Инструкция

Алексей Чугунов 2
   "Инструкция"

   Всплывает в памяти случай неожиданной для меня встречи с Ю.А.Гагариным. Было это в 1966 году, когда в цехе 444 производство приступило к сборке новых космических кораблей 11Ф732.
Случилось это так. Спускаюсь со второго этажа и на выходе в цех на участке №3 вижу корпус спускаемого аппарата изделия, а вокруг него стапель, обеспечивающий работу слесарей- сборщиков с парашютной крышкой. Вокруг СА люди в белых халатах и спецовках. Вижу, что крышка парашютного контейнера демонтирована, лежит на столе стапеля, идет подготовка к укладке парашютной системы в контейнер. Видимо, ожидают поступления комплекта парашютной системы. Мне стало интересно понаблюдать за этим. Слесари-сборщики разошлись, а на стапеле остался человек в белом халате. Проходя мимо, я задержался и подошел ближе к стапелю. Напротив меня немного выше стоял Ю.А.Гагарин. Я подошел еще ближе и поздоровался. Представился: военпред капитан Чугунов. Оказалось, что сегодня Гагарин пришел в цех на главную  сборку, чтобы понять, как проводится установка парашютной системы на борт нового космического корабля. Странность была в том, что я только что вышел из кабинета начальника группы П.А.Культина, который обычно знает всегда о посещениях цеха представителями других организаций. Поэтому увидеть в цехе Гагарина было неожиданностью. Возможно, Юрию Алексеевичу сообщили без особой помпы о том, что сегодня будут проводиться работы по укладке и установке ПС (парашютной системы) в корабль и удовлетворили его неофициальную просьбу присутствовать при этом. Возможно, именно так и было. Это на него похоже. Он был такой. Поэтому после моего представления он задал мне несколько вопросов относительно так называемой «инструкции» по укладке ПС. Мне в ту пору было известно, что «инструкцией» в шутку называлась кувалда, без которой при укладке ПС не обойтись. На стапеле под ногами Гагарина, вижу, гордо лежит кувалда на деревянной ручке весом в 5 кг. «Вот инструкция»,- говорю, указывая на кувалду. Он был удивлён.

   Дело в том, что работа проводится по чертежу, по технологии и технологическому паспорту. Никакой инструкции нет и не требуется. А для чего кувалда? Наше изделие 11Ф732 имеет спускаемый аппарат, где предусмотрены два места для парашютов, два парашютных контейнера, в которые устанавливаются пакеты уложенных на заводе-изготовителе ПС по форме парашютных контейнеров основного и запасного парашюта. Эти пакеты опускаются в свои контейнеры. А потом парашютные контейнеры закрываются крышками. Предварительно к крышкам подсоединяется купол вытяжного парашюта, который потом вытягивается из парашютного пакета отстреливаемой крышкой, обеспечивая раскрытие парашюта.
Часто случалось, что верхняя часть парашютного пакета упиралась в крышку парашютного контейнера. Поэтому и возникала необходимость пакет парашюта поджать. Вот и прибегали к услуге кувалды. Надеюсь, что сегодня обходятся без лишних «инструкций».