живи пока живётся, люби пока сердце бьётся

Василий Долгих
        Глава пятая.
Ольга Николаевна давно не уезжала так далеко от деревни, поэтому в дороге чувствовала себя не очень уютно. Заметив это, Егор Степанович стал подробно рассказывать ей о местности, которую проезжали, её истории и памятных событиях происходивших на ней. Ольга Николаевна слушала  и удивлялась его познаниям. Однажды не выдержала  и спросила:
- ты откуда всё это знаешь?
- в школе и институте активно историей  увлекался, а когда стал работать, то по служебной необходимости почти  все регионы  нашей огромной страны объехал. Так что мой кругозор сформирован из теории и практики  и теперь я могу блеснуть перед тобой кое – какими познаниями.
- а ещё что приобрёл за прошедшие годы?- спросила Ольга Николаевна и мило улыбнулась.
- об этом я тебе буду рассказывать понемногу, но каждый день, -заверил Егор Степанович и они  засмеялись тихим, счастливым смехом.
Москва их встретила лёгким морозцем и яркими солнечными лучами. Покинув вагон, они направились в сторону метро и уже через полчаса переступили порог тёплой и уютной квартиры. Ольга Николаевна с придирчивым любопытством, свойственным только женщине, осмотрела комнаты и уверенно заметила:
- просторная квартира, но в ней давно  не хозяйничала рука человека.  Вон сколько пыли  накопилось. Видно жилище тоже сиротеет, если хозяин в нём не живёт.
-  больше семи месяцев скучало без меня. Но ничего. Теперь у него вторая жизнь начнётся. Тем более что приводить его  в порядок будут женские руки,- хитро улыбнулся Егор Степанович и посмотрел на Ольгу Николаевну
- непременно и сегодня же. Но сначала женщине необходимо привести себя с дороги в порядок, затем накормить мужчину, немного отдохнуть и только после этого браться за квартиру. И помолчав, официальным голосом добавила:
- а Вы, Егор Степанович, не теряйте время и идите в магазин за продуктами. Из чего-то я же должна обед готовить.
Уверенное поведение Ольги Николаевны понравилось Егору Степановичу. По дороге до продовольственного универсама он невольно думал: «Умная и красивая женщина. Не стала жеманиться и приглядываться, а сразу вступила в роль хозяйки. И это правильно. Не так у нас много времени впереди, чтобы на пустяки его тратить. В эти выходные соберу близких родных и представлю им Ольг. Думаю, они поймут меня и одобрят мой выбор.  Им спокойней будет, зная, что я теперь не одинок и вполне счастлив. Может, на первых порах ревновать к Ольге будут, но и с этим со временем смирятся. Тем более что на имущество, принадлежащее к наследованию, она не претендует».
Прошло две недели. За это время «молодые» подали заявление в ЗАГС на регистрацию  брака, съездили на дачу, посмотрели спектакль в театре имени  «Моссовета», побывали на ВДНХ и навестили сыновей Егора Степановича. Общую встречу они решили провести в день регистрации, который должен был состояться в конце декабря.
Не осталась без внимания и квартира. Много труда и времени вложила Ольга Николаевна  в наведение в ней надлежащего порядка . Это оценил не только Егор Степанович, но и приглашённая в гости чета соперника по шахматным баталиям. Пётр Петрович восхищённо воскликнул:
- царские палаты, а не квартира!
 А его Настасья с завистью заметила:
- даже хрусталь в буфете стал смотреться. Раньше я его не замечала. Вот что значит, хозяйка появилась в доме. Давно надо было обзавестись ей
- надо было, но только такай, как Ольга Николаевна мне, к сожалению, раньше не встречалась
- судьба берегла тебя, Егор Степанович, для меня. Так что настраивайся на долгую и счастливую жизнь,- сказала Ольга Николаевна и все дружно засмеялись.
После того, как женщины уединились, Пётр Петрович, улыбаясь, заметил:
- не вооружённым глазом заметно, как изменила тебя нынешняя жизнь. Помолодел лет на двадцать. А уже, было, помирать собирался.
- и всё благодаря тебе. Если бы ты тогда не завёл разговор о малой родине, то я бы до сих пор в холостяках прибывал. А сейчас словно второе пришествие на землю со мной произошло. Стыдно сказать, но я и на самом деле счастливым человеком себя чувствую.
- вот и хорошо. В Москву на «постоянку» вернулся, или только погостить?
- погостить. У меня на малой родине дел невпроворот. Лет на пять, не меньше. Так что долго не задержимся.
- какие у тебя могут там быть дела?
- очень интересные и полезные для общества,- ответил Егор Степанович и вкратце рассказал Петру Петровичу о том, как жил и чем занимался семь месяцев в далёкой сибирской деревне.
- да, Егор! Не ожидал я от тебя такой прыти. Молодец, что тут ещё скажешь. Мне остаётся только пожелать тебе удачи во всех делах и начинаниях на благо своей малой родины. Если нас с Настасьей в гости пригласите мы обязательно приедем. Уж больно стало интересно посмотреть на творение твоих рук.
- пригласим. Обязательно пригласим.
До похода в ЗАГС Егор Дмитриевич продолжал знакомить Ольгу Николаевну с  Москвой и водить  по различным зрелищным местам. Вместе с этим, он активно занимался оформлением проекта по реконструкции плотины.  Дружеские связи с руководством и специалистами проектного института «Гипроводхоз» позволили в достаточно короткий срок провести ревизию сметы и проекта и официально их утвердить. Всё это, конечно стоило денег, но не таких больших, как если бы проект делался с нуля и по заказу какой либо организации.
Бракосочетание прошло спокойно, по-домашнему. Отмечали его в небольшом ресторане и в узком кругу. В основном это были сыновья и члены их семей, а также немногочисленные друзья Егора Степановича, включая Петра Петровича с супругой. Было много хороших тостов, искренних пожеланий и весёлых шуток. В торжественном  застолье активно участвовали все без исключения. В один из перерывов к Егору Степановичу  подошли сыновья и, весело улыбаясь, старший сын заявил:
- папа, мы на самом деле рады, что ты встретил женщину и теперь будешь не один. Мы тебя любим и хотим, чтобы ты был ещё долгие годы счастливым человеком. При всём нашем желании, мы не можем уделять столько внимания, сколько тебе требуется в настоящее время и будет требоваться через несколько лет. Но мы не снимаем с себя заботу о тебе и  в любой момент придём на помощь. Ольга Николаевна нам всем очень понравилась. И мы гордимся тобой, что ты ещё можешь как мужчина интересовать таких красивых женщин. Счастья вам и долгих лет совместной жизни.
- спасибо сыновья. Всегда знал, что вы у меня умные, добрые и внимательные. У вас своя жизнь и я не хочу её усложнять. Ещё недавно я считал, что мой финиш уже близок, но к счастью ошибся. Я почувствовал в себе не только физические силы, но и духовные. Это  понял тогда, когда решил заняться реконструкцией родового дома.  А затем, по мере реализации задуманного, вера в себя только укреплялась. Сейчас я другой человек, чем был до отъезда на малую родину. Тем более что судьба  преподнесла мне на закате  дорогой подарок в виде Ольги Николаевны. Сколько мы с ней проживём сложно сказать. Но то, что проживём счастливыми людьми, я точно знаю.
И ещё. На моей малой родине теперь  есть дом, который всегда с радостью примет моих потомков. Так что, находите время и приезжайте. Особенно там будет интересно внукам. Мне есть, что им показать, рассказать и даже покатать на собственной лошади.
- обязательно приедем и привезём тебе на лето детей. Пусть  дышат воздухом своих далёких предков,- ответил младший сын.
Вечером, когда вернулись домой, Егор Степанович подробно рассказал Ольге Николаевне свой разговор с сыновьями.
- хорошие они у тебя, но жалко, что очень сильно загружены работой. Так ведь и надорваться не долго.
-  Если им сбавить темпы, то можно потерять всё, включая материальное благополучие и будущее детей. Времена не те, что были в советское время. Сейчас, кто не работает хорошо, тот сытно не ест. Хотя бывают и исключения.
Возвращаться в деревню они наметили после встречи Нового года. Так пожелала Ольга Николаевна,  которой очень хотелось впервые в жизни  посмотреть на праздничную и многолюдную Москву. 
Наблюдая за женой, Егор Степанович постоянно ловил себя на мысли, что судьба благосклонно отнеслась к нему, сделав  бесценный подарок на закате жизни.  « Ольгу необходимо беречь, лелеять и жалеть. Пусть она почувствует, что быть счастливой можно и тогда, когда о нём уже и не мечтаешь. Я должен сделать всё, чтобы это было именно так»,- думал он.
 Новый год они встречали на Красной площади, среди огромного количества людей с широкими улыбками на лицах и горящими восторгом глазами. Домой вернулись уже около часа ночи и сели за праздничный стол, накануне сервированный Ольгой Николаевной.
В Москве «молодожёны» пробыли до конца января. Все эти дни они использовали для знакомства с достопримечательностями не только столицы, но и Подмосковья. Даже успели в составе экскурсионной группы побывать в городах и сёлах Золотого Кольца. Ольге Николаевне очень нравилось познавать всё новое и прекрасное, но Егор Степанович уже стал заметно скучать по малой родине. Заметив это, она сказала:
- по тебе вижу, что пора возвращаться в деревню. Но дай слово, что мы будем ежегодно приезжать в Москву. Мне она очень понравилась.
- в Москву мы можем приезжать хоть десять раз в году. А в деревне нас Василий Иванович заждался. Сама знаешь, как непросто вести музейное дело. Да и кобыла должна скоро ожеребиться. 
На третий день, после этого разговора они выехали в сторону Сибири.
На железнодорожном вокзале  «молодожёнов» встретил Александр Ефимович, которого они предупредили перед отъездом из Москвы. С довольной, сияющей  улыбкой на лице, Глава сельской администрации и по совместительству сын Ольги Николаевны радостно поприветствовал их с приездом, поздравил с юридическим оформлением отношений и вручил матери огромный букет цветов.
Во время всего пути  Егор Степанович настойчиво выспрашивал у «нового» родственника последние деревенские и районные новости.
-в деревне и районе всё нормально. Музей в целости и сохранности. Василий Иванович и Матрёна Фёдоровна живы и здоровы. Ждут с нетерпением вас. Отдельно хочу сообщить Вам, Егор Степанович,  хорошую новость. Администрация района, рассмотрев нашу просьбу по выделению бюджетных средств на ремонт плотины и восстановление гидротехнического сооружение, приняла решение профинансировать затребованную сумму в этом году на 60 процентов, а остаток перенести на следующий.
- это действительно очень хорошая новость. Тем более что  утверждённую институтом проектную документацию мы привезли. Так что с открытием банковского счёта трудностей не будет. Подготовку строительной площадки мы можем начинать хоть с завтрашнего дня.
- начинать можем, но пока некому. С землеройной техникой у нас туговато, а нанимать специализированную организацию начётисто. Вот думаю, как решить эту проблему.
- теперь я рядом, поэтому будем вместе думать над этой задачкой
- спасибо, Егор Степанович. Я и на самом деле очень ждал ваше возвращение
- боялся, что мы в Москве останемся? – улыбнулась Ольга Николаевна и добавила:
- я бы точно там ещё месяца на три задержалась, да вот Егор Степанович стал изводиться на тоску по деревне
Василий Иванович и Матрёна Фёдоровна искренне обрадовались возвращению хозяев музея.
- думал, что это не работа, а одно развлечение, а оказалось, что хлопотное занятие. Хорошо, что вовремя вернулись, а то уже хотел просить Александра Ефимовича заменить меня кем ни будь моложе,- улыбаясь, сообщил Василий Иванович
- Булануха не ожеребилась? – поинтересовался Егор Степанович
- пока нет, но вот, вот опростится. За ней теперь каждый день следить надо.
А уже на следующий день «молодожёны»  вступили в права экскурсоводов и хозяйственников.
Не забыли они отметить своё бракосочетание и в деревне. Через неделю, после возвращения в деревню, Ольга Николаевна собрала свою и Егора Степановича родню, подруг и активных помощников у себя в доме и в торжественной обстановке, на высоком духовном уровне, весело провела знаменательное мероприятие. Егор Степанович не только играл на гармошке, но и танцевал, плясал и пел.
Глядя на него, подруга Ольги Николаевны с завистью в голосе сказала:
- повезло тебе на старости лет. Орёл с тобой рядом оказался. Смотри, как лихо отплясывает! Словно тридцать лет с плеч сбросил.
-  Егора я со школьной поры помню. Мне было двенадцать лет, когда он с Армии пришёл. Красивый, стройный, в матросской форме и с постоянной улыбкой на губах. Деревенские девчонки в него все были влюблены. Нравился Егор и мне. А потом он уехал учиться и в родном доме стал появляться редко. И вот теперь я его открыла для себя снова и очень рада этому.
- молодчина, подруга. Одной входить в старость страшно, хоть у тебя и сын есть. А вдвоём всё веселее будет.
Закончились  торжественные мероприятия, включая день рождения Егора Степановича, и настала рабочая пора.
Булануха ожеребилась в начале марта и принесла дополнительные хлопоты. Но Егор Степанович не роптал. Ему нравилось заниматься крестьянским трудом, приносящим радость и житейское удовлетворение. Маленький жеребёнок, которого Ольга Николаевна нарекла Орлик, крутился возле матери и постоянно тянул свою большую голову к её вымени.
Шло время. Музей становился на ноги, обзаводился новыми экспонатами и притягивал к себе всё новых и новых посетителей. Люди приезжали   группами не только из района, но и из дальних уголков области.  Вскоре стала заметно ощущаться нехватка площадей для проведения экскурсий. Подумав над возникшей проблемой, Ольга Николаевна предложила переселиться в её дом, а спальную комнату полностью использовать под экспонаты. После чего, общая площадь музея, включая чердачный этаж, составила около шестидесяти квадратных метров, что значительно улучшило обслуживание гостей.
Незаметно подкралась весна, стаял снег, прошёл паводок, и отошла от мерзлоты земля. К этому времени был решён и вопрос по землеройной технике. Оказалось, что на территории бывшего дорожного управления, почившего в небытие в период капиталистического возрождения страны, уже несколько лет стоял бесхозный бульдозер Т- 130, который требовал  ремонта. Александр Ефимович заинтересовался им и, пригласив к себе бывшего тракториста колхоза, орденоносца и крепкого мужика Алексея Боброва, спросил:
- желание поработать на родную деревню и заработать хорошие деньги есть?
- а кто отказывается от хорошего заработка? Только больной или дурак,- улыбаясь, ответил Алексей
- вот и хорошо. Завтра поедем в райцентр смотреть бульдозер. Если сможешь его реанимировать, значит, и заработать сможешь.
Бобров Алексей оказался высококвалифицированным специалистом. Не прошло и недели, как он лихо въехал на мощном бульдозере в деревню.
А уже на следующий день, под руководством Егора Степановича он включился в работу. Так начался очередной этап  проекта, о котором ещё два года назад Егор Степанович даже не предполагал. И он с большим удовольствием и молодецким азартом включился в его реализацию.  Ему  очень хотелось, чтобы вновь, как много лет назад, вдоль деревни широкой лентой и солнечными бликами сверкала вода, а в ней  росла рыбка большая и маленькая. И чтобы взрослые и дети могли вдоволь покупаться, порыбачить, или просто отдохнуть на берегу. В настроении Егора Степановича   преобладали лёгкая эйфория и чувство счастья. Однажды, когда Василий Иванович с ехидцей в голосе бросил:
- ты, Егор, как молодой жеребец копытами стучишь. Неужели на тебя так сильно женитьба на Ольге подействовала?
Егор Степанович с улыбкой посмотрел на школьного товарища и коротко ответил:
- уважаемый,  Василий Иванович, я только сейчас понял, что жить надо пока живётся и любить, пока любится. Это главное, что бог подарил человеку
- мудро сказал, но доходчиво,- согласился старинный товарищ 
Наблюдая за мужем и чувствуя его внутреннее  состояние, Ольга Николаевна счастливо улыбалась и думала: «Как может  даже не молодого человека изменить только одна мысль, что ты нужен кому-то и у тебя есть будущее. Теперь я никому не поверю, что любовь и вера привилегия  молодых. Любовь всем возрастам покорна, ты только её сумей разбудить в себе. Спасибо, господи, за столь щедрый подарок. Я его буду беречь, как зеница око. Он меня самой счастливой женщиной на белом свете сделал»