Бабуля Маня

Н-Елка
13 мая 1997 года не стало бабулечки Мани.
Марии Дмитриевны .
Когда дедуля Савва пришел к ней свататься она его отвергла в первый раз - "шо за биндюжник! ни кола, ни двора и босый!" Как же ! Она же дочь мельника, а не какая-то вам там!
А дедушкина семья жила очень бедно. Он и учился-то всего три класса да два коридора. Но был настойчив и имел отличную память ( в моем детстве он наизусть читал мне стихи и особенно проникновенно одно - о старике, был невероятно начитан и добр.Но бабуля этого еще не знала, она встречала хлопца по одежке)
Дедуля выменял какие-то кавуны ( арбузы) за новую рубаху и штиблеты и пришел свататься к синеглазой гордячке еще раз. Не знаю, что уж там сыграло роль - его настойчивость или новая рубаха, но бабуля согласилась.
Когда родился мой отец ( в 1940 году), у них уже был малыш Сашенька. Но через год началась война. Бомбили Украину безбожно, дедуля ушел на фронт, а Мария осталась одна с детьми. Началась бомбежка, она схватила детей (как выяснилось потом, батю вверхтормашками и побежала вместе со всеми в бомбоубежище . ( они до сих пор есть в Днепропетровске, можете посмотреть альбом "Днепропетровск" у меня).Успели.А потом начался голод и Саша умер, как и третий ребенок Марии, родившийся после войны, в 1946 был тоже страшный голод, младенец не выжил. Только мой батя и пережил весь этот кошмар. В 1990 году дедулю Савву в его же собственном саду избили наркоманы, он , подаривший мир этим мразям, так и не перенес травм, умер. А через 7 лет, вслед за ним ушла и Мария.
Они прожили долгую и счастливую жизнь, если бы не твари, которые ходят по земле, может, прожили бы и дольше. Их хоронили со слезами люди. Это была добрая и чуткая пара, перенесшая ужасы и горечи утрат, но не утратившая Солнца в своих сердцах.

Светлая память тебе , бабулечка Манечка и тебе, дедуля Савва! Я вас по-прежнему помню и очень люблю.
----------------------------------
Мое чувство юмора - от нее.
Светлая память тебе, любимая бабулечка.
Бабуля Маня была уникальной, непредсказуемой. Дедуля ее иначе, как МОЯ МАРУСЕЧКА и не звал никогда. Выдавала она фортели такие, что хоть стой, хоть падай. Историй с ней море.

...Как-то повела я ее на балет в Днепропетровске, на "РУСЛАНА И ЛЮДМИЛУ."    Она надела красивое платье,  подрисовала ей брови черным карандашом , влезла в нарядные туфли, которые бережно хранила годами в своем шифоньере, пропахшем нафталином. Мы чинно продефилировали между надушеннных всеми ароматами днепровских модниц, и сели на свои места где-то в середине зала. Я не знала, что за всю свою жизнь, моя бабуля была на балете впервые. Когда приглушили свет и на сцене появился балерун в обтягивающих лоссинах, бабуля сначала ойкнула, затем протерла глаза и попросила театральный бинокль, который я заблаговременно взяла с собой. Минут пять она всматривалась в сцену ( я подумала, что она в восторге от увиденного), потом встала во весь рост и объявила всему залу, что смотреть на этого извращенца она не намерена: "Ай же ж ты, падлюка,- изрекла она голосом жертвы,- ни стыда, ни совести у тебя нет,- это было обращение к актеру в колготках"
После чего, Мария Дмитриевна с гордой спиной выплыла из зала и за ней вприпрыжку, пунцовая от стыда я.
Правда дома, когда я ей объяснила одежду актера, мы славно проржались обе.

.....Вот еще как-то было дело. В автобусах в Тольятти впервые ввели кассовые аппараты для оплачивания билетов, рассчитанные на сознательность граждан. И ни у кого не возникало даже мысли не оплатить проезд. Но только не у моей беспартийной бабули. Мы зашли в автобус, она тогда приехала к нам погостить и потащила меня в какой-то магазин. В автобусе почти никого не было, все работали в это время. Мы сели прямо у аппарата. А он такой - кидаешь монетку, крутишь рычажок и билетики себе берешь. Я кинула 10 копеек - на себя и бабулю. Взяла билеты. Едем. Она смотрит на аппарат. Подошел парень с девушкой кинул тоже 10 коп. они застряли в проеме, он оторвал билетики и ушел в конец автобуса. Бабуля берет его 10 коп, кладет себе в карман. Я в шоке:
"Ты что?!""
Ответ замечательный :
"Это нам на обратную дорогу!"
Я ей говорю:
- Бабуля! Я 1 копейку отвозила за 20 км в магазин, когда не додала! Это не честно! Люди так не поступают!
- От ты ж дурна! Это адиёты так не поступают, а у вумных - копиёчка до копиёчки!
 Я обиделась и отвернулась, когда повернулась, смотрю, бабуля из аппарата еще что-то умудрилась достать....наверное на обратную дорогу в Днепропетровск насобирала))

 Вобщем я не в нее, коммерческую жилку мне навсегда комсомольская юность отбила))


.....1996 год, бабуле было 79 лет.
Мы с дочкой приехали погостить. Ну как же , она уже старенькая, может помощь нужна....надолго помочь,    поухаживать. Подъезжает такси с вокзала к нашему дому, ( обычно, когда я внезапно к ней приезжала, она всегда в саду возилась, всплескивала руками и причитала:"Ай, Нелочка, унучэнька пыйыхала!"), а  тут смотрю, в саду огород какой-то мужик чужой копает, бабули нигде нет. Похолодело , неужели опоздала?!! Захожу в дом, все нормально, борщ варит, запах стоит обалденный! Лучше ее никто мне борщ никогда не варил. Подкралась, за плечо тронула, бабуля глаза из орбит выкатила и едва пискнула:" Нелочка, ты шо тут делаешь?!" Я обняла, поцеловала, говорю, мол в гости, правнучку тебе привезла, помочь приехала. Она мне:" Не надо, у меня вон чоловик есть!"
А дедуля уже лет 10 , как умер. Я говорю:
-Бабуль, а что это за мужик-то в огороде.
Она разрумянилась и так кокетливо выдает мне:
-Та то ж чоловик мой новый, у соседки отбила...
-ЧТО ты сделала?
-Тю! А шо! Я ж гарна, чи ни?!
Я в шоке:
-тЫ ГАРНА, БАБУЛЯ, НО ...Э..... ( я не стала ей говорить, что я доглядеть ее приехала, она же женихается тут вовсю в 79 -то лет!))))
Вобщем, пока мы у нее гостили, мужик этот домой спать ходил, а я бабуле то прически делала, то бусики покупала, ибо она следила за собой, хоть и мыла готову стиральным порошком "Лотос", чтобы ж "прическа дольше стояла"))))

Люблю ее))