Секретики

Маргарита Ташева
Из  цикла  рассказов "Мое  уральское  детство"

Какой  такой  порыв  души  нас  побуждал   припрятать  фантик  от  съеденной  конфеты  или  сорванный  цветочек  под  кусочек  битого  стекла,  прикопать  его   где-то  во  дворе   или  за  домом,  а  потом  с  гордостью    показывать  только  самым  близким  и  проверенным  подругам,  я  не  знаю.    Любовь  к  прекрасному,  я  полагаю,  и  стремление  иметь  свою  маленькую  детскую  тайну.
Что  мы  только  не  «засекречивали»!  И этикетки  от одежды,  и  вкладыши  от  жвачки,  записочки  с  сердечком,  сухие  листья,  жуков  и  бабочек,  и  много  другой  разной  всячины.  Это  был  творческий  процесс -  у  кого   на  что  хватало  фантазии!  И,  конечно  же,  соревновательный….
Моя  изобретательность  и  участие  бабушки,  снабжавшей  меня  раритетным  хламом,  делали  меня  бесспорным  лидером  в  этом  вопросе.  Пока,  неуемное  желание  всех  удивить  и  поразить  не  приобрело  криминальный  характер.
Тепло  и  безудержный  смех  наполняют  мою  душу,  вспоминая,  как  моя  интеллигентнейшая  любимая  бабушка  Рита   непроизвольно  стала  идейным  вдохновителем  «большого  преступления»….
А  дело  в том,  что  бабушка   мне  всегда   много  читала.  И  пока  я  увлеченно  копалась  в  массивном  послевоенном  шкафу,   примеряя  наряды,  или  женила,  на  мой  взгляд,  подходящие  пары  из  коллекции  открыток  кинозвезд,  она  садилась  в  свое  любимое  кресло  и  ненавязчиво  занималась  моим  образованием.  Особым  вожделением  пользовалась    старинная   шкатулка,  хранились  пуговицы  разных  времен,  порванные  бусы,   камни  из  колец,  серьги,  навсегда  утраченные  пару,  несколько  царских  банкнот  и  удивительной   красоты  веер  из  слоновой  кости.   «Остатки  роскоши» - шутила  бабушка,  а  для  меня  содержание  этой  шкатулки  казалось   бесценным  сокровищем.
Так  уж  случилось,  что  когда   я  в  очередной  раз  перебирала  свои  драгоценности,  для  культурной  программы  бабушка  выбрала   восточную  арабскую  сказку  «Али-Баба  и  сорок  разбойников».  И чем  дальше  я  ее  слушала,  тем  ярче  разыгрывалось  мое  воображение.   Пещера  с  несметными  богатствами   полностью  завладела  моими  мыслями,  а  заклинания  «Сим-Сим  откройся»  преследовали  меня  в  ночных  сновидениях….
Наутро  созрел  четкий  план  -  мы  зароем  большой  общий  клад.  Вот  это  я  понимаю  секретик!   Решено  -  сделано! 
Я  оббежала  всех  подруг  и  назначила  сбор  в  условленном  месте.  С  восторгом  изложила  свою  потрясающую  идею,  обсудила  детали,  рассмотрела  предложения,  дала  указания.  Я  не  знаю,  как  мне  это  удалось!  Но  ровно  в  два  часа,  прихватив  из  дома  ценности,  подруги  поджидали  меня  на  лавочке  у  подъезда,  тихо  перешептываясь   и  подозрительно   оглядывая   прохожих.  А  вдруг,  кто-то  выследит!
Я  не  особо  разбиралась  в  деньгах,  но  знала,  что  хранятся  они  в  суповой  вазе  китайского  сервиза,  добытого  в  ночных  очередях  и  выставленного  на  видной  полке  стенки  «Мечта».   Купюры   пришлось  выбирать  по  принципу  «разного  цвета».  Нет,  деньги  у  меня  водились:  на  мороженое,  хлеб,  газировку,  но  весь  мой  товарообмен  укладывался  в  пределах  рубля  и,  как  правило,  мелочью.  А  тут  новенькие  хрустящие  бумажки  красного,  зеленого,  фиолетового  и  чисто  шоколадного  цвета!  В  общем,  я  собрала  коллекцию  где-то  рублей  на  200.  Вытряхнув  таблетки  из  жестяной  коробки,  где  когда-то  было   импортное  печенье,  привезенное  бабушкой  из  Ташкента,  сложила  туда  деньги  и  порадовалась,  что  нашла  удачно   подходящая  упаковка  для  нашего  клада.  Я  очень   сожалела,  что  не  догадалась  прихватить  парочку  самоцветов  из  бабушкиной  шкатулки,  пришлось   компенсировать  маминым  браслетом  из  бисера.   Перед  самым  выходом  я  вспомнила  - дух  должен  охранять  сокровища!   В  спальне  на  тумбочке  есть  иконка  -  то,  что  надо!  Прихватив,  ничего  неподозревающего  Святого  Угодника,   я  поскакала  вниз,  пропуская   ступеньки,  довольная  собой,  что  все  предусмотрела. 
Вооружившись  лопатой,  незаконно   одолженной   у  дворничихи   в  каптерке,  спичками  и  восковой    свечей  для  «гербовой»    печати,  мы  торжественно   отправились  на  пустырь  за  лесопосадкой  совершить   свое  ритуальное  мероприятие.
Сейчас,  конечно,  трудно  представить,  что  такое  возможно.  Чтобы  дети  шести-семи  лет  самостоятельно  бродили  по  окрестностям  и  занимались, тем,  что  взбредет  в  голову!  Но  тогда  это  было  привычное  явление:  родители  на  работу,  ключ  на  веревочку  на  шею  и  вперед - да  здравствует  свобода!  Время  было  такое - безопасное,  простое,  доброе….
«Секретик»  у  нас  получился - будь  здоров!  Ленка,  желая  выпендриться,  притащила  все  мамины  золотые  украшения,  кто-то  принес  часы,  много  было  разных  цепочек,  браслетов,  сережек  и  даже  Орден  Отечественной  войны.   Место  мы  выбрали  подходящее:  на  вершине  холма,  поросшего  полынью,   вперемешку  с   полевым  разноцветом.  Красиво,  высоко,  душисто.   Еще  раз  полюбовались  богатством,  плотно  закрыли  коробку,  скрепили  печатью,  увековечили  оттиском  наших  пальцев,  уложили   в  неглубокую  ямку  и  тщательно  загребли  землей.  Для  конспирации  холмик  обложили   мелкими  камнями,  добытыми  тут  же  неподалеку  на  железнодорожной  насыпи,  а  сверху  возложили  венок  из  одуванчиков  -  пусть  думают,  что  здесь  кошка  похоронена.
Принеся  клятву  верности,  мы  собрали  ворох  сухой   травы,  нашли  деревянный   ящик  и  развели  костер.  Далее  наше  священнодействие  больше  было  похоже  на  игры  одичалых  детей:  мы  скакали  через  костер,  кубарем  скатывались  с  холма,  кричали  и  смеялись,  переполненные  опьяняющим  чувством  совершенного  «преступления».  То  есть,  где-то  в  глубине  души  мы  понимали,  что  родители  не  оценят  нашу  затею,  но  в  тот  момент  нас  это  мало  волновало.  Чумазые  и  прокопченные  мы  вернулись  с  заходом   солнца  и  счастливые  разошлись  по  домам….
Засыпая  в  своей  кровати,   я  как  сквозь  туман  слышала  с  кухни  металлический  голос  мамы:
-  Признайся,  хуже  будет.  Кроме  тебя  некому…                -  Я  ничего  не  брал!  Клянусь!  -  оправдывался  старший  брат.               
«Что  он  опять  натворил…,  беда  с  ним   родителям»….
***
Ровно  в  семь  утра  раздался  долгий  требовательный  звонок  в  дверь.  Взволнованный  и  негодующий   крик  тети  Тамары.  Короткое  объяснение.  Виновато-строгое  лицо  папы:
-  Подымайся!  ….
Как  сейчас  помню  эту  процессию:  иду  с  видом  расстрельного  героя,  которого  предали  и  отобрали  мечту,  следом  наспех  одетые  мамаши,  девчонки   с  заплаканными  глазами,  дворничиха,  у  которой  были   свои  претензии  за  потерянную  лопату  и  местные  собаки,  всегда  готовые   с  радостью  поучаствовать  в  любом  общественном  движении.   Замыкал  шествие  мой  папа,   держался  отстранённо  и  сосредоточено,  видимо  обдумывал,  как  вразумительно  сможет  объяснить  причину  своего  опоздания  на  работу….
Пустырь  хранил  безмятежный  покой   степной  природы.  Ветер  игриво  пробегал  сквозь  пахучие  заросли  полыни  и  терялся  вдали  в  золотистых   волнах  пшеницы.  Солнце  только  взбиралось  в  июльскую  синеву  неба,  но воздух  уже  предвещал  жаркий  день.  И  судя  по  воинственному  настрою  мамаш,  день  обещал  быть  жарким  во всех  смыслах  этого  слова!
Взобравшись  на  макушку,  я  указала  рукой  нужное  место  и  с горечью  отвернулась,  чтоб  не  смотреть  на  расхищение   нашего  грандиозного  «секретика».  К  всеобщей  радости  каждый  нашел  то,  с  чем  мысленно  уже   попрощался,   даже  дворничиха  тетя  Валя  обнаружила  свою  лопату  в  кустах  и  имела  теперь  тему  для  сплетен  на  предстоящей  неделе.
Девчонкам  влетело  по  полной  программе….   Алька  с  Ленкой  три  дня  не  выходили  из  дома,  отбывая  наказание,  а  Ольке  Жилиной  и  вовсе,  запретили  со  мной  дружить.   Я  же  была  отправлена  из  эпицентра  скандала  к  бабушке,  от  греха  подальше,  где  принудительно  выслушала  курс  лекций  о  нравственности.
***
Что  такое  ответственность  за поступки  и  муки  совести,  я  узнала  гораздо  позже,  осознанно  и  навсегда.  Возможно,  я  была  не  самым  лучшим  ребенком  и  доставляла  немало  хлопот  и  огорчений,  но  я  бесконечно  благодарна  своим  родителям,  что  позволили  познавать  этот   мир  самостоятельно,  без  насилия  и  рукоприкладства.  За  то,  что  детство  мое  навсегда  останется  в  архиве  памяти,  как счастливое  беззаботное  время,  как  радужный   калейдоскоп  историй,  когда  «Жизнь  хороша!  И  жить  хорошо!»