Патографический портрет Шерлока Холмса

Александр Шувалов
1-й пример дедукции

Вряд ли кому придёт в голову рассматривать образ гениального сыщика Шерлока Холмса как человека, страдавшего психическими расстройствами.
Но почему бы не подвергнуть психиатрическому анализу личность всеми любимого героя? Положительные персонажи, как это ни парадоксально, редко бывают идеальными, а профессиональные писатели знают, как привлечь внимание читателя к своему герою.

Людей, у которых доминирует правое полушарие головного мозга, принято называть «правополушарных», если доминирует левое, то это «левополушарные». Нейрофизиологи признают, что за логику и анализ отвечает левое полушарие. Следовательно, дедуктивно мыслящий герой Конана Дойля, проживавший на Бейкер-Стрит, теоретически должен относиться к «левополушарным» субъектам.
Но правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям (это признак индуктивного мышления). С работой правого полушария принято также соотносить творческие возможности, интуицию, способность к адаптации. Оно обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без помощи правого может оказаться в какой-то степени ущербной, и лишь их одинаковая активность способна принести удивительные творческие результаты.
Видимо, у Шерлока Холмса с одинаковой интенсивностью работали оба полушария – редкий случай! И его весьма серьёзное увлечение игрой на скрипке (вспомним Альберта Эйнштейна!) – тому подтверждение.
Асимметрия мозга чётче выражена у мужчин, а женщинам свойственна пониженная асимметрия полушарий. Так что, как не крути, мозг гениального сыщика по своей функциональности был ближе к женскому, что кажется – особенно в свете представлений XIX столетия – совсем невероятным, так как гений считался принадлежностью только мужского пола.

2-й пример дедукции

Что мы можем узнать о психопатологических нарушениях Холмса из тех «биографических» крупиц, которые раскиданы в посвящённых ему рассказах. Его характерологические черты особенно подробно представлены в первых повестях и рассказах. Возможно Конан Дойл быстро пожалел о некоторых сообщённых им чертах личности своего нового героя, но написанное не вырубишь топором. После двух больших повестей автор переходит к сериям небольших рассказов о расследованиях знаменитого сыщика, где уже не остаётся места для его личностных характеристик, а всё внимание уделяется течению детективной фабулы.
Приведём те цитаты, которые имеют отношение к психопатологическим особенностям Холмса, а потом дадим им психиатрическую оценку.

«Этюд в багровых тонах» (1887):
«…одержим наукой – это у него уже граничит с бездушием. Легко могу себе представить, что он вспрыснет своему другу небольшую дозу какого-нибудь новооткрытого растительного алкалоида, не по злобе, а просто из любопытства, чтобы иметь наглядное представление о его действии».
«Его энергии не было предела, когда на него находил рабочий стих, но время от времени наступала реакция, и тогда он целыми днями лежал на диване в гостиной, не произнося ни слова и почти не шевелясь».

Повесть «Знак четырёх» (1890) начинается с такой сцены:
«Шерлок Холмс взял с камина пузырёк и вынул из аккуратного сафьянового несессера шприц для подкожных инъекций… Несколько времени, но недолго он задумчиво смотрел на свою мускулистую руку, испещрённую бесчисленными точками прошлых инъекций. [Наркологи называют этот признак «инъекционными дорожками»]. Потом вонзил острие и откинулся на спинку плюшевого кресла, глубоко и удовлетворённо вздохнув. Три раза в день в течение многих месяцев я был свидетелем одной и той же сцены… - Что сегодня, - спросил я, - морфий или кокаин?... – Кокаин… Хотите попробовать?.. Наркотики вредят здоровью. Но зато я открыл, что они удивительно стимулируют умственную деятельность и проясняют сознание. Так что их побочным действием можно пренебречь».
И заканчивается следующими знаменательными словами:
«- Как несправедливо распределился выигрыш! – заметил я… - Что же остаётся вам?
- Мне? – сказал Холмс. – А мне – капсула с кокаином.
И он протянул свою узкую белую руку к несессеру».

«Приключения Шерлока Холмса» (1891-1892):
«…Холмс, как истый представитель богемы, ненавидевший все формы светской жизни, оставался в нашей квартире на Бейкер стрит, погребённый среди своих старых книг, чередуя недели увлечения кокаином с приступами честолюбия, дремотное состояние наркомана – с бешеной энергией, присущей его неистовой натуре». («Скандал в Богемии»).

В «Записках о Шерлоке Холмсе» (1892-1893) Конан Дойл уже начинает постепенно оправдывать наркоманию своего героя:
«Он не был привержен ни к каким порокам, а если изредка и прибегал к кокаину, то разве что в порядке протеста против однообразия жизни…» («Жёлтое лицо»). [Постоянное курение «крепкого табака» к порокам автор не относил].
«В характере моего друга Холмса меня часто поражала одна странная особенность: хотя в своей умственной работе он был точнейшим и аккуратнейшим из людей… во всём остальном это было самое беспорядочное существо в мире и его привычки могли свести с ума любого человека, живущего с ним под одной кровлей». («Обряд дома Месгрейвов»).
«И нелюбовь его к женщинам и несклонность завязывать новую дружбу были достаточно характерны для этой чуждой эмоциям натуры…» («Случай с переводчиком»).

«Его прощальный поклон» (1908-1913):
«…он со свежими силами принялся за свою монографию “Полифонические мотеты Лассуса”; впоследствии она была напечатана для узкого круга читателей, и специалисты расценили её как последнее слово науки по данному вопросу». («Чертежи Брюса-Партигнтона»).
[Поясним читателям, что «мотет» – вокальное многоголосное произведение, а «Лассус» – Орландо ди Лассо, франко-фламандский композитор 16-го века].

Диагностические предположения

Убеждённый холостяк, ни разу не испытавший ни к кому романтических чувств, - яркое свидетельство гипосексуальности (если не латентной гомосексуальности) нашего героя.
Злоупотребление наркотическими средствами, которое Конан Дойл описывает именно как злоупотребление, а не единичные эпизоды, можно рассматривать как наркотическую зависимость, которую Шерлок Холмс оправдывает самолечением своей скуки и других аффективных расстройств.
Циклотимические колебания настроения заставляли его употреблять либо стимулятор кокаин, либо «успокаивающий» его морфий. А желание или его отсутствие расследовать какое-либо преступление зависели от «интересности» последнего.
К развлечения сыщика относится как стрельба из пистолета в стену своей комнаты (!), так и совершенно неожиданное и достаточно глубокое увлечение музыкой и полифоническим вокалом. Более того, Конан Дойл от одного произведения к другому, в связи с возрастающей популярностью героя среди читателей, начинает преподносить его во всё более выгодным свете.
Как и многие другие герои всемирно известных произведений, Шерлок Холмс не является точной иллюстрацией какого-то определённого психического расстройства. Предположительный диагноз этого персонажа в первых произведениях: «мозаичная» психопатия, осложнённая зависимостью от наркотиков. Но этот диагноз к концу повествования о великом сыщике практически сходит на «нет» и он представляется читателю, как психически здоровый субъект.

***