Часть III. Глава 1. Письма без ответа

Ася Котляр
Сара Абрамовна Ленивкер была женщиной! На этом можно было бы поставить точку ещё в самом начале повествования, но тогда никто бы из вас, дорогие мои, не узнал, какой она была женщиной на самом деле. Это была всем женщинам женщина! И, всё-таки, она была немного мужчиной…
 
Сару Абрамовну разбудил телефонный звонок. Она открыла глаза, потянулась и подумала: «Этот Кацман сведёт меня в могилу. Семь утра, чего ему не спится, спрашивается?» Набросив халат, она выскочила в коридор.
– Алё! Совесть нужно иметь, чтоб звонить сранья, господин управляющий! – сурово сказала Сара Абрамовна.
–  Простите, Сара Абрамовна, это Ицхак Фельдман, нотариус и Яшин друг по совместительству вас беспокоит. Можете со мной пару минут тет-а-тет?
–  Изя, доброе утро! Что случилось, что вы звоните в такую рань? Мне уже начинать бояться или ещё можно немного позевать?
–  Бог с вами, Сарочка! Просто я хочу вам напомнить, что сегодня Йорцайт. Исполняется ровно год, как ушёл наш Яша. Такое горе! Чтоб вы знали, мне его так не хватает!
«Ещё бы не знать. Это мне его не хватает, а ты имел его на деньги каждый раз, когда он к тебе обращался с любой мелочью», –  подумала Сара, но вслух сказала:
–  Чтоб Я знала? Я таки знаю. Кому его не хватает, так это мне. Ну, что у нас там слышно? Кафе, как я понимаю, кошкам не отходит и, как вам известно, приносит очень приличные доходы.
–  Да, я знаю, я ваш преданный клиент, Сарочка. Вы должны прийти сегодня, чтобы подписать вступление в наследство. Можете прийти с детьми, и я бы хотел переговорить с вами по личному вопросу. По очень личному. У меня до вас одно нескромное предложение.
–  И что за предложение, Изя? Мне уже смущаться или можно ещё доспать?
–  Не по телефону. Скажите, Арик уже уехал?
–  Не делайте мне нервы, Изя. Через неделю улетают и увозят моего Яшеньку! Вот так иметь детей, Изя…Такая неблагодарность!
–  Тогда жду вас часиков в десять.
–  Хорошо, Изя, мы будем, –  сказала Сара Абрамовна и пошла на кухню.
Она поставила чайник, чтобы выпить чашку кофе, пока спит Лея, села к столу и задумалась.
 
«Здравствуй, Яшенька! Тебя так давно не было, что я не знаю: мне уже бояться или ты ещё появишься? Ты обещал научить меня делать тейглах и штрудель, а не в твоих правилах обещать и не выполнять. Это то, что я дам им с собой, когда они поедут. Пусть летят и думают, какую золотую мать они оставляют! Юрочка ещё не пришёл с ночного дежурства, надо ему сделать что-то вкусное на завтрак. Готэню, какой хороший мальчик! Не нарадуюсь на него! Знаешь, он ведь мне как сын! А когда назвал меня мамой в первый раз, я плакала… А мамой он меня назвал, когда они  мне сказали, что Лея, слава Богу, ждёт ребёнка! Я уже даже переживать стала: семь месяцем ничего. Ты совсем редко стал приходить, а я уже устала тебя ждать. Если у тебя какие-то важные дела и ты зачем-то нужен в Небесной канцелярии, так ты мне скажи, чтобы я не ждала. Для Бога я отпущу тебя без слов. Но если у тебя там кто-то появился, так знай: я даже приведению сумею ноги вырвать и спички вставить. Понял или мне написать? Интересно, о каком таком предложении этот старый лис хочет со мной поговорить. На кафе больше никто не покушается после того, как Бройлера посадили. Ну, через пару часов узнаю».
 
Весёлым свистом чайник  оповестил, что Сара уже может заваривать кофе, что она и сделала прямо в чашке. Отпила глоток и продолжила мысленно разговаривать с Яшей.
  «Как хорошо, что эта почта такая быстрая. Села, мысленно написала тебе письмо, и оно тут же дошло до адресата. Может, когда-нибудь и будет такая почта, чтобы не ждать неделями эти письма. У Арика уже такой телефон появился: он может отовсюду, с любого места меня набрать. Даже из туалета: шнур тянуть не надо. Не веришь? Зря! Но я что-то боюсь этих телефонов. Хоть чувствую, что его надо купить и мне. Мобильный телефон – это правильная вещь, когда твои близкие уезжают так далеко... Сволочи! Где у них сердце? Бабушку оставить без внука! Как я буду жить без этого мальчика, Яша?»
 
На кухню вышла Лея. Она расцвела ещё больше: правильно говорят: беременность красит женщину. Перед Сарой стояла настоящая красавица: длинные рыжие волосы были аккуратно заплетены в косу, глаза стали ещё более зелёного цвета, губы можно было не красить помадой, как, впрочем, и ресницы.
Глядя на неё, Сара подумала:
 
«Говорили, что её прабабушка была красавицей. Спасибо, Господи, она такая счастливая! Знаешь, Яша, я тебе так скажу: чтобы быть счастливой, много ума не надо. В неё верил только ты. Даже я иногда теряла эту веру, когда все соседи говорили: «Вы, пани Сара, такая умница, Яша у вас вообще вундеркинд, Арик получился хорошим, а вот ваша Лея…» Мне было так больно, Господи! И стыдно… Почему мне было стыдно, если это моя девочка? Сейчас мне стыдно за то «стыдно», но сейчас уже стыдно перед собой…Надо верить в своих детей, Яшенька. Так верить, как умел только ты… »
–  Доброе утро, мамочка! – сказала Лея и поцеловала Сару.
–  Доця, ты уже встала? Как ты себя чувствуешь?
–  Мамочка, прекрасно я себя чувствую! Юры нет ещё? Я так скучаю за ним…
– Это хорошо, Лея. Одевайся, ждём товарища Ленивкера и идём к нотариусу. Сегодня год папе.
–  Я знаю. Мама, а папа больше не приходит к тебе?
–  Редко, Лея. Очень редко… И я его почти не вижу.
–  Какое у нас сегодня меню? Заказов много? 
–  Полный комплект, доця. Кацман молодец, что ни говори. Знаешь, я вспоминаю тот день, когда он ещё лежал в больнице, мы с тобой пошли в «Кабачок», чтобы убраться, а там вывеска новая… Он, лёжа в больнице, с инфарктом, прислал мастера…
–  Это папа придумал новое название «Кабачка»?
–  Да, доця. Но помни: об этом никому ни слова.
–  О, Юра пришёл! –  воскликнула Лея, услышав, как поворачивается ключ в замочной скважине, и бросилась встречать мужа.
 
«Если бы не отъезд Арика, я была бы вполне себе счастлива … Яша, скажи, как смириться? Как отпустить? Они на меня и так волком смотрят… Говорят, что вмешиваюсь в чужую семью. Эта Галя, когда приехала из Израиловки, так мне и заявила: «Сарочка, я вам дам совет: не заходите на территорию чужой семьи, там вас не ждут!» Азохн вэй, Яша!  Разве мне чужая эта семья? По-моему, ей там понравилось! Правда сказала: «Знаете, Сарочка, Израиль – прекрасная страна! Если бы не столько евреев, собранных в одном месте…» Всё, надо жарить яйца», – подумала Сара и в этот момент на кухне появился Юра.
За этот год очень изменился. Ну, во-первых, его повысили в звании. «Капитан милиции» –  звучит гордо, согласитесь. После того случая с Бройлером его представили к награде, дали повышение, и Сара вместе с Леей были на торжественном вручении. Он изменился даже внешне: перестал быть дохлым пацаном, стал вполне себе упитанным и очень симпатичным мужчиной.
–  Мама Сара, доброе утро! – радостно сказал Юра и обнял Сару.
–  Доброе, Юрочка. Давай, завтракай быстро, нам в десять надо быть у нотариуса. Сегодня год, как папы нет… Ах, Юрочка, если бы ты знал Яшеньку, ты бы с ним подружился!  Он умел дружить со всеми...
–  Такое чувство, что я его знаю! Если и у нас родится мальчик, мы тоже назовём его Яша!
–  Юрочка, простите, но одного Яши в семье предостаточно. Вы почти еврей, поэтому должны знать, что у нас, евреев, в одной семье называют детей в честь умерших, но не дают одинаковые имена. А наш маленький Яшенька живой и здоровенький, слава Богу! И если родится девочка, не вздумайте назвать её Сарой! Всё, кушайте спокойно!
Сара пошла к телефону, набрала номер «Кабачка».
–  Алё, Марк Моисеевич, вы уже там? А эти халамидники тоже там? Шмулик трезвый, или как всегда? А Фира там?
–  Сара Абрамовна, всё в порядке. Фира здесь, считает. Ребята уже у плиты, столики все на обед заказаны. Вы с Леей будете? Мы не справимся в обед.
–  Марк Моисеевич, сегодня у нас Йорцайт. Яшеньке год. Мы к нотариусу, потом сразу подъедем. На вечер столик нам оставьте, посидим семьёй, Яшеньку вспомним.
–  Оставлю, Сара Абрамовна. Не переживайте, всё сделаем.
–  Спасибо, пан Кацман.
 
Пока Лея приводила себя в порядок и кормила мужа завтраком, Сара сидела в своей комнате и продолжала мысленно разговаривать с Яшей. Она всегда с ним разговаривала: и когда он приходил, и когда он не приходил. Для того, чтобы поговорить с человеком, как оказалось, совсем не обязательно его живое присутствие рядом…
 
«Яша, знаешь, я тебе так скажу: если бы не этот Кацман, я бы ей Богу сошла с ума.. Он, конечно человек сложный, у него одно его мнение и только оно правильно, но он человек дела. Кстати, ему вернули вазу в целости и сохранности, со всеми камешками. И ты таки был прав, эти камешки оказались полной фигнёй. Подделка! Стекляшки! Но это его спасло, я тебе скажу. Кто будет разбираться с человеком, который просто так решил украсить и без того красивую вазу простым стеклярусом? Бройлер тоже молчал, как обделанный, потому что если бы он заговорил, потянули бы этого Бздюка, а Бздюк бы сдал Кацмана. Но выяснилась ещё одна интересная деталь: телефонный провод подрезал угадай, кто? Этот идиЁт Шмулик. Каким-то образом Бройлер вышел на него и тот сообщил, что у нас свадьба. Он продал нас за деньги, Яша! И Бройлер именно на этот день назначил операцию «Ваза»! Да что я тебе рассказываю, когда ты уже давно всё это знаешь… Просто сегодня такой день… Нет, я не уволила Шмулика –пожалела Рохл. И Арик уговорил, если честно. А Бздюк зря радовался: рухнул очередной банк, и там, в ячейке, лежали все его драгоценности. Они пополнили дырявый государственный бюджет. Его туда даже не пустили! Где он сам? Угадай с трёх раз. Он где-то рядом с тобой, Яша. Сердце не выдержало такой тяжёлой утраты. Если ты его случайно встретишь, набей морду. Ну, если сможешь, конечно. И скажи там, наверху, чтобы в Рай его не пускали.
 
Что насчёт Доры? Дора уехала к себе в Америку и теперь она работает тамадой на свадьбах. Как это, кому нужна такая тамада? Там, в Америке, часто женятся русские пенсионеры, вот у них Дора и ведёт свадьбы. И ты знаешь, она таки пользуется спросом! Но, самое интересное, я тебе не успела сказать: Дора немножко вышла замуж! Да, нашёлся один Поцик. Я не ругаюсь, Яша! У него такая фамилия: Поцик. Уж не знаю, за что ему досталась такая фамилия и чем его предки заслужили её, но всю жизнь жить с такой фамилией – это настоящий цорес. Почему немножко? Потому что Дора мне по секрету сказала, что пипеточка слабовата... Ну, знаешь, семьдесят пять –  очень приличный возраст. Да не Доре семьдесят пять, а этому, Поцику. Ты представляешь, наша Дора там стала нарасхват! И она совсем прилично поёт. Она звонит мне часто… Мы с ней тебя вспоминаем…
 
Кстати, название нашего «Кабачка» всем очень нравится! «Кабачок 13 нахес»! И все влюблённые назначают свидания именно у нас: говорят, что слово «нахес» делает своё дело! А скажи мне, кто не хочет быть счастливым посреди всеобщего цореса!»
 
–  Мамочка, мы готовы! Арик уже подъехал и ждёт возле подъезда! – позвала Лея.

«Всё, Яшенька, нужно ехать к Фельдману. Я всем сердцем чувствую, что ты получаешь эти мои «письма». Сидишь где-то далеко-далеко, читаешь... Жаль, ответить не можешь. Приходи, Яша! Не оставляй свою Сару, очень тебя прошу. Всё! Обнимаю тебя крепко! Твоя Сара»…


Продолжение: http://proza.ru/2022/02/08/1883