Не повторяй ошибок

Золотое Крыльцо
Не повторяй ошибок
    Спектакль «Лицо Земли» Театра юных зрителей им.Брянцева


     В Театре Юного Зрителя имени Брянцева идет необычный спектакль «Лицо Земли», режиссером которого выступает Евгения Сафронова. Необычность спектакля заключается в том, что он поставлен в виде лекции, в которой наглядно показаны проблемы, с которыми может столкнуться человечество.
В спектакле рассматривались проблемы загрязнения, вымирания видов животных, безразличие людей ко всему, что происходит на Земле. Проводятся множество параллелей между людьми и природой.
     Говоря о параллелях, можно вспомнить сцену, где зрителю рассказывают про то, как крысам вживляли в мозг электрод, которым они могли управлять, нажав на кнопку. После нажатия кнопки крысу ударяло током, а в мозг, в центр удовольствия приходил сигнал, и крыса хотела повторить это действие. Вскоре это действие становилось для крысы необходимым, и в итоге она умирала от истощения.
Один из самых запоминающихся моментов - история острова Пасхи. Эта сцена поставлена крайне лаконично. На сцену выходит один из актеров, садится на стул и начинает рассказ, света почти нет, только один прожектор освещает рассказчика. Когда на остров Пасхи приплыли европейцы, они обнаружили на почти пустом острове только небольшое племя коренных жителей, огромные статуи по всему острову и ни одного дерева. Как оказалось, когда-то остров был весь в деревьях, но местные жители стали из этих деревьев строить статуи для своих богов. Деревьев становилось меньше, а без деревьев - меньше добычи и стройматериалов. Тогда жители острова стали строить ещё больше статуй. Они вырубали деревья, ради того, чтобы умилостивить богов, чтобы боги помогли им. Так продолжалось, пока деревьев на острове не осталось совсем, весь остров покрылся огромными статуями, а население почти все вымерло из-за недостатков ресурсов. Эта история наглядно показывает то, к чему может привести людская глупость и нерациональное использование ресурсов, которые дает нам природа.
    В «Лице земли» реконструируется история нашей планеты с момента зарождения жизни и до наших дней, рассказывается об экологическом состоянии некоторых мест, приводятся факты, заставляющие задуматься.
Декорации, как и само выступление, были уникальны. Главный атрибут -большая коробка, её особенность заключалась в том, что она могла разворачиваться на две части, могла закрываться полностью. В этой «коробке» чаще всего показывали ежедневные дела людей, а на фоне этих сцен рассказывали про беды, происходящих в природе. Я считаю, что такой прием нужен, чтобы люди понимали: пока мы живём обычной жизнью, природа умирает, а мы бездействуем.

     Кроме «коробки» по бокам висели экраны, и, благодаря им, зритель мог лучше рассмотреть происходящее на сцене. Также они служили для наглядности некоторых эпизодов представления. Например, зрителям показывают жизнь планеты и зарождение жизни на ней, для этого использовали аквариум с фигурками, в аквариум погружали камеру, а камера передавала изображение на эти экраны. По такому же принципу была показана сцена взаимосвязей в природе. Думаю, что введение экранов было сделано не только ради того, чтобы зритель смог увидеть, но и вникнуть в происходящее, ведь спектакль нацелен на понимание каждого зрителя.
Кроме постоянных атрибутов, были и меняющиеся: большой магнитофон, на котором был записан крик последней птицы своего вида, которая искал себе пару; продуктовые тележки с горой пластиковых бутылок.
Актеры в спектакле одеты в строгие чёрно-белые костюмы. Говорили четко, не перебивая друг друга, но не по порядку. Для каждого актера в каждой сцене была собственная роль, кто-то снимал, кто-то показывал, кто-то говорил. Кроме того, на сцене находились люди, которые были одеты в повседневную одежду: подросток на обеде, дама с ярким макияжем, девушка, одетая в розовое и офисный рабочий. Возможно, создатели спектакля хотели, чтобы зритель узнал себя среди этих персонажей и задумался о том, что делает он ради окружающего нас мира.
Мне кажется, что задумка была в том, что зритель, который узнал себя, должен был перенести спектакль в реальную жизнь и понять, что он и есть актёр, а спектакль – всё, что происходит с нами.
    Земля – колыбель всего живого. Природа нашей планеты невероятна, сколько необычных животных и растений мы можем встретить, в каких необычных местах мы можем побывать! Но только представьте себе, что в скором времени мы лишимся всего этого. Что же произойдет, спросите вы, может наводнение? Или огромный пожар? Или все человечество погибнет из-за голода и болезней? Как бы все эти угрозы не звучали фантастично, они все реальны и могут произойти в любой момент, а виной всему – человек. Именно человек рвет тонкую нить взаимосвязей в природе. Он засоряет планету мусором, вырубает леса, убивает животных, но самое худшее, что он делает это не только ради собственного выживания, но и по многим не столь значительным причинам. Люди давно могут жить, не подвергая природу опасности, но человечество пока ещё делает мало шагов для восстановления гармонии между человеком и природой. Постановка ТЮЗа – одна из попыток призвать нас восстановить её.
    Алина Рахманова