23. 5. Пушкин Расшифровка записей подозреваемой

Поль Читальский
Расшифровка записей подозреваемой Пушкиным «гр. С.Б.», прекрасных по драматическому стилю

графиня Софья Александровна Бобринская, ур. Самойлова. Худ. Соколов П.Ф.
Из письма графини Софьи Александровны Бобринской (ур. Самойловой) к мужу графу Бобринскому А.А. (приятелю Пушкина! И члену тайного общества) от 25 ноября 1836 г (24-го был Катеринин день — неделя со дня сделанного д-Антесом брачного предложения Катрин Гончаровой - фрейлине*):
*) такое предложить можно было лишь с согласия … несносной венценосной четы и владельцев Двора Е.И.В. от Дома Романовых...)
«<<<
Никогда еще с тех пор как стоит свет не подымалось такого шума, от которого содрогается воздух во всех петербургских гостиных. Геккерн-Дантес женится! Вот событие, которое поглощает всех и будоражит стоустную молву….  Да, это
решенный брак сегодня, какой навряд ли состоится завтра.
Он женится на старшей Гончаровой, некрасивой, черной и бедной сестре белолицей, поэтичной красавицы, жены Пушкина.
Если ты будешь меня расспрашивать, я тебе отвечу, что
ничем другим я вот уже целую неделю не занимаюсь,
и
чем больше мне рассказывают об этой непостижимой истории, тем меньше я что-либо в ней понимаю.
Это какая-то тайна любви, героического самопожертвования,
это Жюль Жанен, это Бальзак, это Виктор Гюго. Это литература наших дней. Это возвышенно и смехотворно.
В свете встречают мужа, который усмехается, скрежеща зубами.
Жену, прекрасную и бледную, которая вгоняет себя в гроб, танцуя целые вечера напролет.
Молодого человека, бледного, худого, судорожно хохочущего; благородного отца, играющего свою роль, но потрясенная физиономия которого впервые отказывается повиноваться дипломату.
Под сенью мансарды Зимнего дворца тетушка плачет, делая приготовления к свадьбе.
Среди глубокого траура по Карлу X видно одно лишь белое платье, и это непорочное одеяние невесты кажется обманом! Во всяком случае, ее вуаль прячет слезы, которых хватило бы, чтобы заполнить Балтийское море.
Перед нами разыгрывается драма, и это так грустно, что заставляет умолкнуть сплетни.
Анонимные письма самого гнусного характера обрушились на Пушкина.
Все остальное - месть, которую можно лишь сравнить со сценой, когда каменщик замуровывает стену.
Посмотрим, не откроется ли сзади какая-нибудь дверь, которая даст выход из этого запутанного положения.
Посмотрим, допустят ли небеса столько жертв ради одного отомщенного!
>>>
Портрет гр. Софьи Александровны Бобринской ,ур. Самойловой, кисти ак. Соколова П.Ф.

Доппаек впечатлений пораженного света из информбюро «узкого круга  своих» для Пушкиных и Дантесов

Вспомним, что и С. Н. Карамзина в письме к брату от 20 ноября отмечает лихорадочную веселость и легкомыслие Дантеса: "Вид у него такой, как будто он очень доволен, он даже словно обуреваем какой-то лихорадочной веселостью и легкомыслием" (см. И. Андроников. Я хочу рассказать вам... М., 1965, стр. 113).
В другом письме, от 23 декабря (то есть на месяц позже письма Бобринской), С. Н. Карамзина описывает состояние Пушкина: "Пушкин по-прежнему ведет себя до крайности глупо и нелепо. Выражение лица у него как у тигра. Он скрежещет зубами всякий раз, как заговаривает об этой свадьбе"
***
Алексей Алексеевич Бобринский от Ф. Винтерхальтера
Проходит два с небольшим месяца - и Пушкина уже нет ... 
16 февраля 1837 года С. А. Бобринская пишет своей родственнице, Софье Прокофьевне Бобринской: "Говорят о танцевальных утрах, о вечерних катаньях с гор. Масленица заглушила шумом своих бубенчиков ужасный отголосок смерти нашего Пушкина. Я сообщила сестре все подробности этого трагического конца. Расспросите ее об этом. Это нас привело в оцепенение в течение недели; но масленица закружила головы самым пылким и… ( так — многоточие в письме!) Такова жизнь...»
фрейлина графиня Бобринская Софiя Прокофьевна

Анализ и дешифровка текста

(1) светское столичное и не простое, а самое высшее, придворное общество (автор письма С.Б. — ближайшая подруга императрицы А.Ф., посвященная в ее интимную жизнь и тайны «красного моря» - личного круга альковых забав отборных «красных фешенеблей» - ультра молодежи столицы, представленных в основном кавалергардами и их друзьями из отпрысков знати), занято аж и уже целую неделю одним  - предстоящим браком поручика КГП барона с «некрасивой, черной  и бедной» фрейлиной (недавно сделанной по просьбе НН статс-дамы Загряжской) казалось бы = а какое дело этому высшему обществу до бедной фрейлины и ее барона лейтенанта из охраны  … отстоящих  от них — львов и орлиц аристократии - на пищевой лестнице сословий и таблицы рангов на неск. световых лет!?
Жена поэта танцует … напролет

(2) но оно не только шумит, но и «будоражит стоустую молву»!
Причина одна и проста — этот поручик - член будуара и красного круга имп-цы АФ мастерски разыграл роман с фавориткой её супруга-царя на глазах у всего СПб и вот также мастерски разыграл водевиль с «рыцарским героическим (по критериям этого света) самопожертвованием», ради спасения жены репутации и даже чести жены Пушкина, которая сама то ей не очень дорожила, а только в упоении страсти танцевала (с ним) целые вечера напролет, вгоняя себя (?) в гроб
Жена поэта танцует … напролет

(3) именно только такое объяснение может дать опытная и много страстей повидавшая С.Б., ибо этим решенный брак  никак не мог быть понят в иной обстановке или ситуации; но брак то не по любви, а по решению не названного уполномоченного порядком вещей лица (!)
Жена поэта танцует … напролет, вгоняя в гроб

(4)  но, вроде почти согласная с решением света, остается в смятение мыслей и чувств графиня, еще недавно видевшая поручика в интимном кружке подруги-императрицы и принявшая его на поруки (из-за скандальной проблемы его мужеложства в паре с бароном и послом Геккерном); т. к. чем больше сведений она собирала, тем менее понятнее ей оказывалась эта история, становясь просто непостижимой (!)
Жена поэта танцует …  напролет, вгоняя в гроб

(5) даже для посвященных во все детали устройства брака она остается за дверью «тайны любви»
Жена поэта танцует … в этом таинстве, но суть публике ясна — дама влюблена

(6) роли всех действующих лиц истории метко и точно описаны:
- муж-кокю усмехается (замыслив месть), но, однако, скрежещет зубами (верно от ревности и ярости рогоносца)
- поручик-любовник и вынужденный жених «черной ручки от метлы» доволен, но это лихорадочная (тревожная и неуверенная) веселость - будто маска жертвы в сценах самопожертвования
- барон-отец потрясен (риском скандала и затем потерей любовника) так, что даже искусство дипломата не позволило ему скрыть следы этого потрясения  и кар молвы
- не ожидавшая такого финала своей влюбленности, черная невеста в летах прячет обильные, текущий непрерывной рекой в Балтику, слезы под вуалью, а её белое платье (этот великий символ единственной ценой для бога, брачующего под его своим венцом, ценности -  непорочности, невинности и целомудрия невесты) — обман (!) = (близкая связь невесты с женихом и ее недопустимое посещение холостяцкой квартиры поручика, сделанного решением её женихом)
- плачет тетка Загряжская (наконец ее старшенькая племянница-бесприданница будет выдана замуж и «все концы всех мужей этой «тайны любви» окажутся «в воде» 
- жена поэта, бледная и поэтичная красавица, все танцует …  напролет, вгоняя в гроб … пришла пора, она … нашелся тот модный молодой «котильонный принц», кто наконец тронул ей сердце, удивившее своей приполярной холодностью видавшего виды разной любви поэт-человека Пушкина

Заметим прокол в кодограмме С.Б.  — ни слова о царице и царе …
Из центра сбора данных С.Б не могла не знать что: ЖШД продержался в ординарцах царя всего 4 дня, он завален взысканиями, он выметен метлой как гей из интимного кружка подружки,  у Барятинских  у поручика абшид, его посещала на квартире фрейлина ЕНГ и у нее теперь растет «картошка» (в животе), бароны шантажируют фаворитку Пушкину, а та поражена изменой любовника с собственной сестрой и растрезвонила о несогласии бежать с ним от постылого возмутительно ревнивого страшного мужа-кокю...

И, несмотря на весь этот ком поразительных сведений, графиня остается пораженной именно женитьбой человека, принятого в их круг, и так …  героически падшего на поле любовной брани, сохранив тайну великой любви как подобает Герою — Рыцарю, жертвующему собой ради Девы и Дамы   

Заметим важные акценты в хронологии событий по версии графини:

-  анонимные письма возникли в конце событий -  перед самой развязкой
- письмо было не одно, а в виде обрушившегося потока
- гнусность анонимок  обрушилась  только на Пушкина, замыслившего такую месть, что сравнится с работой каменщика (масона) над стеной (склепа, объекта замуровывания жертв)
- женке Пушкина Натали до них видно нет никакого дела — её это никак не касается — она танцует у гроба = все задеты романом одной пары и странным браком другой = все реагируют … одна жена поэта витает в небесах серьезного сердечного увлечения, которое уже  имеет одну жертву — рыцаря любви д-Антеса
- на повестке дня в информбюро графини С.Б. два вопроса угадывания финала драмы, достойной пера  Гюго, Жанена и Бальзака =
(1)  есть ли на сцене  этой истории,, задняя дверь, в которую д.л. и и. пиесы выйдут из «запутанного положения»
(2) «допустят ли небеса столько жертв ради одного отомщенного»
(3) стоит ли такой один отомщенный стольких потенциальных жертв — немного ли чести Пушкину!? 

Финал :

Через почти три месяца ошарашенная спектаклем графиня сообщает, что :
- ОНИ оцепенели на целую неделю, когда после смерти Пушкина узнали все подробности полного сценария драмы
- важной ИМ была не насильственная гибель Пушкина (который ни разу не назван поэтом = поэтична лишь его бледная  от страсти и танцев напролет жена-красавица), а  лишь «страшный отголосок» трагического конца
- но масленица - великая мастерица забав и провода зимних невзгод в прошлое -  вновь закружила головы самым пылким и … тут графиня пресекла свои тексты … о тайнах любви пылких и … еще каких-то
Откуда пришел этот отголосок, в чем он состоял, эхом каким он стал и что в себе принес графиня не сообщила, но указала их владельца  = сестру Елену (ум. 1843), жены Дмитрия Андреевича Донец-Захаржевского — миллионера и бывшего  губернатора Екатеринославской губернии, задушенного собственным племянником.
Очевидно такие сведения нельзя было доверить почте в переписке даже особ, особо приближенных к блудуарам венценосной четы

PS
Известна записка барона Геккерна, написанная во время суда над Дантесом:
 «Мадам Н. и графиня Софи Б.[**) шлют тебе свои лучшие пожелания. Они обе интересуются нами». 
**) Мадам Н. - это графиня Нессельроде. Ряд исследователей  (Э. Г. Герштейн, А. Ахматова) считают, что Софи Б. это графиня Бобринская.  Щёголев П.Е.  и А. С. Поляков называют её имя предположительно, отдавая предпочтение графине Софье Ивановне Борх. Против Бобринской выступает и Н. Н. Петрунина [см. Щёголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина. Исследование и материалы. Книга, 1987]

Ps ps
Фра, но ведь не бывает  из под бабьего подола дыма без огня. Есть ларчик — есть где-то ж и ключик золотой … Стоило поворошить инет-помойку  и — на-те вам:  такой бурный интерес графини С.Б. к иноземцу поручику охраны ЖШД имеет амурную версию = Софи Б.- специалист по тайнам любви, сердцеед, сердцевед, бывшая фрейлина и агент по  интимным делам Двора Е.И.В. - была любовницей поручика (см. В нашей е-бибке ст.  Котова А. Тайная любовница Дантеса - Софья Бобринская, учти = нижегородец из крестьян  вдохновлен новеллами «исследовательницы той далекой эпохи» Светланы Мрочковской-Балашовой — известной пушкинист-сказительницы)


merci beaucoup pour votre attention