Тайнs усадьбы Дубровицы. Вайскуле. 7. Крах

Наталья Банецкая
    Предыдущая часть http://proza.ru/2022/02/03/796

 Поздно ночью на первом этаже раздался стук в кабинете, похоже вернулся муж. Как быстро улетучилось ощущение счастья и безмятежности.  Она уже спускалась по лестнице, как услышала резкий хлопок входной двери.
- Ушел? Странно.
Она спустилась вниз, вышла на крыльцо. Козьма стоял на крыльце одетый как всегда в тёмно-зелёный кафтан, застегнутый под левой рукой на пять крючков и подпоясанный черкесским ремнем. Он озадаченно сдвинул плотно сидящую шапку на лоб.
-Ускакал барин. Взъерошенный такой, не случилось ли чего?
- Я думаю он завтра утром  вернется, - отметая свои худшие ожидания, сказала Дора и вернулась в гостиную зябко кутаясь в шотландскую клетчатую шаль.
   Утром гувернантка после завтрака собрала детей на утреннюю прогулку. Когда они ушли, вошла Степанида, которая теперь по совместительству ведала еще и запасами кладовой.
- Барыня, деньги на продукты выдайте, совсем пусто в кладовке. Детям я кашу приготовила, размазню, как они любят, а если барин вернется, так его и кормить не чем. Я бы в деревню сходила, купила бы чего.
Дора поднялась и пошла в кабинет мужа. Ящики бюро были открыты, даже потайной ящичек валялся на полу - денег не было. Вся выручка за сезон, все оброчные и все сбережения исчезли. Она прошла в свой будуар, но и там в ящике её стола денег не было- ни полушки. Она открыла свой сундучок. Он был пуст. Исчезли все броши, кольца, ожерелья- всё.

- Какой ужас, что он думает, ведь продуктов совсем не осталось. Немного постояв, она вернулась в гостиную и улыбаясь сказала:
- Муж оставил письмо, что все закупит сам, приедет с продуктами к вечеру. И обещал купить всю сдобу в булочной.
- Да разве там так испекут как я? У них вон калачи и сайки ваксой и свечами пахнут, потому что в лавке рядом лежат, разве это можно?
- Ты ведь хотела к матери в деревню сходить, - все так же улыбаясь  выдавила Дора (бог знает, чего ей стоила эта улыбка), -ты говорила, что больна она.
- Да, расхворалась совсем.
- Ну так иди, я тебе выходной до утра даю. А вечером мы чаю попьем.
Степанида вынула свои красные натруженные руки из-под фартука, сложила их на груди.
- Вот спасибо, барыня. Дай вам бог здоровья. Я тут кашу на тумбу в супнице на поднос поставлю. Укутала её чтобы не остыла, - и с этими словами она быстро вышла из гостиной, очевидно, опасаясь, что передумает барыня. 
    Дети вернулись с прогулки и сразу запросили есть. Гувернантка о чем -то говорила и говорила без умолку, Дора её совсем не слушала, усаживая детей за стол. Наконец гувернантка, выщебетав всю информацию,  ушла, довольная тем, что её тоже отпустили до утра. Дора взяла супницу погрузила в нее серебряный половник и пошла к столу. В этот момент дверь широко открылась и в гостиную ввалился явно не трезвый муж. Толкнул Дору, переступил через разлитую на пол кашу и шатаясь прошел к кабинету.  Дора посмотрела в голодные глаза детей, полные слез.
- Ничего, милые мои мы сейчас в котят играть будем, да?
И она опустилась на колени и стала слизывать с пола теплое варево, поглядывая на детей. Дети, минутку назад готовые расплакаться, со смехом стали лизывать кашу с пола.
   А муж стоял и тупо смотрел на это.  В его душе поднялась злоба на этот мир, на свои сегодняшние неудачи и невозможность их решить. Он рывком открыл дверь кабинета, и через минуту в соседней комнате раздался стук выдвигаемых ящиков, падающих стульев, у мужа явно были не лады с координацией. Дора села и прислонилась к теплой печи, голова её плыла, посмотрев на детей, облизывающих варево с пола, она оставила их за этим занятием и прошла в кабинет. Интересно, что ей скажет муж. В доме нет ни крупинки - бочка рыжиков, соленые огурцы и солонина   – не пища для детей. Она открыла дверь. В этот момент муж повернулся к ней, коротко взглянул на неё и выстрелил себе прямо в сердце, рухнув навзничь. Комната поплыла перед её глазами.  Дора упала на его спину обняла за плечи и потеряла сознание.
Очнулась она оттого, что её трясла за плечо гувернантка Софья Карловна, нанятая что бы обучать старшего Пашеньку и гулять с малышами под присмотром нянек.
- Барыня, барыня, почему фсе лежат на полу? Так не можно.
Она поднялась на локте, осмотрелась. Дети посапывали рядом, а она лежала на фраке мужа.
- Ах, заигрались. В охотников играли, в засаде сидели, - сказала она первое, что пришло ей в голову, недоуменно озираясь.
- Я сейчас умою детей, и мы пойдем гулять, вернемся к завтраку, карошо?
Мадам Софья Карловна растолкала детей и взяв подмышки двух младших повела их к умывальнику, прикрыв за собой дверь, в которую просочился запах свежей выпечки и парного молока.
- Приснилось что ли? И  что я со вчерашнего дня так лежу?  -думала Дора, растерянно сидя на полу. Она подняла с пола фрак мужа, в рукавах которого безжизненно болталась окровавленная рубашка. На полу под фраком лежал пистолет и окровавленная пуля. Она вдруг ясно посекундно вспомнила события вчерашнего дня и сон, который ей снился: лес, по лесу за Вадимом едут на крутых джипах братки, освещая фарами его силуэт, с другой стороны, перебежками в полной экипировке и неизменных балаклавах передвигается между деревьями спецназ. Он останавливается в свете фар. Бежать не куда. Он поворачивается, смотрит в глаза Доре.
- Прости, -он стреляет себе в сердце и падает навзничь. К его без жизненному телу подходит яркая блондинка в красной кожаной юбке и ставит ногу на его шею.  Занавес.
- Что? Что это было? Видение или реальность из другой жизни? - в голове всплывает фраза, сказанная лесничихой: «От судьбы не уйдешь ни по одной оси координат».



   В гостиной послышались тяжелые шаги Степаниды. Дора торопливо свернула одежду мужа и спрятала её  за креслом.
- Барыня, я тут на мельницу зашла, продуктов у мельника взаймы взяла. Барин ведь не возвращался.
- Не возвращался? - переспросила Дора.
- Козьма сказал, что он ускакал куда-то так и не вернулся.
Она закрыла дверь и тяжело ступая направилась к выходу. Дора перепрятала вещи мужа в сундук, заперла на ключ. Глянула на себя в зеркало. На неё смотрело чужое, постаревшее лет на десять лицо. Даже служанке ей было трудно сознаться, что у неё нет денег, чтобы расплатиться за продукты. Что делать?
Откуда взять деньги?  Она прошла в гардероб и судорожно стала выворачивать карманы одежды- ничего.
- Должно же быть хоть что-нибудь. Нет.  На её платье была приколота золотая брошь.Она ощупала её дрожащими руками.
- Сколько можно выручить за неё, и кто её здесь может купить? Что еще можно продать? Надо дотянуть до конца месяца, - мысли скакали в её голове и она никак не могла сосредрточится, -в  первых числах платят квартиранты. Ах, о чем это я? Певица не заплатит. Я в прошлом месяце сказала об этом мужу, так он только рассмеялся, сказал, что все уладит сам. А доктор, почти все что он платит за аренду, я отдаю в оплату гувернантке и няньке.
   Ей даже в голову не пришло, что можно продать такой ходовой товар, как мужики и бабы её деревни или увеличить сверх меры выплаченный уже оброк. Где-то внутри зацарапался страх. Она совсем одна в этом мире. Соломенная вдова. Одна с тремя детьми на руках.

   Дора вспомнила, что закрыла на ключ сундук, там вещи Вадима, может там есть какие-то деньги. Она бросилась к сундуку, открыла крышку- пусто во всех карманах.Денег нет. Дора села на пол.
- Похоже я просто схожу с ума, -подумала она.
    Буквально через час к крыльцу подкатила богатая карета. По каким-то причинам этот визит привел Дору в необычайное смятение. Ей казалось, что вот-вот случится, что-то очень нехорошее. Степанида постучалась в комнату.
- Там к вам приехали, Козьма просил вас позвать.
-Козьма?
- Да, Козьма. Да здоровы ли вы барыня? На вас лица нет. Козьма, вас просит выйти, там господин какой-то приехал. Вас требует.
- Меня? – переспросила Дора.
- Вас. Сказать, что вы больны?
- Нет, я сейчас выйду.
  Перед ней стояла карета на облучке вместо кучера сидел франтоватый господин в лоснящемся на солнцк цилинтре, по виду служащий или клерк.По лицу Доры пробежала тень неминуемой беды.
-Я намерен вам сообщить, что ваш муж проиграл две недели назад в карты ваше имение и две деревни. В подтверждение погашения карточного долга составлена купчая на всю недвижимость и всех ваших крестьян.
Для Доры это было как гром среди ясного неба.
- Мы должны составить опись передаваемого имущества.
- Ну что ж должны так должны,- мрачно сказала Дора, накинув дрожащими руками шаль на плечи.
Весь день они составляли документ, по которому Дора лишалась почти всего.
К её удивлению,конюшни и  те два дома, которые стояли на берегу,  в списке не оказались.
- Ну хоть  крыша над над головой есть.
Когда нежеланный гость уехал, известив Дору, что на днях приедет новый хозяин и ей надо будет определиться, когда она сможет передать имущество.
- И необходимо, чтобы ваш муж тоже был на месте.
- Час от часу не легче,мне бы тоже хотелось понять, где мой муж, - и тут же блестнула спасительная ниточка, -  всвязи с отсутствием владельца может мне удастся его упросить как-то отсрочить выселение , хотя бы до сбора урожая.

Продолжение http://proza.ru/2022/02/18/533