Нравственные ценности на рынке

Иван Болдырев
Статья            
               
По второму каналу телевидения прошла передача о Павлике Морозове и обо всем, что вокруг этого имени накручено. Наконец-то в России нашлись люди, которые постарались не предвзято, а объективно и разумно разобраться в этой давней, но такой современной и животрепещущей трагедии.

Упрямые и настойчивые искатели истины ознакомились со всеми сохранившимися документами и пришли к выводу, что Павлик Морозов никакой не доносчик на своего отца. Он не давал показаний на суде. Поскольку и суда, как такового, не было. Отца Павлика-Трофима Морозова за выдачу документов бандитам судила тройка. Никаких свидетелей на этом суде просто не потребовалось. У чекистов были на руках документы, подписанные и выданные председателем сельского Совета Трофимом Морозовым. Их чекисты нашли у убитых в боях бандитов.

Отец Павлика бросил жену с пятью детьми и женился на молодой девушке. Семья оказалась в бедственном положении. Отец помогал продуктами. Но помощь была  незначительной и не спасала критического положения. Один из сыновей в семье Морозовых умер от голода. Павлик стал и старшим в семье и ее кормильцем со всей тягостью вытекающих отсюда обстоятельств.

Нет смысла пересказывать содержание той передачи. Налицо все доказательства неприглядности личностей отца Павлика, убийц Павлика и Феди- двоюродного брата Данила и деда. И мерзостностной сути  всех весьма многочисленных "защитников нравственности", которые многие годы обливали помоями имя многострадального юного мученика. Как можно связывать борьбу за торжество принципов морали с трагической судьбой конкретного человека, у которого остались близкие родственники?  Они душевно страдали от всякого рода измышлений и необузданной клеветы.
Но многие ревнители нравственности говорили, что в борьбе с отцепродавцами, доносителями на своих родителей важны не конкретные факты из жизни конкретного человека. Важен сам факт осуждения и преодоления позорного пережитка коммунистического прошлого. Необходимо изжить это явление. А то, что при  таком благородном порыве замазана и осквернена память человека- теперь уж и неважно. Время-то давнее.

Странные логика и конкретные поступки ревнителей нравственности. Вроде и справедливо осуждаются большевики за популяризацию доносительства на близких родственников ради построения нового общества. Факт, несомненно, неприглядный. И методы воспитания подрастающего поколения неприемлемы. Но зачем же тогда следовать только что осужденным методам? То, что гневно порицаем, тем же и пользуемся.

Справедливость вроде бы восторжествовала. Но попробуй теперь переубеди многих наших соотечественников. В их мозгах так и останется навечно: Павлик Морозов доносчик и предатель своего отца. В наши дни, к сожалению, немногие ломают головы над нравственными проблемами нынешней жизни. У большинства людей мысли и переживания устремлены на добывание денег. Где уж тут думать о судьбе человека из далекого прошлого. Даже если его жизнь закончилась так трагически.

В передаче приведен удивительный факт. Каждый пятый из опрошенных в наши дни московских школьников на вопрос, как бы он поступил со своим родителем в подобной ситуации, ответил- так же как Павлик Морозов.

И жители далекой уральской деревни Герасимовка-родины Павлика Морозова- оказались глухими к новым веяниям времени в связи с именем их скандально известного  земляка. В передаче второго телеканала были приведены просто удивительные сведения. В годы ельцинского безвременья, когда все растаскивалось и пропивалось,  бронзовый памятник юному страдальцу селянами был бережно сохранен. За могилой заботливо ухаживают. А дети  деревни в ограде  могилы имеют укромный тайник, куда они кладут свои записки с заветными желаниями. Для них имя Павлика Морозова-святое имя.

В селе ничего не спрячешь, никуда не скроешься. Помнится песня из знаменитого в свое время фильма: "От людей на деревне не спрятаться, не уйти от придирчивых глаз..." Если бы Павлик Морозов был тем. кем его представляет современная пропаганда, на  деревне его бы так не почитали. В начале 90-х годов при бурном обсуждении всей ситуации вокруг моральных аспектов нашумевшего дела с Павликом Морозовым  восторжествовало убеждение, что дети не могут быть судьями для своих родителей. Как бы они ни бесчинствовали. А если на глазах у ребенка отец изо дня в день зверски избивает мать, садистски и целеустремленно загоняя ее в могилу, как  тому вести себя в таком случае?

Сейчас на телевидении, возможно, для нашего юридического образования, а, возможно. и по другим причинам по трем каналам    ежедневно транслируется имитация многих судебных заседаний. И на них  против своих родителей вполне спокойно часто свидетельствуют их дети. И абсолютно никакой возмущенной реакции моралистов нашего времени.

Какими-то непоследовательными оказались блюстители христианской морали. Когда надо было оклеветать подростка из глухой уральской деревни, шум возмущения отдается эхом и по сей день. А тут самые неприглядные разоблачения своих предков- и ни следа ряби не безмятежной глади всеобщего спокойствия.

Если бы все сводилось к единичному случаю клеветы на Павлика Морозова, можно было бы списать все на исключительность возникшей коллизии. В азарте борьбы с коммунистическими  перекосами несколько переусердствовали. Бывает. Когда ведешь радикальное изменение политического строя страны, можно и ошибиться.

Но на втором канале телевидения прошла целая серия  таких реабилитационных  передач. Помнится, совсем недавно  уже повторно шел материал об Аркадии Гайдаре. Обращало на себя внимание несколько растерянное лицо его внука. В свое время пресса немало бушевала по поводу того, что 16-летний командир полка Аркадий Голиков в годы гражданской войны занимался массовыми расстрелами. И вообще  этот человек отличался крайней жестокостью.

Изо дня в день, из номера в номер печатались и звучали с экрана телевизора все новые и новые разоблачительные материалы о  военной юности видного советского писателя. Тогда его сановный внук ни единым звуком не заявил свое несогласие с клеветой. Уходя в отпуск, он поведал журналистам со своего премьерского кресла, что в первую очередь поедет поклониться могиле своего другого деда-Бажова. Посещать могилу Аркадия Гайдара внук не собирается.

Вот так. Зато нашелся мало знакомый широкому читателю писатель, который многие годы посвятил расследованию этого крайне запутанного дела. Упорный и кропотливый труд дал результат. Не был совсем юный командир полка кровожадным человеком. Он отличался крайней честностью и порядочностью. Именно поэтому атаман крупнейшей в тех краях банды был согласен только с Аркадием Гайдаром вести переговоры о своей сдаче и передаче Советской власти в обмен на сохранение своей жизни больших запасов золота и драгоценностей.

Честный и неопытный в закулисных интригах командир полка поставил  об этом в известность свое московское командование. И за это жестоко поплатился. Блеск золота толкал на преступления и многих  яростных строителей новой жизни.

Но ни одно разбирательство, ни один суд не признали, что Аркадий Гайдар хоть как-то запятнал в этом запутанном деле свое доброе имя.

А сколько грязи было вылито в прессе на Зою Космодемьянскую! Все мотивированные, обоснованные протесты людей знающих, имевших об этом подвиге проверенные сведения тогда никто не услышал. Да и мало кто хотел услышать. Все жили в едином порыве: круши все. Все, что связано с советской властью, подло, насквозь лживо и грязно.  Мы сами не святы. А из них коммунисты святых сделали. Нечисто все это. Все одним мирром мазаные. 

По этой причине страна с ликованием воцарила в президентское кресло человека откровенно средних умственных способностей,  который сегодня мог обещать людям одно, а назавтра происходило совершенно обратное сказанному вершителем наших судеб. Да и сам вершитель нередко так и не заканчивал свою коряво изреченную мысль. Она прерывалась и терялась где-то в неясном сознании. Посредственность и примитивизм восторжествовали во всем. И  эта завистливая, бездушная, не знающая нравственных пределов посредственность, искореняя  все, что связано с советской действительностью, сладострастно упражнялась в клевете на лучших представителей России. Многие из них попадали в список проклятых и изгоняемых из нашей памяти только потому, что они были кумирами русских людей при коммунистическом режиме. Почти не осталось в памяти героев гражданской и Великой Отечественной войн, по ком бы не прошлась грязная метла разоблачительства. Шла идеологическая работа по развенчанию ушедшего в прошлое общественного строя. И в первую очередь низвергались его идолы. В чрезмерном усердии в их число были зачислены представители национальной гордости страны.

Дело дошло до того, что и святое для  всех граждан слово "патриотизм" стало ругательным и позорным. Буквально замызгали вырванную из контекста строчку Виктора Гюго. Изгоем для новых вершителей власти стало слово "патриотизм". Изгоями стали и настоящие патриоты. Власть сменилась, а методы идеологический обработки остались неизменными.

С некоторых пор допущенная оплошность была осознана. В средствах массовой информации тональность   полярно изменилась. Снова, как и в старые добрые времена, заговорили о людях, достойных всеобщей памяти и восхищения, заговорили высоким штилем. Справедливость, в конце концов, восторжествовала. Казалось бы, такому повороту надо только радоваться. Но люди уже привыкли к крутым зигзагам в идеологии. Они вправе смотреть на происходящее с некоторой долей пессимизма. А вдруг  снова все эти потуги реабилитации ранее оболганных служат не восстановлению истины, а для решения очередной идеологической задачи. Мы ведь  с патриотизмом уже довоевались до такай степени, что большая часть молодежи категорически не желает идти служить в армии. И дело тут не в одной дедовщине. Хотя и  она играет немаловажную роль в крайне негативном отношении современной молодежи к военной службе.

Страшнее другое. В обществе немало тех, кто убежден: в наши дни так защищать Родину, как ее защищали в годы Великой Отечественной войны, будет некому. Не то теперь поколение. Для него немного осталось святого, что  подвигло наших предков на беспримерные подвиги ради защиты свободы и независимости своего Отечества. Многие святыни оклеветаны и оболганы, а новые нам жизнь пока не предложила. Вот и процветают нигилизм, цинизм и лицемерие во всем.

               

.               

            

.