Облёт Луны

Алексей Чугунов 2
   

          Облёт Луны

   Космические корабли 7К-Л1 совершили 7 беспилотных полетов. Подготовка каждого изделия на ТК проводилась под контролем моего заместителя Дементьева Е.В.
Всего по программе облета Луны на КК 7К-Л1 было проведено 13 пусков. Носителем Протон – 11 пусков и 2 пуска носителем Н1. Успешными оказались не все, а только пуски кораблей 7К-Л1 №9, 11, 12 и 14, которые получили названия: Зонд5, Зонд6, Зонд7, Зонд8.
Зонд5 -  Запущен 15.09.68- облет на удалении 1960 км с возвращением на Землю  18.09.68, с 2 черепашками на борту.
Зонд6 - Запущен 10.11.68- облет на удалении 5 км, фото Луны на удалении 9000 км с возвращением на Землю  14.11.68 при отказе парашютной системы и приземлением в 15 км от старта.
Зонд7 - Запущен 08.08.69- облет на удалении 1230 км, фотографии Луны и Земли с возвращением на Землю близ г. Кустанай 11.08.69.
Зонд8 - Запущен 20.10.70 с облетом Луны в 1200 км. Возвращение на Землю в Индийский океан 24.10.70 при баллистическом спуске.

   Программа облета Луны выполнялась в беспилотном варианте.
Руководство страны и отрасли не решались на пилотируемый облет Луны из-за голливудской версии полета американцев на Луну. (Время покажет, ступала ли нога американца на поверхность Луны.)
 
   Другая Советская программа по высадке ракетно-космического комплекса Н1-ЛЗ хронически отставала, а первые 2 пуска Н1, как и 2 последующие, закончились неудачей из-за недоработок в двигателях первой ступени носителя (двигатели НК-33).

   Лунная эпопея завершилась в период, когда главным конструктором ЦКБЭМ был Валентин Петрович Глушко, пришедший на предприятие сразу после снятия с должности В.П. Мишина в мае 1974 года. Известно, что в 1963 году Глушко не поддержал Королева в выборе кислорода и керосина для двигателей носителя Н1 и не принял его предложения на разработку двигателей первой ступени носителя Н1.
И как следствие этого непонимания, первое, что сделал Глушко на месте Королева, добился закрытия проекта Н1-ЛЗ (программа облета и посадки на Луну).

   Это было в июне 1974 года. Вот так закончилась пора личных и политических амбиций. И с этим закончилась 10-летняя работа страны, отрасли и многочисленных заводов и КБ.
Затраты при этом были гигантские. Что же "в сухом остатке"?
Во-первых, впервые в мире облет Луны кораблем 7К-Л1 с черепашками на борту.
Во-вторых, имеем отработку входа в атмосферу Земли со 2-ой космической.
В-третьих, создание и подтверждение уникальных возможностей ракетного разгонного блока Д-11С86.
В-четвертых, создание космического транспортного корабля 7К-Л1, который вскоре назовут 7К-ОК.

   Справедливости ради, следует сказать, что завод ЗЭМ изготавливал не только 7К-Л1 и ЛОК, но и ракетный разгонный блок 11С86. А среди военпредов нашей группы обеспечивал качественный контроль блока Д-11С86 военпред Валентин Иванович Панчев, на смену которому пришел военпред Борис Иванович Сыромятников.
Он тоже выпускник академии им.Ф.Э.Дзержинского. Освоился быстро. Обязанности руководителя участка сборки разгонных блоков 11С86 выполнял в течение более 25 лет, обеспечивая хорошее качество сборки блоков на заводе и подготовку к пуску на полигоне Байконур.

   Завершилась Лунная гонка.  А что дальше предстоит делать ракетно-космической отрасли страны, открывшей космическую эру и проложившей первый путь со словом «Поехали»? Кажется, сегодня эти вопросы снова в повестке дня.