Коноваленко - Незабудки

Валерий Варзацкий
        «Паркинсон» привел к тому, что творчество становится физически невозможным как явление регулярное. Пишу в редкие минуты улучшения. И пишу о Юре Коноваленко. Невольно кратко и сухо.

Познакомились мы в Доманевской районной больнице, где оказались соседями по палате, в 1974 году. У меня была язва двенадцатиперстной кишки. Что у него – не помню. Помню, что через какое-то время после выписки он работал водителем автокрана. Прошли десятки лет, а точнее – двадцать четыре, когда вновь судьба забросила меня на ПМЖ в свою доманевскую хату на долгих одиннадцать зим. Тут наши пути-дорожки и пересеклись, и превратились в плодотворное сотрудничество.

Дело в том, что я написал книжку «Некоторые факты о евреях Доманевки». Моя дочь Лида перевела текст на английский. А вот фотографии сделал Юрий Коноваленко. Как оказалось, бывший водитель автокрана переквалифицировался в фотографа. Сначала работал фотокорреспондентом районной газеты, затем открыл собственное фотоателье. Мое предложение пойти сфотографировать могилы заброшенного еврейского кладбища воспринял с желанием идти немедленно, несмотря на то, что вечерело. В результате договорились ехать его машиной на следующий день, чтобы посетить и христианское кладбище, где тоже хоронили местных евреев.
 
На кладбище оказалось, что никто из фотографов не смог бы выполнить нужную для книги работу. Во-первых, надо было знать хотя бы фамилии родственников покойников. Во-вторых, пригодился многолетний опыт работы в газете. В-третьих, проявилось высокое профессиональное мастерство. Юра по праву стал соавтором книжки.

Наблюдая за его энергичными действиями, слушая веселые комментарии во время съемок, я не догадывался, что он испытывает физические страдания. Только после выхода книжки из печати друг признался, что давно борется с тяжелой болезнью…

Желаю ему здоровья, долгих лет жизни. Преклоняюсь перед мужеством. Не забуду.