Мой дед

Лидия Гончарова Ястребова
Эту заметку я опубликовала в ОдноКлассниках 21 марта 2019 года

Мой дедушка со стороны мамы кубанский казак Дибров Михаил Иванович прожил всю жизнь  в станице Васюринской Динского района Краснодарского края.
В  своей станице он был первым трактористом,  начал работать ещё на " Фордзоне" .  В годы коллективизации кулаки жестоко расправились с ним за его трудовую и политическую активность -  разбили голову, переломали рёбра, сломали нос и повредили глаз.
Из-за повреждённого глаза на фронт дедушку не призвали,  но когда немцы подошли к Кубани ему была поручена эвакуация  сельскохозяйственной техники,  чтобы она не досталась фашистам.
Так как к этому времени все мужчины станицы были уже на фронте, то было принято решение обучить на скорую руку девочек 16 - 17 - ти летних вождению тракторов и комбайнов,  и угнать эту технику за горный  перевал в Адыгею.
И вот такой большой колонной во главе с дедушкой,  они двинулись  в путь своим ходом. Представляю,  насколько тяжёлым был этот переход.
 У девочек ещё не было достаточного опыта вождения техники,  и техника постоянно ломалась, приходилось в пути ремонтировать, да и питанием  как - то надо было обеспечить девочек.
 Но они успели всё же перейти через перевал до того, немцы подошли к Главному Кавказскому хребту. За перевалом они оказались в небольшом адыгейском ауле.
 Там им придётся прожить почти полгода до середины февраля 1943 года,  отрезанными от "большой земли"  снежными перевалами и стрелками фашистской дивизии  " Эдельвейс ".
И надо же было случиться такому счастливому совпадению ,  что именно в этот аул несколькими днями раньше были эвакуированы около 20 детей -  дошколят из Васюринского детского дома.   Их  привезли на грузовике и просто выгрузили на площади посреди аула.  Грузовик успел вернуться,   а с детьми осталась единственная воспитательница -  дедушкина племянница и мамина двоюродная сестра Паша   Пендюрко  (в будущем Ленгас). Паше самой было всего 20 лет. 
Малышей сирот,  а также девушек из дедушкиной команды  жители аула разобрали по своим семьям и делились с ними в эту тяжёлую зиму  последний картофелиной или свеклой и куском лепёшки из мамалыги (кукурузы).
Дедушка относился очень уважительно горским народам. Говорил,  что гость для горца -  кунак ( друг ),  которому он отдаст последнюю рубаху,  если гость пришел с добром и проявляет уважение и почтение к хозяину и его роду.
 И наоборот,  если горец почувствует какую-то подлость,  унижение или оскорбление,  то этот человек становится для него  кровным врагом.
Дед говорил,  что с горцами надо быть очень осторожными,  нельзя обидеть даже словом.
 Дедушка с девушками и техникой,  а также тётя Паша  с малышами,  в станицу вернулись  только после освобождения Кубани от оккупантов. А до этого их родные, в том числе и бабушка,  даже не знали, где они находятся.

А бабушка с мамой и её младшим братом Мишей оказались в оккупированной немцами станице. Немцы сразу же стали угонять молодёжь в Германию.
 Маминых  ровесников многих угнали.  Кто-то после войны вернулся (соседка - мамина подружка тётя Галя Ильенко),  а кто-то и нет.  Может  сгинули  на чужбине,  а может и  остались за границей.  Но бабушка решила спасти своих детей от угона в  Германию
Она 3 месяца скрывала их в погребе.
Так как бабушкину хату занял немецкий офицер,  она сама жила в летней кухне. Погреб был в сарае,  крышка его  ещё была прикрыта охапками соломы.   И бабушка только ночью пробиралась к детям,  приносила им еду,  забирала ведро с испражнениями,  и дети поднимались наверх,  чтобы хоть немного подышать свежим воздухом. Мама вспоминала,  что когда после освобождения они выбрались из погреба,  были большие проблемы со зрением.  У них сформировалась куриная слепота и глаза очень болели,  привыкая  к дневному свету.  Ещё нос не дышал,  был забит сажей от горения
 керосина  в лампе.

Дедушка с юности и до конца жизни работал  бригадиром тракторной бригады колхоза имени Чапаева.
В  советские годы Кубань считалась житницей   России. Так что  в рекордных урожаях.  кубанского зерна есть доля труда и моего дедушки
В  детстве я часто спорила с ним.   Я говорила, что Чапаев уроженец Чувашии,  а он сердился и говорил,.  что Чапай кубанский казак,  иначе зачем его именем назвали кубанский колхоз.
Дед очень любил русскую зиму. Приезжал к нам в гости обычно зимой,  чтобы насладиться русской банькой с веником.  На Кубани такое  удовольствие недоступно.

   21 марта 2019 года