23. 25 Пушкин Ну времена, ну... и нравы Россет и Н

Поль Читальский
Ну времена, ну...и нравы

А. Россет и Николай-1

Можно найти легион почитателей сакральной чистоты жены Пушкина  - Натальи Николаевны. Можно найти легион верящих в сакральную святость и благочестие монархов, особо Никса-1 …

Давайте посмотрим на нравы высшего света на примере такой известной его персоны как А.О. Россети  (Россет по-русски и Смирновой по мужу)

Испытательный полет №1 — развратный отчим

Александра Россет — подросток. В эту самую сложную для формирования личности пору она столкнулась с не детским испытанием: ей пришлось защищать себя от похоти отчима. Он поначалу долго приглядывался к падчерице, стал уделять ей всё больше внимания. Затем, если они оставались наедине, взял привычку усаживать к себе на колени, якобы угощая конфетами, и распускал руки. Мать, добровольная раба его, отказывалась верить словам и жалобам. Сашеньку Россет защищала только престарелая няня, швейцарская немка. Арнольди возненавидел её и  выжил из семьи. Ребенок остался один на один с этим животным. В те времена Александра Осиповна узнала настоящий страх. Приближающийся стук его протеза в доме предупреждал об опасности. Она убегала к кому-нибудь из старших домочадцев. Но училась и резко отстаивать себя перед ним тоже. Мужественность, твёрдость её характера вырабатывались именно тогда. Но детство было искалечено.

 Автор акварели – Георгий Митрейтер, 1820-е

 Автор акварели – Александр Брюллов, начало 1830-х годов

Испытание №2 — расследование родословной

К 1826 году, когда Александра Осиповна закончила институт, она окончательно осиротела, потеряв мать и любимую бабушку. Но к этому времени ее судьбу решила императрица Мария Федоровна, назначив 17-летнюю сироту своей фрейлиной. Но не сразу ... По официальной версии, Великая княгиня наотрез отказалась от такой фрейлины в связи с ее неизвестным происхождением.  Репутации юной выпускницы, в связи с желанием Марии Федоровны определить ее к младшей невестке Елене Павловне, был нанесен чувствительный удар. Но причина могла крыться в другом - Россет училась на средства из личного фонда великого князя Михаила Павловича, и его повышенный интерес к своей подопечной мог вызвать личную неприязнь жены, тем более, что ситуация породила массу сплетен. Произошло унизительное для Александры Осиповны расследование о ее предках, закончившееся для нее благополучно: «Мария Федоровна велела навести справки в Одессе. Ответ был, что шевалье де Россет умер от чумы и что он был в чине бригадира. Эта справка шла месяц, после которого меня взяли во дворец». Она была определена в штат: сперва фрейлиной к вдовствующей императрице, а затем к молодой супруге Николая I - Александре Федоровне. Выходит, что конфликтная ситуация, произошедшая с Еленой Павловной, сыграла «на руку» Александре Осиповне, поскольку открылась возможность стать фрейлиной Императрицы.
Ее “фрейлинская келия”, как выразился И. Аксаков, на четвертом этаже Зимнего дворца скоро превратилась в своеобразный изысканный салон, который посещали лучшие умы России.
 
Автор акварели – Николай Алексеев, 1844 г

Александра Осиповна начала служить фрейлиной: сначала при вдовствующей Императрице Марии Фёдоровне, а затем при Александре Фёдоровне. Служба, обязанности фрейлины многообразны и часто суетны: она - и дама, сопровождающая на церемониях и празднествах, и дежурная в покоях, и камеристка, и служанка, и чтица и многое, многое другое. Россет получила шифр фрейлины на платье в тысяча восемьсот двадцать шестом году. Это был год казни декабристов. И тогда же 17-летняя девушка не побоялась впервые хлопотать перед Императором Николаем Павловичем, которого всю свою жизнь до самого конца искренне уважала. Она выхлопотала смягчение участи своего дяди Николая Ивановича Лорера, видного участника движения декабристов. Тот был сослан в Забайкалье.
Вместе с тем переезд во дворец сулил юной сироте известные опасности. В ту пору сложилось и определенное общественное мнение на этот счет. Например, П. Вяземский в 1827 г писал жене о том, с какой тревогой восприняло московское семейство Урусовых распоряжение поселить их дочь Софью, назначенную фрейлиной, во дворце. Все семейство предалось грусти, московские кумушки безустанно судачили, но не исполнить распоряжения было нельзя.
***
 Автор картины – Фома Винтергальтер, 1837, Париж

Испытание №3 — блудуар императора

Заострим внимание на том, что известно об отношениях Николая I и Смирновой. С позиции фрейлины в мемуарах освещены разные политические события: переговоры Николая I с Киселевым о крестьянах, события в Польше, объявления войны с Турцией и др. Она даже стала очевидицей того, как царь узнал о казни декабристов. Смирновой описаны ключевые события в жизни царской семьи: смерть Императрицы Марии Федоровны, свадеб, крещений и т.д. Мы узнаем многие подробности жизни царской семьи, часто, обыденные: проведение обедов, ужинов, балов.
Александра Осиповна, несомненно, приобрела в покоях Зимнего дворца удручающий и отрезвляющий опыт. И. С. Аксаков, подружившийся с Александрой Осиповной в 1840-е годы, писал отцу: “Я не верю никаким клеветам на ее счет, но от нее иногда веет атмосферою разврата, посреди которого она жила. Она показывала мне свой портфель, где лежат письма, начиная от государя до всех почти известностей включительно. Есть такие письма, писанные к ней чуть ли не тогда, когда она была еще фрейлиной, которые она даже посовестилась читать вслух... Столько мерзостей и непристойностей. Много рассказывала про всех своих знакомых, про Петербург, об их образе жизни, и толковала про их гнусный разврат и подлую жизнь таким равнодушным тоном привычки, не возмущаясь этим. В воспоминаниях Смирновой есть детали, свидетельствующие о ее весьма фамильярных отношениях с императором, хотя она предпочитала на этот счет не откровенничать.
Николай Палыч был «мужик что надо» - еще бабка Екатрин-2 его достоинствами восхищалась сразу после родов внучика…  Недаром он Палыч хотя и не похожий на двух старший братьев — Сашу и Костю...

В целом, отношения Александры Осиповны с царской семьей, благодарность и преданность которой она пронесла через всю жизнь, сложились благополучно. Ее любили дочери царя - Мария, Ольга и рано умершая Александра. В детском возрасте Ольга дала Александре Осиповне прозвище «черненькая», закрепившееся за ней надолго. К помощи старшей - Марии Николаевны, ведавшей вопросами литературы и искусства, она и обращалась в хлопотах за Гоголя, художника А. Иванова и других деятелей искусства, затронутых «николаевской цензурой». В 1840 г младшую дочь Александры Осиповны, Нади, крестили вел. кн. Михаил Павлович и вел. кн. Александра Николаевна, что известно из письма Смирновой к Ростопчиной. Она могла негативно отзываться о высшем обществе, осуждать их развращенные нравы, но при этом оправдывать Николая I и всю императорскую семью, идеализируя их личности.
В одном из писем Гоголю она писала: «Каждый из нас был бы во сто крат хуже, если бы его так систематически и столько лет окружали льстецы и подлецы и не допускали никогда истины…». Даже когда ей что-то не нравилось в их поведении, она старалась этого не замечать. Например, в разговорах с Николаем I: «Я хотела продолжить разговор, но он повернул на старые шутки. Пусть не мое перо их передает, я его слишком люблю».

Как отмечают исследователи, у Николая I с Россет были весьма короткие отношения, что может свидетельствовать о простоте и грубоватости нравов той эпохи и не очень четком соблюдении этикета. Мемуаристка рассказывает некоторые эпизоды своей жизни, связанные с императором и иллюстрирующие ту «интимность без равенства», о которой писала А.Ф. Тютчева. «Фрейлины. Они не девицы и не женщины, род холостых вдовушек, juste milieu между невинностью и опытностью», - писал Вяземский. Настораживает и размер денежного пособия, выданного фрейлине Россет в качестве приданого. 5 октября 1831 г. Николай I подписал секретный указ кабинету о выдаче «фрейлине государыни императрицы Александре Россетти на приданое 12 тысяч рублей». Обыкновенно, размер приданого не превышал трех тысяч рублей.
Но границы благосклонности Николая I к Россет остаются неясными. В своих мемуарах она лишь однажды упомянула, как император неожиданно вошел в ее комнату, где та переобувалась, промочив ноги, и одобрительно отозвался о красоте ее ножек. Откровенных высказываний об отношениях государя и его жены, которым она была предана, Россет в мемуарах не допускала. О характере отношений с императором говорит и тот случай, когда Александра Осиповна не побоялась обратиться к нему с личной просьбой о смягчении участи одного из декабристов - ее дяди по линии матери, Н.И. Лорера.
***
Появление Александры Осиповны в большом свете вызвало всеобщий интерес, и на какое-то время все стали, как писал Вяземский “военнопленными красавицы”, хотя ей не было свойственно банальное кокетство и она всегда держалась независимо и даже чуть дерзко - “придворных витязей гроза”. Красотой своей она выделялась даже на тогдашнем “звездном” фоне. “Кто хвалил ее черные глаза, - вспоминал П. Вяземский, - иногда улыбающиеся, иногда огнестрельные; кто- стройное и маленькое ушко, эту аристократическую женскую примету, как ручка и как ножка; кто любовался ее красивою и своеобразною миловидностью...(...)

В то самое время расцвела в Петербурге одна девица, и все мы, более или менее, были военнопленными красавицы… Кто-то из нас прозвал южную черноокую девицу Донна Соль, главною действующею личностью испанской драмы Гюго. Жуковский, который часто любил облекать поэтическую мысль выражением шуточным и удачно пошлым, прозвал её «небесным дьяволёнком». Кто хвалил её чёрные глаза, иногда улыбающиеся, иногда огнестрельные; кто – стройное и маленькое ушко, эту аристократическую женскую примету, как ручка и как ножка; кто любовался её красивою и своеобразною миловидностью. Иной готов был, глядя на неё, вспомнить старые, вовсе незвучные стихи Востокова и воскликнуть:

 «О, какая гармонИя   
В редкий сей ансамбль влита»!

***
Вяземский язвил: « Каждый смотрел на неё со своей точки зрения: Пушкин увлекался прелестью и умом её, врач С. исправностью её желудка...».

Заметим: князь Вяземский вольно или невольно (из духа соперничества) смещает акценты. Для Пушкина Россет прежде всего была ценна своим умом и литературным вкусом. А вот для Вяземского – именно прелестью …  И тут содержится намек на опыт Александры…  Ну  не дрянь ли это князь … Вяземский…

***

Бонус

Автор акварели – Петр Соколов, 1835 год
Михаил Лермонтов «А. О. Смирновой» в 1840-ом   еще не роковом

В простосердечии невежды
Короче знать вас я желал,
Но эти сладкие надежды
Теперь я вовсе потерял.

Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу;
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.
Что ж делать?.. Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано...
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно…

Александр Пушкин, «Мадригал А.О. Россет» или  ироническое Пушкинское:

Черноокая Россетти*
В самовластностной красоте
Все сердца пленила эти
Те, те, те и те, те, те.

(*Россети – старинное произношение фамилии на итальянский лад. Александра Осиповна была по-южному смугла, и ее звали то испанкой, то итальянкой)
Рисунок Александра Пушкина

Женатый Александр Пушкин в 1832 г написал Донне Соль «В тревоге пестрой»:

В тревоге пестрой и бесплодной
Большого света и двора.
Я сохранила взгляд холодный,
Простое сердце, ум свободный,
И правды пламень благородный.
И как дитя, была добра;
Смеялась над толпою вздорной,
Судила здраво и светло.
И шутки злости, самой черной,
Писала прямо набело…

Стихотворение Петра Вяземского с комплиментами

Но… житиё  брал своё….

 Фотография конца 1860-х годов. Родилась Смирнова-Россет 6 марта 1809-го, значит ей здесь уже к шестидесяти…

 Автограф стихотворения Алексея Толстого «Колокольчики», подаренного им Александре Ос

***
merci beaucoup pour votre attention