23. 2. Боратынский и Пушкин

Поль Читальский
Мы не знали куда в какой тематический сериал вставить эти записи о соперничестве в Зале Русского Парнассуса двух поэтов - Евг. Абрамовича Боратынского (он же Баратынский)  и Ал. СЕрг. Пушкина. Хотели в сериал "Месть...", но пусть как есть -в " Следах..."

Боратынский Е.А. - выше Пушкина поэт (И,Бродский)

Русскую силлабо-тоническую поэтику довели до ума три гения - Дмитриев, Батюшков и Жуковский — и тем самым создали новый литературный язык России, на котором вырос колосс — Пушкин,

Бродский, ставил его едва ли не выше Пушкина. В Топ-3 Бродского — Оден, Кавафис, Цветаева.  Пушкина Бродский просто не любил: он навредил как никто (по версии Ёси) = научил всех писать стих, как их «делать».

Школа гармоничной точности, напевности и сладкозвучия, которую вслед за названной троицей отцов-основателей, временно возглавил Пушкин, завела русскую поэтику на ложную вершину не того Парнаса… Лишь Серебряный Век это исправил.

В конкурентном цеху на склонах русского Парнаса и на тропе в зал его славы @Parnassos@  (;;;;;;;;;) Пушкин был не одинок. даже в краткий период расцвета его славы и  лестных для него авансов. Одним из выдающихся соперников был Евгений Абрамович Боратынский (БЕА)

прим.  Баратынский или Боратынский? Сам поэт по-разному  писал свою фамилию. Этимологически должна быть «О», ибо восходит к названию Боратынь (и к «Бог ратует»). Замок Боратынь был в Галиции (совр.  Львовской обл.), а семья поэта - из польских дворян Смоленской губернии. Единственного правильного ответа здесь не может быть, потому что для самого поэта это была не установившаяся норма.

Пушкин начинал свои отношения с БЕА как часто со всеми: бурным интересом, одами, житием вдвоем и пылкой дружбой, которая затем быстро медленно ли сменялась оледенением и даже враждой. 

Причиной таких отношений с Боратынским был конкурентоспособный талант Евгения Абрамовича. А в конкурентной среде балом правит мадам Эволюция с ее ДПР. Пушкин был нетерпим и нередко  несправедлив к равным ему по таланту персонам. Любите самого себя, иначе…  тру-ля-ля… Это завет Пушкина из его роман, единственного.

Пушкин и Боратынский познакомились в 1820 году в Петербурге. Пушкин довольно скоро признал первенство Боратынского в жанре элегии. Поэма Пушкина «Граф Нулин» и поэма Боратынского «Бал» вышли под одной обложкой = это было достойное обоих проф. соперничество в равном бою на глазах и в ушах читающей публики.

 Боратынский Пушкина поэтом мысли не считал. Поэтому он был поражен, когда ознакомился после гибели соперника с тем, что тот написал в стол и не опубликовал ...
Кроме того, Пушкина отличала необоснованная аристократическая спесь ион завидовал БЕА черной завистью: семья Боратынского была приближена ко двору, а Пушкиных — не титулована, изгнана из властных структур и пользовалась не лестной репутацией пустых людей, у которых «слуг выносят на простынях».   

Соперничали два поэта и из-за женщин. А как же. Пример с Аграфеной Закревской достаточен. Она стала  Ниной Воронской в «Бале» БЕА и именно рядом с ней в 8-ой главе «Евгения Онегина» Пушкин сажает свою Татьяну...

Боратынский уступил Пушкину трон. Он пошёл не по магистральному пути, который, как казалось, был проложен «школой гармонической точности» и Пушкиным. А Читатель не был готов к тому, чтобы и лексически, и стилистически, и в жанровом отношении воспринимать иного Боратынского.  Он нарушил конвенции читательских ожиданий …

Как и Пушкин. Но иначе.

Но важно иное:
Пушкин не был абсолютным гением в современном ему цеху поэтов.
Он был по Тынянову одним из многих. 
Первый круг этих равных мастеров русской поэтики образовали  Дмитриев, Жуковский, Батюшков, Вяземский, Боратынский, Языков, Козлов, Веневитинов ...




***

merci beaucoup por votre attention