О песнях, спирте и друзьях

Виктор Матвеев 2
          Как-то августе 75-го года, будучи в наряде по батарее в качестве  курсанта Высшего военного командного училища ПВО, была написана такая песня:

«Закрывают небо облака,
Улетают караваны грустных птиц -
Почернела  в речке вдруг вода, да-да,
А я сердцем плачу, сдерживая крик.

Я не в силах сам понять себя –
Я стою и мокну под дождем…
Листик клена на моей руке, да-да,
Полыхает ярко-красным огоньком.

И косой, осенний, мелкий дождь
По окну стучит, как будто хочет в дом…
«Что же, дождик, милый, заходи, да-да,
Посидим, поговорим с тобой вдвоем».

«Ты скажи-ка, дождик, милый, мне:
Ты не видел ли мою любовь?»
«Нет» - ответил грустно дождик мне, да-да,
Виновато глядя сквозь окно».

      Ну-у, написана и написана. Понравилась – не понравилась? Но, она была исполнена под гитару – на публику, а им понравилось!

Жаль, Эльдара Рязанова рядом не было!

А то, чуть более года спустя, в аккурат на  Новый - с 76 на 77 год, в нашем известном фильме появились бы совсем другие песни!

И как-то вечером, к нам в батарею заявились два «ходока» сверху, где располагался выпускной курс «дедов», которые с порога заявили:
- А подайте-ка сюда этого вашего соловья! Северно-ледовитого! И препроводили меня к ним в батарею, где, поставив табуретку под телевизором в конце прохода, сказали: Играй, паскуда, пока не удавили! )))

Оглядев собравшийся контингент, стало понятно, что церемонится тут нечего и выдал:

- Была весна – цвели дрова!
И как-то вышел я на берег прогуляться!
Смотрю – она! Стоит одна!
Не в силах воздухом весенним надышаться!

     Стоит ли и говорить, что оттуда я ушел под аплодисменты и напутствием о том, что заходи, ежели что и никто тут тебя никогда пальцем не тронет!

Дело прошлое.

И как пел незабвенный Владимир Семенович: «…В те времена огромные, теперь почти былинные…» - откуда было песен-то брать?

Жили мы в лесу т молились колесу! На нашем славное Севере!

Это сейчас – с высоты Интернета, можно все найти!

А тогда? В начале семидесятых?

Дудки!

Откуда чего бралось?! Кто-то, чего-то, откуда-то привез!
А, чье оно?! И кто автор?!

Это сейчас можно все найти: И, кто автор, и когда это все было написано. И почему – самое главное!

Тот же романс, исполненный Витькой Таратиным (Тарычем) с Волонги еще в бытность свою нашего проживания в Нижне-Пешком интернате:

Я пишу тебе , милый ,
Со станции Осень,
Здесь подолгу стоят
На путях поезда,
А багряные листья
Неспешно уносит
В своих бледных ладонях
Речная вода.

Журавлиные стаи
Торопятся к югу
И проезжие люди ,
От дома вдали ,
Неизвестно зачем
Уверяют друг друга ,
Что они не грустят ,
А грустят журавли .

Но однажды журавль ,
Ниже всех пролетая ,
Мне сказал ,
Помахав беспечальным крылом ,
Что у них на земле
Два единственных края
И что каждый их ждет ,
Как родительский дом .

Может быть , он и прав .
Только я не об этом .
Чтобы высказать все ,
Мне не хватит письма ...
Если строгий кассир
Не продаст мне билета ,
Как ты будешь один
На разъезде Зима ?

Оказывается, был написан Людмилой Татьяничевой еще в начале 60-х годов!

Откуда он его узнал? Тоже откуда-то кто-то привез!?

     А у нас нынче (пик интеллекта!) – так это: лаяться в Интернете - в социальных сетях. Действуя по принципу: Я его обделаю – с ног до головы, а там уж он пусть сам разбирается!

     Ой! Господя! Каждый раз, глядя на эти безобразия, думаешь:

1. Ты, сволочь такая (говорить ему «Вы», язык не поднимается).
2. И где Вы учились Русскому языку?!


      Никакого желания от общения с данными Имяреками больше нет!  Раз и навсегда!

Ну-у, так, это, к вопросу о песнях!

Сейчас, плавно, переходим к водке! И. напиткам, им сопутствующих! Бгг!

А, дело было так! Эпизод первый!

В славный день – 1 июня 1981 года – день "Защитника детей», между прочим! И, в день рождения моей одноклассницы – Татьяны Костиной, в последствии, по мужу – Король – Командиром вертолета МИ-8, случилась такая история:

       Я писал Диплом в Архангельском городе, проживая  в гостинице связи, что на Энгельса, 105. Сейчас такой улицы нет (переименовали), и, впрочем, как и гостиницы – пустили под жилье для сотрудников Управления связи, что вполне логично.

      Располагался я  на восьмом этаже указанной гостиницы, в одноместном номере, переделанном их обычной типовой трехкомнатной квартиры. Но! У меня было одно преимущество!
У меня была раковина с горячей и холодной водой! Прямо в номере!
И дверь закрывалась на ключ!

Умный человек всегда поймет, о чем идет речь!

И, часиков так, в 6 вечера, ко мне заявляется друг любезный – Толя Картавенко!

По жизни – Анатолий Иванович, служивший старшиной роты на Новой Земле и имевший звание старшего прапорщика. Вместе учились в одной группе заочного обучения.

Номер его Воинской части ЮЯ ХХХХ расшифровывался ими очень просто: «Южнее Ялты»! Юмористы! )))

А надо признать, что порядки в то время в гостинице были еще те! И просто так тебя никто не пропустит!

Но Толя был именно тем человеком, который мог влезть в душу любой администраторше и «запудрить» ей мозги! Ну-у, было у него такое гениальное качество!

- Имеет повод место быть! Заявил он мне с порога:
У меня сегодня День рождения!
Так, что имеем полное право пропустить по коктейлю!

Толя был необыкновенным кадром! И «хохлом» тоже! Проповедующим «Концепцию всеобщей доброты»!

Ему нравилось сделать человеку добро и от этого добра он сам «тащился» еще больше! За что ему большое, человеческое «Спасибо»!

Я, даже, писать не буду про все то хорошее, что он для меня сделал! Но смею Вас уверить, что это был не разбитый в хлам Славянск, на пару с Донецком, откуда родом был он сам.

Годы спустя он перебрался оттуда в Саратов, сказав при этом, что с этими идиотами он никакого дела иметь не хочет, да и стар уже для братоубийственной войны!

Короче, все началось банально просто! С какого-то там кафе на Дзержинского, где мы и начали отмечать его День рождения.

Три раза «Ха-ха!» Мы же русские!

Он вдруг вспомнил, что сегодня в Архангельске открывается «Клуб моряка»! И было бы очень неплохо нам его посетить!

Сказано – сделано!

На крыльце нового «Клуба моряков» нам встретился А.А. Ефремов, с которым я был лично знаком еще в бытность его Первым секретарем окружкома ВЛКСМ  в «Наримаре» )))

И понеслась душа в Рай!
Мы были приглашены за огромный стол – с напитками и закуской! В качестве «Почетных гостей»! - От Нарьян-Мара и Новой Земли!

- Вы, уж, меня, ребята, извините!  Но, мне нужно встречать и поздравлять гостей! И ушел во главу стола!  Сказав напоследок, что вы, тут, ни в чем себе не отказывайте и никто вас не тронет!

И чего мы там только не попробовали!

И «Ямайского рома»  - с соответствующими, сопутствующими напитками, черной икры с крабами, паштетами и прочей лабудой, что для Архангельского города , в те времена! Было полным нонсенсом!!!

Честно говоря, Архангельск всегда ассоциировался только с тремя словами:
Треска, тоска, доска!

«Выперлись» мы оттуда – пора и честь знать! Часиков этак полвторого ночи!
 Кто бы там на время смотрел!

И Толя мне и «грит»: А пошли, давай, ко мне! Чего тебе переться к «Черту на кулички»! - я то тут - рядом  живу!

Рядом – это за стадионом «Труд» - в гостинице КЭЧ – квартирно-эксплуатационная часть Министерства Обороны.

Отличчно! Пшли!

Никогда не узнаешь – что найдешь, что потеряешь!

В Толином номере, за столом – одиноко сидел майор, который увидев нас, сказал бессмертную фразу:

Ну-у, Слава Богу! Хоть одна живая душа нарисовалась! А то совсем там одичал на острове, то!

И выставил на стол пятилитровую канистру спирта!

Наутро, продрав глаза, мы с Толей долго и тупо соображали: А сколько же всего – мы вчера выпили и сколько всего намешали?!

На круг получилось 12 сортов!

Мама дорогая!!!

Может спиртику?!

От этих слов я немедленно убежал туалет!!!

Но, Толя  не бы был бы Толей, умеющим решать любые проблемы!!!

К моему приходу из туалета, он притащил из  буфета гостиницы коробку холодного шампанского и кастрюлю с теплым пюре, сосисками, залитыми кетчупом!

За год до этого он приехал ко мне в гостиницу и сказал:
Я тут, типа, жениться собрался! Поедем в Донецк, а тебя приглашаю в качестве свидетеля!
А  пиджаки? Где их взять-то?
С этим вопросом вопросов не будет! Я тут я «надыбал» одну конторку – завтра пойдем!
Конторка представляла из себя небольшое, одноэтажное здание где-то в центре старого Архангельска (адрес сейчас уже и не вспомню) с надписью «Ателье».

Старенький еврей в круглых очках, в поддевке и мягким метром на шее уже нас ждал – видно Толя заранее обо всем договорился! Это же Толя!

Ну-с, молодые люди!? Что будем заказывать?

Вот вам ткани на выбор, что имеется в наличности!

Толя выбрал себе светло-песчаный цвет, а я, как человек консервативный, остановился на темно-синем.
Ну-у, давайте снимать мерки!

Закройщик, общупав меня со всех сторон, задал только один вопрос:
А каким видом спорта изволите заниматься? У вас  такие фактурные ноги!
- Да, фигня, батя! Всю жизнь лыжами занимался – не обращайте внимания!

Ну-у, как-же!? Не каждый раз такие накачанные икры мне в разработку попадаются!

Срок исполнения – три дня!

Эххх! Мы предполагаем, а Бог располагает!

Через три дня заказ мы получили, только никакой свадьбы в этот раз не получилось. Толю вызвали обратно на Новую Землю, а я в новом пиджаке – с карманами - просто поехал в Аэропорт «Талаги» и сказал девчонкам в кассе:
- А дайте-ка мне билет куда-нибудь на ЮГ, на ближайший рейс.
И через пару часов уже летел на Симферополь. И далее в Ялту.

Были времена! Советский Союз!

В том же году, после окончания зимней сессии на четвертом курсе, окончание которой мы «красиво» отпраздновали в ресторане при  гостиница «Юбилейная» - опять же все Толя и устроил! Он, загадочно ухмыляясь, достал из кармана ключ от гостиничного номера и вручил его мне:
Иди, там тебя ждет «сюрпрыз»!
«Сюрпризом» оказалась Люда Коровенко с параллельного курса!  Как он "прочухал", что мы друг к другу дышим не равнодушно!?
Толя-Толя! Всем бы таких друзей!

И как пелось в одной известной песне того времени:

Все люди братья и я обниму китайца!
Мао Дзе Дуну привет свой передам! (и так далее – кто знает – пропоет и дальше, а нет – найдет в Интернете).

Честно говоря, Ялта тех времен ничем меня не впечатлила. Холодное море после шторма, а дело было в начале июля 80-го. Пляжи галечные. На любителя. Так – походил – посмотрел. Купил пакет целлофановый за три рубля – такие только-только начали появляться, да блок сигарет «Золотое руно».

Были случаи и посмешнее. Это к вопросу о водке.

Как-то, возвращаясь с очередной командировки с самой восточной точки округа, а это у нас п. Усть-Кара, а дело было в 82 -м году. Зима-зимой.
Прилетаю в Амдерму и там нарываюсь на нашего Главного инженера Нарьян-Марского ЭТУС Меринова Александра Анатольевича.
Оказывается, он тут сопровождает работников – троих – ГСПИ-1 г. Москвы, которые начали заниматься работами по обследованию электромагнитной совместимости вновь проектируемых  телевизионных станций, которые планировалось установить на всей территории Ненецкого АО в рамках Программы развития телевизионного вещания в НАО.
Куча оборудования и всего прочего. Работа у ребят была веселая! Объехать весь округ!
Я не буду объяснять, что это такое, слишком специфично, но смею вас уверить, что это нужно и никуда от этого не деться. Главное понять, что весь округ проходит по трассе запуска ракет с космодрома Плесецка и любые варианты воздействия на этот процесс должны быть учтены!

- Стоять! Говорит он мне.
Ты мне нужен здесь!
Зачем? И в качестве кого?
В качестве кого – выяснилось быстро.
Оказывается, «ребятки» добрались до воли, спирта за 6=54 и иностранных вермутов, в изобилии стоявших на полках магазинов Амдермы.
Тяжелый случай!

Насилу оттуда выбрались только 27 апреля и прилетели еще в тот старый Аэропорт Нарьян-Мар, где сейчас новый микрорайон "Старый аэропорт", где сели в самом конце полосы, провалились в талый снег и часа два вытаскивали приборы и все прочее, промокнув насквозь. Было время!

Как я всегда говорил: О хороших людях хочется написать хорошо. Ну, а о плохих – как получится! )))

Как-то полетел в командировку в п. Варандей. Июль 85-го. Нужно было поставить новую мачту связи, перенести оборудование – связной передатчик, да и так, по мелочи.
Пошел напрямую к начальнику Варандейской экспедиции: Виталию Станиславовичу Шмергельскому: так и так, говорю.

А он мне в ответ: Да,  базара нет! Машину-кран  – не вопрос! Позвонил и все устроил!
Дело было сделано в считанные часы! Никакой бюрократии! И выставленных счетов!

Впрочем, помимо Виталия Станиславовича, я встретился там еще с двумя уникальными людьми:

Первый – Александр Иванович Хлопонин!

Уже в те годы, до каких-то там Государственных Программ, он обеспечил  телевизионным вещанием поселок, использовав в качестве приемной антенны списанную антенну от локатора ПВО!
- А передатчики-то  ты откуда берешь? И элементную базу?!
Сашка засмеялся и сказал:
В жизни всегда нужны связи!
Я ведь тоже не пальцем деланный! Сам-то я из Киева!
А там у меня в ЦК Комсомола Украины такие ребятки заряжены! - такт что, всю элементную прозу я получаю в полном объеме , а они даже сами не понимают, что я тут делаю!! Просто идут по списку, всего и делов!

Короче. Есть умный человек, типа Александра Ивановича, все остальное -  дело техники! Илон Маск отдыхает! И было это все еще в 85 годе.

И вот,  тоже, кадр: Выучейский Сергей Иванович, работавший  на АТС п. Варандей, а потом переведенный на подбазу, что на полуострове Медынский.
Как-то раз пришла ему в голову идея. Съездить в Варандей! А путь то не близкий! И, главное, как!?
- Ха-ха-ха!

Серега не искал простых путей в жизни!
Буер! Из подсобных материалов! С парусом! И – по льду!
В качестве тормоза был придуман багор собственной конструкции.
И, водь ведь, сволочь! Сделал все! И, отправился  в путь!
Как он мне потом говорил: Я летел по льду и испытывал такое ощущение полета, что ни в сказке сказать, ни пером описать!»
И ведь долетел!

Кулибин, мать твою! Хорошо, живой остался! Разбив в хлам свой буер.

     Раньше, ведь как было? Для «Связи» на местах производственные здания узлов связи строили колхозы или нефтяные экспедиции – к примеру – в Амдерме – Амдерминская экспедиция. От Неси до Усть-Кары – колхозы. Это «Связь» туда завозила потом оборудование и занималось его монтажом и запуском в эксплуатацию. Полный симбиоз хозяйствующих субъектов и никакой волокиты!

Были времена! А сейчас?

Пролистаю я жизнь от корки до корки,
На отдельных страницах задержусь ненадолго:
Вспомню лица забытые, прежние встречи,
Вспомню песни -  пропетые и чьи-то плечи.

Наяву вдруг воскреснут облики зримые -
В жизни были вы все такие ранимые.
Извинюсь перед вами – пусть уже только мысленно –
Если в чем был не прав – ради Бога, простите.

Все навеки ушло - никогда не воротится
И уже не исправить - то, что помнить не хочется…
Помолюсь на икону Пресвятой Богородицы -
Пусть она мне поможет от проклятой бессонницы.




14.02.2022
Нарьян-Мар НАО.
(Вариант черновой и будет дорабатываться)