паренек из глубинки

Александр Дробноход
   
     Деревенька из десяти  дворов располагалась далеко от районного центра, далеко от цивилизации, о которой жители в основном и не знали. Только отдельным посчастливилось встретиться с проходящими людьми из крупных населенных пунктов, от которых они и узнавали новости, о каких-то тракторах, сеялках. В такие чудеса, как железный конь и в другое никто не верил,  принимая за сказку.
 
  Они твердо знали, что есть лошадь, овца, волы.  Лошади и волы это единственная в селе тягловая сила.  Так что пахали землю деревянной сохой, сеяли зерно старым дедовским методом, шагнул, горсть зерна рассыпал впереди себя, зерно при этом ложилось в виде веера. Затем брали бревно, в диаметре 20 см, с торцов забивали деревянные клинья,  привязывали верёвку за оба клина и катали по  засеянному участку.  Надо отметить, что перед посевом жители делали небольшие бороздки приспособлением  в виде наших граблей.  Зубья делали из акации, из твёрдых  пород деревьев. Зерно попавшее в бороздки прикатывалось бревном-катком.

    При уборке урожая, всё население выходило  на поле, вырывали с корнем пшеницу, рожь связывали в снопы, которые укладывали в копны. После раскладывали на подготовленное место, принимались за обмолот зерна, ударами цепа выбивали зерно из колосков. Цеп это длинная палка(держак) и короткая, где-то с метр связанных друг с другом верёвкой, длиной 10-15 см, это расстояние от держака, до короткой (цепа).

  Жили дружно. Только вот детей мало было, в основном старики, смертность большая.  Рождались только девочки или мальчики.  В один прекрасный день  явился в деревню случайно пожилой человек.  Его встретили радушно, накормили.  Он поведал им что он и весь его род были охотники на птицу и зверя. Достал из мешка обёрнутый  большой пакет. Развязал. Хозяева и соседи были в шоке.  Они увидели нечто. Каждый из них не мог не коснуться этой диковины - ружья.  Наутро Дмитрий Иванович, так звали гостя, взял с собой сына хозяина на охоту.

  В лесу после первого выстрела Стёпка попытался убегать, но Дмитрий Иванович вовремя остановил его. Осмелевшему Степану он разрешил разочек стрельнуть по намеченной цели.  Глаза Степана блестели, а лицо сияло от счастья.  Радовался как ребёнок.  Хотя ему уже было 18.  Вернувшись домой, Стёпка помчался к своей любимой девушке Глаше, единственной в селе, такого же возраста как и Степан.  Взахлёб рассказывал как прошёл день. Уезжая Дмитрий Иванович оставил ружьё Степану, сам срочно покинул деревню.

 Вскоре была объявлена война. Степана это не коснулось. Но пришедшие в село фашисты нашли эту деревню, забрали все, что можно было взять, оставив жителей без еды. Увидев у немцев автоматы Степану очень захотелось иметь его.  Но как? Однажды после очередного посещения деревни, немцы забрали его в комендатуру. Назначив его старостой, надели форму  и вручили автомат.  Степан был безумно рад этому.

  Но не прошло и недели, как немецкому офицеру уже больно понравилась девушка Степана. Используя своё положение, памятуя что ему всё дозволено, Он силой увозит её в лес и...   Встретила она Степана, рыдая, рассказала всё подробно, как было дело. Степан, услышав это,  был взбешён.  Решил убивать офицеров, но так, чтобы быть вне подозрений .

    Узнав  куда направляется офицер, Степан находил своё место, с которого удобно стрелять.  Оттуда сделав выстрел, старался вернулся незамеченным в райцентр, тем самым убрать мысли врага,  что это совершили жители села.  Степан понял, что так долго он не продержится, наконец решил уйти в действующую армию, на фронт. Там Степан подвергся проверке.

    По его просьбе, он был зачислен в разведгруппу. Озлобленность к врагу  нарастала с каждым днём.  Легко брал языка, но каждый раз приносил труп. Его просили, слегка приглушить, а он  бил со всей силы.  Каждый раз взяв  языка, а  в основном офицера, он видел перед собой того, кто посягнул на его девушку.  Доставка в штаб  трупов привела его  к аресту. -Так можно угодить в штрафбат,- подумал Степан.  Написал рапорт начальству о переводе в другое подразделение.  В каждом бою он уничтожал один за одним фашисто, ведя прицельный огонь.  Бил точно без промаха. Холостых выстрелов у него не было. Его меткая стрельба навела начальство на мысль, а не пора ли сделать из него снайпера.
 
   Вызвали лучших инструкторов для проверки способностей Степана. Но Степан, держа в руках настоящую снайперскую винтовку, творил чудеса, показывая им такое мастерство стрельбы, на зависть.  Обучали его и мастерству  ведения наблюдения за противником, выбора  места, одним словом хитростям снайперского дела.  Степан, всё сказанное инструктором выполнял безукоризненно,  порой давая свои ценные советы, тем самым пополняя содержание методических указаний.

  Оставалось только проверить его знания, умения на практике. А тут подвернулся случай, когда каждый день погибали от пули снайпера наши ребята,его вызвали в штаб, во время беседы дали установку выявить местонахождение снайпера и уничтожить.  Два дня Степан тщательно изучал местность.  Каждый куст, дерево, камень изучал и запоминал. Представлял себя на месте врага, где бы он занял самую выгодную позицию, чтобы быть незамеченным. Выбор сделан. -Лучше не придумаешь, - рассуждал он.

  Ночью Степан прибыл на место выбранное им, занял позицию.  Раннее утро. Солнце показалось из-за горизонта освещая всё вокруг. Капли росы на листьях деревьев, кустарников, а также травы сверкали как звёздочки, меняя свой серебристый цвет на зелёной голубой, западный ветерок наклонил листья и ветви в направлении востока.

   Где-то к обеду Степан заметил на одном из деревьев отличающимся высотой кроны случайное движение одной веток. Степан сразу понял, что это и есть позиция врага. Выстрел. Степан заметил, как движение ветвей дерева стало хаотичным После чего было видно как тело фашиста падало вниз.  Степан наблюдал за трупом, где-то минут 10-15, сделал вывод что он мертвый. Обойдя по низине, Степан подполз поближе к месту где лежал фашист. Он увидел его, лицо было бледным. Покрытое ямками, видимо переболел оспой. Каска и винтовка лежали рядом с бездыханным телом. Степан забрал винтовку из полной осторожностью покинул это место.

    Так молодой паренёк из глубинки уничтожил лютого опытнейшего врага, унесшего столько жизней наших солдат. Молва о Степане прошлась по всем фронтам. Его вызывали на самые горячие точки, где немецкие снайперы уничтожали наших офицеров, солдат, а также снайперов. Ни одному немецкому снайперу, которого поручали Степану найти и уничтожить, не удалось уйти живым. Среди солдат он пользовался авторитетом, его любили и уважали, ценили, как отличного специалиста. Вскоре предложение Степана организовать свою бригаду стрелков, чтобы не ждать из штаба группу снайперов, командование одобрило. Степан брал только Добровольцев, редко не умеющих метко стрелять. Было подготовлено больше 20 человек, которые были использованы соседними военными частями.  За заслуги Степан был неоднократно награждён орденами и медалями.

 Время шло, война близилась к концу. Степана мучил один вопрос "Как там родные? Как его любимая Глашенька?" На вопрос товарищей, что за причина что тебе не пишут? Не видели  мы, чтобы ты писал. Ответ был прост -А кто будет писать? Если никто, как и я не умеет. В школу не ходили, это я со временем, находясь среди вас узна, что такое школа. В свободное время от боёв, Степан подсаживался к своему другу напарнику, попросил его научить грамоте. Гришка Агапов с удовольствием объяснял.  Кстати со временем Степан хотя по слогам но читал, с каждым днём увеличивая скоростные качества чтения.

  Сколько бы верёвочке не виться, как говорит русская  поговорка - всё равно конец будет. Вот наконец-то наступило время, гнать с нашей земли фашистов,  громить логово врага, тем самым приближая конец войны, да заодно отпраздновать похороны врага.

   Наступил день когда вся земля Германии вздрогнула от серийных залпов, автоматных очередей, одиночных винтовочных и орудийных выстрелов,оповещающих окончание войны. Враг повергнут. Веселье, песни, пляски. Летели в воздух головные уборы. Всё это говорило, что настал день Победы над Германией. Солдаты возвращались  домой,  неся в свой дом, в деревню знамя Победы.

  Встречали Степана в райцентре как героя, как и многих других солдат. Вся грудь в орденах и медалях, стройный, подтянутый - всё это олицетворяла нашу победу над врагом, величие и славу наших доблестных воинов. Степан был удивлён тому, что в родную деревню уже была видна накатанная дорога. А вот и его родимая земля, земля на которой он родился и вырос. Да теперь задача принять участие в восстановлении построек, а также хозяйства- мечтал Степан.

    Ещё издали двигаясь по пыльной дороге, он заметил группу людей, приложивших  руку ко лбу, рассматривая путника. "Кто это идёт к ним в деревню?"  Сердце Степана замерло, увидев своих родных людей, с кем он бок-о-бок прожил свои 18 лет.  Среди них стоял и его отец Широков Иван Тимофеевич. Как показалось Степану он осунулся, похудел, вроде бы стал ниже ростом, глаза запали, скулы резко обозначились. Слёзы застилали и без того плохо видящие глаза, но он через пелену слёз, угадал по походке свою кровиночку. Губы его дрожали, он не мог выговорить ни слова, только прерывистым шёпотом произнёс "Да мой же ты сыночек,вернулся!"  Глядя на сына заплаканными глазами Иван Тимофеевич еле выдавил ка "сынок, а мамки то нет!" И громко зарыдал упав на грудь Степану. После слов тело его задрожало. Дрожащими пальцами натруженные рук, он провёл по щеке сына. -  Да ты сынок, совсем взрослый стал! А вырос то как! Вырос!- Иван Тимофеевич отодвинул голову от груди сына, высказался- Ну а мы... Вниз, ближе к сырой земле матушке. Кончаются наши пути дороженьки. А Степан гладил ладонью по его худенькой спине. - Ничего батя, всё у нас будет в порядке.

   К ним подбежала Глаша, обняла своих мужиков, крепко прижимая целовала, приговаривая: - Да мои  вы дорогие, как я рада Степушка,твоему возвращению! Иван Тимофеевич протёр глаза,сказал:- Сынок, береги это чудо, эту милую Глашеньку!  Если бы не она, меня бы уже давно не было бы!  Степан мило посмотрел в её глаза, сказал: - Спасибо тебе любимая, за отца и за то, что ты есть! Обнял и крепко начал целовать. После чего обнявшись, втроём пришли во двор Широковых.

   Иван Тимофеевич подойдя к двери дома, сказал:- Стойте!  Подошёл, собственноручно открыл дверь, движением руки показал сыну - Ну сынок, заходи в дом в роли хозяина, Степан пригнув голову вниз зашёл в родной дом. А теперь ты Глашенька, заходи в дом в роли хозяйки. Глаша обняла его, поцеловала, сопровождая словами: - Спасибо папа! И вошла в дом. Степан сразу же почувствовал запах своего дома и обстановки, та же печь, та же лавка, только одна ножка под гнила. - Ничего поправим,- сказал Степан.  Разведя руки в стороны, сказал: -  Ну, что мои родные, вот я и дома! Начнем жизнь заново по советски. Накрыли стол, позвали соседей. Гулянка продолжалось до полуночи.

   Степан поднялся рано, сразу заметил, что Глаша уже была на ногах, хлопотала по дому. Степан подошёл к ней обнял её молодое тело, прижимая к себе, сказал: - А что тут наша хозяюшка- жаворонок делает? Не спится? - Стёпушка, ты должен знать, кто рано встает, тому и Бог даёт! - ответила она.

   Целый день Степан не отходил от Глаши, уж больно сильно любил её. Да и как не любить? Обворожительные голубые глаза, статная фигура, одним словом всё при ней! Через два дня посыльный принёс повестку из сельского совета, там-то он и узнал о том, что их деревенька  будет называться "Лесное", и как административная единица будет относиться в роли бригады колхоза Первомайский. Для жителей принесенные сведения Степаном были шоком. Сотни вопросов задавали Степану, а Степан старался как мог, более доходчиво донести до жителей. Так постепенно деревенская жизнь для Степана и его односельчан вошла в нужное русло.

    Степан от колхоза был направлен на курсы механизаторов. Окончил курсы, вернулся в деревню уже трактористом. В работе отдавал всего себя.  Изматывали  постоянные перетяжки. Техника не отличалась надежностью, но все это не могло отрицательно повлиять на его отношение к работе. Никогда не покидал рабочее место, чтобы оставить вверенную ему технику  неподготовленной к работе на следующий день. Всё это сказывалось на показателях, и в то же время и на заработки.  За что администрация района  и правление колхоза неоднократно награждали его,как передовика производства ценными подарками, в частности именными часами.  В то время часы это великая роскошь.

   Жители деревни Лесное с каким уважением относились к Степану, гордились им. Даже отец Иван Тимофеевич, сидя за столом пристально смотрел на сына, а  сердце усиленно билось, с гордостью подумал "какую Великую службу сыграла военная семья в деле воспитания, становление его взрослым, научила преодолевать все трудности  жизни, что приготовила судьба-злодейка".  Иван Тимофеевич, гордился огромными глубокими познаниями жизни, который сын может так легко и свободно пользоваться,- после чего появились слёзы на глазах. - Так держать сынок! - вслух произнес отец. Степан посмотрел на отца поинтересовался: - Что батя, вы имели в виду ?  Но Иван Тимофеевич вытирая рукавом слезу ответил: - Так сынок это я мысли про себя!  Степан обнял отца, тихонько сказал: - Ну, что мой мыслитель? Держись батя! У нас с тобой столько дел. А твой совет, совет отца - ой как мне нужен!

- Да сынок, честно скажу тебе, что ты молодец, тебя все любят, ценят, да к тому же ещё умеешь вести грамотную речь. Свои мудрые советы я отдам тебе, не унесу в могилу, как делают некоторые. Авось где-то и пригодятся! Лишний раз и вспомнишь обо мне.

  Жизнь шла своим чередом. Семья росла, забот невпроворот. Ребятами в основном занимался Иван Тимофеевич, так как родители в основном с утра до вечера были заняты, за свою работу получали трудодни. Со временем собравшись с силами, построили большой дом. Всё село помогало, делали саман, помогали в доставке самана на место стройки, мазали стены, наваливали потолок, ставили крышу - и это всё сообща. Дом был построен с малыми затратами. Входины  отметили по-русски. Вот так семья Широковых из забитой, безграмотной семьи  превратилась в знаменитую на всю округу семью.




         Дробноход А.Я.          с.Лопанка