25. 1 Пушкин Хроно 1830 - как нажил себе врагов

Поль Читальский
Хроно 1830.
Пушкин нажил себе смертельных врагов» одной акцией

1830 г. АСП пишет знаменитое:  Моя родословная

Смеясь жестоко над собратом, Писаки русские толпой  Меня зовут аристократом. Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,  Я по кресту не дворянин, Не академик, не профессор; Я просто русский мещанин.
Понятна мне времён превратность, Не прекословлю, право, ей: У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней. Родов дряхлеющих обломок (И по несчастью, не один), Бояр старинных я потомок; Я, братцы, мелкий мещанин.
Не торговал мой дед блинами,[1]   Не ваксил царских сапогов,[2] Не пел с придворными дьячками,[3] В князья не прыгал из хохлов,[4]
И не был беглым он солдатом  Австрийских пудреных дружин;[5]  Так мне ли быть аристократом?  Я, слава Богу, мещанин.
Мой предок Рача мышцей бранной  Святому Невскому служил; Его потомство гнев венчанный, Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями; Из них был славен не один, Когда тягался с поляками Нижегородский мещанин.[6]
Смирив крамолу и коварство  И ярость бранных непогод,Когда Романовых на царство  Звал в грамоте своей народ, Мы к оной руку приложили, Нас жаловал страдальца сын.[7]  Бывало, нами дорожили;  Бывало… но — я мещанин.
Упрямства дух нам всем подгадил: В родню свою неукротим, С Петром мой пращур не поладил[8]  И был за то повешен им.
Его пример будь нам наукой:  Не любит споров властелин.  Счастлив князь Яков Долгорукой,[9]   Умён покорный мещанин.
Мой дед, когда мятеж поднялся[10]  Средь петергофского двора,  Как Миних, верен оставался[11] Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы, А дед мой в крепость, в карантин, И присмирел наш род суровый, И я родился мещанин.
Под гербовой моей печатью Я кипу грамот схоронил И не якшаюсь с новой знатью, И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец,  Я Пушкин просто, не Мусин,[12]  Я не богач, не царедворец, Я сам большой: я мещанин.

Post scriptum

Решил Фиглярин[13], сидя дома, Что чёрный дед мой Ганнибал Был куплен за бутылку рома И в руки шкиперу попал.
Сей шкипер[14] был тот шкипер славный, Кем наша двигнулась земля, Кто придал мощно бег державный Рулю родного корабля.
Сей шкипер деду был доступен, И сходно купленный арап Возрос усерден, неподкупен, Царю наперсник, а не раб.
И был отец он Ганнибала, Пред кем средь чесменских пучин  Громада кораблей вспылала, И пал впервые Наварин.[15]
Решил Фиглярин вдохновенный: Я во дворянстве мещанин. Что ж он в семье своей почтенной?[16]  Он?.. он в Мещанской дворянин.[17]

1.  Не торговал мой дед блинами… имеет резко памфлетный характер, непосредственно задевая влиятельнейших представителей правящей аристократии: торговал блинами до своего возвышения князь А. Д. Меншиков, ближайший сотрудник Петра I; правнук его, А. С. Меншиков  был другом Николая I, нач. главного морского штаба, членом Гос.Совета; 2. ваксил царские сапоги граф П. П. Кутайсов, бывший камердинером Павла I; сын его, гр. П.И.Кутайсов - сенатор;  пел с придворными дьячками граф А. Г. Разумовский, взятый императрицей Елизаветой Петровной в любовники из простых певчих, а затем ставший ее мужем; племянник его, Ал. Кир. Разумовский, был министром народного просвещения; прыгнул из хохлов в князья А. А. Безбородко, сын малороссийского ген.писаря; он был возвышен Екатериной II, которая присвоила ему сперва графское достоинство, а затем и титул светлейшего князя; беглым солдатом австрийских пудренных дружин был дед Петра Андреевича Клейнмихеля, генерал-адъютанта, снискавшего расположение Аракчеева, Александра I и Николая I за действия свои по управлению военными поселениями.  Нижегородский мещанин — Кузьма Минин. Страдальца сын — царь Михаил Федорович Романов, отец которого, насильно постриженный Борисом Годуновым в монахи, большую часть жизни провел в плену и в ссылке. С Петром мой пращур не поладил — Федор Пушкин был казнен в 1697 г. за участие в заговоре Циклера.  князь Яков Долгорукий — сподвижник Петра, прославившийся прямотой и независимостью. Однажды он разорвал указ, подписанный Петром. Мой дед, когда мятеж поднялся — Лев Александрович Пушкин за противодействие восшествию на престол Екатерины II был посажен в крепость после дворцового переворота 1762 г.  Как Миних верен оставался — фельдмаршал Миних безуспешно пытался организовать сопротивление Екатерине II во время переворота 1762 г. Как и Л. А. Пушкин, он оставался сторонником Петра III.  Я Пушкин просто, не Мусин — противопоставление двух ветвей одного и того же рода, одна из которых захирела, а другая, Мусины-Пушкины, получив графство, вошла в придворную аристократию. Фиглярин — прозрачное изменение фамилии Булгарина, основанное на созвучии и характеризующее Булгарина как шута, человека, лишенного чувства собственного достоинства. Это прозвище Булгарина утвердилось в эпиграммах 20-х и 30-х гг.  Сей шкипер — Петр I.  И был отец он Ганнибала, // Пред кем средь чесменских пучин // Громада кораблей вспылала // И пал впервые Наварин — Ганнибал, Иван Абрамович генерал-поручик; в 1770 г. принял участие в морском походе в Архипелаг, возглавил покорение Наварина, взорвал на воздух весь турецкий флот, укрывшийся в Чесменской бухте.  …в семье своей почтенной — Булгарин был женат на девице из публичного дома, племяннице содержательницы этого дома. Он?.. он в Мещанской дворянин — Мещанская улица в Петербурге — средоточие публичных домов.

Итак, в этом судьбоносном творении АСП  задел за живое представителей следующих семей: - Меньшиковых   - Кутайсовых  - Разумовских  - Безбородко   - Долгоруких  - Клейнмихеля
- Романовых  - Мусиных-Пушкиных. 

Стихотворение мужа «горячей головы и добрейшего сердца» (определение НН!) явилось ответом на пропитанные  ядом слова министра Уварова (организатора Арзамаса и коллеги АСП по лит. делам… подавшего кандидатуру поэта в Бессмертные (академики)!), сказанные им  в приватной беседе с Олениным (подавшим АСП идею сделать брачное предложение НН  и направившим его, таким образом, в Западню после отказа отдать лишь руку своей дочки) и публично повторенные затем Фигляр Булгариным: 

Он (АСП) хвалится своим происхождением от негра Аннибала, которого продали в Кронштадте (Петру 1) за бутылку рома…

Стихотворение стало столь знаменитым, что граф Соллогуб высказался о спровоцированной им злобе затронутых так метко лиц:  этой бравадой АСП нажил себе в целых семьях, в целых партиях врагов непримиримых. АСП позже пожалел о содеянном, но не только поезд ушел, но и перрон отправился: слово – не воробей…из правды слов уже не выкинешь. А вот требовать выкинуть труп АСП в Мойку уже было кому – их стало легион. И все толпились у трона  царя.

Но пожалел себя АСП много позже, когда ограда Западни стала каменной и до небес высотой. А пока он на этом не остановился и…написал эпиграмму на графа Дундукова и затем на самого мин. Уварова «На выздоровление Лукулла». Этим мстительным пасквилем АСП (по его признанию Муханову в августе 1836) закрыл навеки калитку Западни, в загоне которой кокетничала близорукая НН, стараясь обворожить сердце Ника1,  рвал удила упревший в фазе гона самец  д-Антес, метался с антиквариатом коммерсант барон Геккерн – шпион и подельник Нессельроде, впадал в экзистенциальный кризис сочинитель АСП….   




merci beaucoup pour votre attention