23. 23. Пушкин и Гоголь. Ссора в 1836

Поль Читальский
РСЛ. АСП и Гоголь = была ли ссора в 1836

Была.
И вот ее фабула и сюжет.

История проста, абсолютно русская по доминанте психотипов ее героев и она такова:

О) отправная точка базара - перрон вокзала @Sortir@  у подножья одногорбого Парнаса Великой русской равнины  (равнины колонизации русами  общностей пришлых понаехавших восточных славян (полян, древлян да кривичей etc) и аборигенов (чуди, весы, мерян, мурома и … их легион))
= в одной статье из сб. «Арабески» Гоголь выкроил и пришил своему божку Пушкину  всероссийский ярлык:
Пушкин - чрезвычайное  и даже единственное(м.б.)  явление русского духа
Как говорится = здесь что-то русью пахнет… Это было явной тронизацией и началом мифологизации, обожения и сакрализации поэт-человека Пушкина.
Платить за эту аферу было нужно … кому-то…
Формула «Кто виноват Пушкин!» тут просто не работала …
Платить пришлось автору – Кольке Гоголю с его погонялом «Таинственный карл», с его мертвой душой и легендарным ликом, в его Шинели и с его Носом.

1)  Белинский (исходное родовая фамилия – Белынский от родового рязанского монастырского села Белынь), устав ждать от поэта новых виршей  объявил – Пушкин-поэт обмер, трон свободен и на него д.б. посажен … Коля Гоголь… 
Шок и пробка в потолок! Уж кого–кого, а этого комика (как себя НВГ сам и величал!)  АСП на своем цеховом троне никак не ожидал и явно осерчал… 

 2) В ответ истинный гений словесности и мысли о Сущем и Смерти, никогда не прощавший обид и имевший на них бук-кондуит,  написал свой полиморфный «Памятник», а в 1836 (?) демон-стративно не пришел провожать убегавшего без шинели коллегу Колю из тронного зала за рубеж

3) В свой ответ мстительный и злой Нос, который до этого титуловал Пушкина чрезвычайным  и даже единственным (м.б.)  явлением русского духа (в статье 1832-35 г),  затаил кровную обиду комика Зеленского и позже, преодолев в себе Пушкина, достал из кармана стосковавшийся в изгнании кукиш и в статье 1846 года «Выбранные места из переписки с друзьями» отомстил убиенному на юбилей их личной драки  = заявил, что Пушкин собою лишь только показал что такое сам поэт – и ничего более!  Ничего!

Ни о каком уже русском духе от хохла уже не веяло. НВГ лишил АСП ореола высоконравственного русского святого, духоносца и уникума.

Ярлыки Коля в раже заискивания пришил, но потом сам же и отпорол – Коля был злой и далеко не веселый комик…
 
И вот ведь какая попутно петрушка с чесноком: к моменту, когда Белинский объявил Пушкина живым трупом в поэтическом цеху и заявил о конкурсе на занятие свободного по его мнению трона зала Русского Парнаса, никакого писателя Гоголя Российская Империя не знала (ее народ и вообще-то мало что и кого знал… на лист-фиги оно ему, бесноватому): из статьи  Глов Саша "Псевдонимы Гоголя":  <…Очевиден факт, что до определенного момента Гоголь не только не захотел подписывать своим настоящим именем ни одного художественного произведения, но и сделал все чтобы об его авторстве знало как можно меньше людей. Впервые его имя появилось в печати под объявлением «Об издании истории Малороссийских казаков» («Северная пчела», 1834, № 24 от 30 января). Далее, как известно им было опубликован целый ряд статей на исторические темы, под которыми неизменно появлялась его фамилия. … Кстати, здесь выявляется широко распространенное заблуждение, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» сделали имя Гоголя известным. Действительно, книга с самого начала стала чрезвычайно популярна, однако автор, скрывшись за литературной маской издателя «пасичника Рудого Панька» >. Поэтому, узнав о кандидатуре Виссариона Неистовича, цеховики замерли в недоумении = а кто это такой Коля Гоголь… и стали просить ВГБ налить такой же кальвы…

Но в статье об истории пушкинского мифа в мракобесии русской исключительно мысли  и последующей бурной не сакрализацией поэт-человека Пушкина мы о роли в ней Гоголя поговорим обстоятельно

Добавка :

Но еще до этой детронизации Гоголь о Пушкине в Театральном разъезде устами Литератора - 1842:
Я это им всем докажу, докажу математически, как дважды два. Просто друзья и приятели захвалили его не в меру, так вот он уж теперь, чай, думает о себе, что он чуть-чуть не Шекспир. У нас всегда приятели захвалят. Вот, например, и Пушкин. Отчего вся Россия теперь говорит о нем? Всё приятели кричали, кричали, а потом вслед за ними и вся Россия стала кричать.

Вот вам, фратенька, и Юрьев День