***

Анатолий Шульга
 РОЯЛИ/ПИАНИНО БССР

   Один из моих хороших знакомых в 90-х годах сделал большие деньги в БССР за счёт того, о чём мы и не догадывались.  Он со своим  «панорамным» умом,  работая в Минске в эпоху «перестройки» на радиозаводе «Горизонт» после окончания местного политеха,  понял и применил свои мозги для работы на себя, а не на постройку коммунизьма.

В СССР производилась масса музыкальных инструментов — как духовых, так и прочих пианино/роялей, дудок, скрипок. Естественно, эта продукция применялась в музшколах, училищах и худсамодеятельности районно/областного масштаба и измерения.
Посему о качестве можно судить по фразе Бывалова из к/ф «Волга/Волга» - «примите у них этот брак и выдайте им  другой»
 Естественно, уважающие себя музыканты  никогда не работали на отечественных роялях, пианино и прочих гобоях с контрфаготами. Тудно представить С.Рихтера за клавишами концертного рояля завода «Красный Октябрь».
Уж если не было денег, то хоть пианино от Чехословакии или ГДР.

И вот Влад (войдя в бизнес со своими друзьями) стал в больших количествах закупать за валюту (это волшебное слово в СССР)  эти деревяшки сразу на фабрике  для Запада. Инструменты не собирали из-за скверного лака, а вывозили в ящиках в разобранном виде. В Германии полученные дощечки настоящие мастера тщательно перебирали и резонансные оставляли для настоящих инструментов.  Металлические части советских роялей сразу отдавали в металлолом.
  Посему включаю в свой  обзор и историю  изготовления музинструментов в БССР.

Рояли/пианино фабрики в Беларуси.
 Производство основано на  на базе мебельного цеха лесокомбината имени Молотова в 1935 году в Минской области в г. Борисов по адресу ул. 30 лет, д. 36. В годы расцвета на фабрике работало около 2700 человек и производили около 22 000 инструментов в год. Рояли/пианино «Беларусь» пользовались спросом в более чем 20 странах, так как при скверном качестве они были очень дешёвыми.
Помимо пианино на фабрике производили игрушки, цимбалы, мебель, двери, строительные материалы и гитары.
 Изделия под названием «фабрика им. Молотова» можно встретить и сейчас.
Они были черными, габаритными и имели открытый вирбельбанк (это когда рама не закрывала и его и было видно). Следующая модель была схожа с изделием  «фабрика им. Молотова», но имела название «Беларусь», была черной, имела закрытый вирбельбанк и  изогнутые ножки.

Модель Б-7 являлась самой массовой и выпускалась около 30 лет.
 Существуют даже малогабаритные пианино «Беларусь», но у них такие же проблемы из-за некачественной сборки. Однако потихоньку нашлись и приступили к работе на фабрике даже настоящие мастера, умевшие отбирать настоящую резонансную ель из огромного количества лесопило-материала, которое шло на инструменты для самодеятельных, колхозных и даже районных очагов культуры.
  Однако для экспорта фабрика использовала такие названия, как: «Holstein», «Sсhubert», «Belarus», «Irmbach», «Forte», «Wieller».
За работу  «с экспортом» работягам выплачивали доппремию, халтура проскакивала значительно реже. 

 В 2000 году фабрика делала 1868 пианино в год, в 2002 году 688 единиц.В 2006 году  деятельность БПМИ была остановлена навсегда.
Прошло и это, как и непостроенный «...изьм»