмотрел мужчину и стала выписывать рецепт, тут мужчина не удержался и спросил:-" Извините доктор, вы случаем во время войны. В городе С. не жили."
  Доктор подняла голову и ответила:-"Нет не жила. Но была там в начале войны. А в чем дело?"
  -"Простите доктор, а вы случаем не у рынка в ,разрушенном доме не были?"
  Светлана присмотрелась к больному и сказала:-"Да, я там месяц жила. Потом я заболела и попала к подпольщикам, от туда в отряд перевезли и потом на большую землю."
  Мужчина встал и поклонился доктору и сказал:-" Спасибо тебе за -то что меня спасла. Что мое поручение выполнила."
  Света посмотрела и улыбнулась. Потом сказала:-"Вы тот самый парень, что на чердаке раненый был."
  -"Да, это я". 
  -"А как вы меня узнали, столько лет прошло."
  Мужчина улыбнулся и сказал:-"Так я вас давно искал. Вы не уважите старика, отобедайте сегодня у меня дома. Я вас всю жизнь помнить буду.
  Светлана улыбнулась и согласилась......

Эта история не выдумана. Она была на самом деле. Мне ее поведал правнук этого парня. Его звали Павел. А бабушку звали Светлана. Она встретила свою любовь в доме Павла и вскоре вышла замуж , за старшего сына Павла. Вот такая это история...