Венесуэльская литература 20 век Латинская Америка

Валерий Орлов-Корф
            Венесуэльская литература (20 век) – Латинская Америка.

Венесуэльской литературы до 16 века практически не было, так как индейские племена, проживавшие на территории нынешней Венесуэлы, не оставили ни каких культурно-литературных следов. Историки утверждают, что испанцы, жившие там с 16 века, конечно, оставили рукописные документы, но они тоже почти не дошли до нашего времени, Причина была простая – не было местных типографий. И все же время оставило несколько литературных произведений – историко-хроникальную «Историю завоевания и заселения провинции Венесуэлы» (1723) Х. де Овьедо-и-Баньоса (1659-1738); произведение францисканского монаха Б. Х. Терреро (1735-1802) об обороне от нападения английского флота на новую испанскую территорию. Все эти литературные произведения были написаны на испанском языке, который и был основным в Венесуэле. В начале 19 века в страну проникли просветительские идеи, которые дали толчок для развития новой литературы – В. Салиас в сатире. «Война врачей», Х. А. Монтенегро в поэтическом сборнике. Борьба венесуэльского народа за свою свободу (1810-21) была отражена на страницах многих произведений того времени. В литературе (1810-30) утвердился просветительский классицизм. Из писателей этого направления нам хорошо известен  А. Бельо (эпическая поэма «Обращение к поэзии»). Его соотечественники – Ф. Торо (роман «Коринфская вдова»), Р. М. Баральт (героическая ода «К Колумбу») закрепляли это направление в венесуэльской литературе. Народные певцы были известны историкам, как авторы песен в жанре «бамбуко» (П. Ламас). К середине 19 века в литературе появляется романтическое направление (Р. Агостини, историческая драма «Дети Солнца»; Х.В. Гонсалес, книга «Мое погребение Боливара» и лирические  поэмы  в прозе «Месенианы»). Крупнейшими представителями романтизма в конце 19 века считались – Х. А. Майтин, стихи в сборнике «Эхо Чорони»; Х. Р. Епес, легенды «Анаида» и «Игварайя»; Д. Р. Эрнандес, произведения из жизни древних индейских племен. Сатира, уместная во всех стилях, была представлена в то время – Р. Арвело и Х. В. Камачо (поэзия). Историки особо отмечали в прозе романтизма романы Хулио Кальканьо (1840-1918): «Бланко де Торрестелья», «Танец мертвых».
В конце 19 века появляется реалистическая литература, которая испытывала влияние натуралистической эстетики: М.В. Ромеро Гарсиа (1865-1917) – роман «Пеоны» (показана тяжелая жизнь батраков); Х. Хиля Фортоуля (1862-1943) – роман «Страсти» (рассказывает о жизни местной интеллигенции). Реалистическая поэзия показана в творчестве известного писателя Ф. Ласо Марти (1864-1909) – автор поэмы «Креольская сильва» и сборников стихов. Влияние «модернизма» имело на творчество писателей Венесуэлы определенное значение – все эти творцы отрицали, значение литературы прошлого времени. Декадентами себя считали прозаики – Х. Р. Покатерра (1890-), П.Э. Коль (1872-1947) и др. Другое творческое направление (искали новые пути в искусстве) представлено в это время творчеством М. Диаса Родригеса (1871-1927) – роман «Поверженные идолы», где заметны идеи философии Ф. Ницше; Л.М. Урбанеха Ачельполь (1874-1937) – романы «У нас в стране» и «Дом четырех бичей» (1937), где реалистически описывал картины сельской жизни. В поэзии основные темы была красота окружающей природы. В первой половине 20 века молодые писатели Венесуэлы провозгласили основным направлением в литературе «левое» западно-европейское течение, в которое входили – кубизм, футуризм, сюрреализм и другие подобные «измы» (прозаик Услар Пьетри (1906-), поэты А. М. Каремель (1900-), А. Элой Бланко (1897-), В. Хербаси (1913-)). В основном их произведения были написаны в усложненном стиле и рассматривали только внутренние психологические понятия жизни человека (романы и рассказы Услара Пьетри – «Варрава», «Алые копья», «Путь Эльдорадо» (1948), пьесы – «Невидимый бог» (1957), «День Альтар Альбано» (1958)). Писатели демократического направления рассматривали в своих произведениях революционные и социальные темы (Р. Гальегос (1884-) – реалистические романы «Донья Барбара», «Канайма» (1935); М. Брисеньо Ирагорри (роман «Радость земли»); М. Отеро Сильва (1908-), роман «Лихорадка». Поэзия писателей-реалистов в основном была направлена социальных проблем (Л. Мартинес (1889-1941), Ф.Пиментель (1890-1942). Вторая половина 20 века в литературе Венесуэлы мало чем отличается от прошлого пятидесятилетия. Основные темы произведений – социальные, любовь, природа. Из писателей этого периода я бы отметил – Рафаэль Каденас (1930-), его стихи посвящены в большей степени Теме любви и борьбы. Критика отметила его самое известное стихотворение – «Деррота». У писателя более 10 сборников стихов. Он награжден многими литературными премиями (премия Гарсиа Лорки 2015 год, премия Рейна София 2018 год и др.); Эухенио Монтехо (1938-2008) –венесуэльский современный поэт, получил большую известность после публикации стихотворения – «Земля повернулась, чтобы сблизить нас». В 2004 году он получил Международную премию Октавио Паса за поэзию. Ему принадлежит более 10 сборников стихов; Сальвадор Гармендия Гратерон (1928-2001) – известный прозаик Венесуэлы. Лауреат многих литературных премий. Особо критики отмечали его произведение – «Тан деснуда комо уна пьедра» (премия Хуано Рульфа). Его перу принадлежит 7 романов, более 10 сборников рассказов. Основная тема его произведений – жизнь народа. Особо надо отметить творчество Ромуло Анхель дель Монте Кармело Гальегос Фрейре (1884-1969) – это самый известный венесуэльский романист 20-го века. Историки его считают «выдающейся фигурой в латиноамериканской литературе. Его знаменитые романы – «Донья Барбара». «Кантакларо» и «Канайма». Много занимался политикой. Его именем была названа литературная премия в 1964 году.
Познакомимся с творчеством некоторых  венесуэльских писателей.
Фернандо Пас Кастильо (1895-) – поэт-лирик. Его стихи критика охарактеризовала как «меланхолические». Известные сборники стихов поэта: «Голос четырех ветров», «Знаки».
Отрывок из стихотворения Фернандо Пас Кастильо Меж ветвей мелькают огни»:
«…Меж ветвей мелькают огни,
И где-то дома скорбят,
Возносят молитву к богу
И в темноту глядят.
Глядят они ночью в поле,
Где смерть недавно прошла
И. кроме скорби, надежду
Каждому дому дала»…

Андрес Элой Бланко (1897-1955) – поэт-демократ, его стихам свойственна патриотичность и многожанровость. Известные сборники: «Каменный корабль», «Время стрижки деревьев» и др.
Отрывок из стихотворения «Солнце»:
«Каждый день надзиратель
Отмеряет нам порции солнца.
Через отверстия в крыше
Получаем мы ломтики солнца.
В самые ясные дни,
Когда солнце себя без удержу тратит,
Мы, политзаключенные,
Получаем не больше,
Чем дает надзиратель…»

Антонио Арраис (1903-1969) – писатель-авангардист. Критики его считают «зачинателем индейской тематики» (сборник «Резко»). Отрывок из стихотворения «Смерть»:
«В тот день
Когда смерть придет ко мне,
Я сумею встретить ее,
Как воин,
С бесстрастным лицом
И твердым духом.
Смертельная рана –
Пусть она будет в грудь,
В голову или живот,
Но только не в спину…»
Мигель  Отеро Сильва (1908-) – поэт и романист, который в своем творчестве разрабатывал национальные темы (сборник «Вода и русло»). Отрывок из стихотворения «Моя песня мчится к морю»:
«…В моих водах отражаются взоры
Метисов из деревни, забытой на бескрайней
Равнине,
Мои притоки несут гитарное треньканье
И песню, охрипшую от рома.
В моих заводях купается голая
Женщина, всегда одна и та же,
Хотя мое сердце трижды, как
Апостол Петр, отреклось от нее.
Моя жизнь течет в море».
Хуан Лискано (1915-) – известный современный поэт Венесуэлы. Его стихи насыщены философской и любовной лирикой. Отрывок из стихотворения «Любовь человека»:
«Потому, что люблю ночь, землю, воду, ветер,
Детей, тобою мне данных, радость солнца
И твою радость – источники жизни
И печали, текущие морскими волнами;
Потому, что люблю мой древний народ,
И другие народы, и всемирного человека»…

Литература:
1. Краткая литературная энциклопедия. М., 1962 г.
2. Поэзия Латинской Амеики. М., 1975 г.
3. Журнал «Иностранная литература». 1980-90ые годы.
4. Литературный альманах «Латинская Америка». 1985-1990-ые годы.