К атрибуции двух фальшивых портретов

Владимир Варнек
1. Информация о первом фальшивом портрете  из списка произведений А.Г. Варнека : «Портрет грузинского царевича Мириана Ираклиевича (1767 – 1834). Бумага, итальянский карандаш, цветные карандаши, белила. 23,5 х 20,5. 1827. ГТГ [№6458]. Поступил в Третьяковскую галерею из Цветковской галереи в 1925 году».  [1].   

2. Информация о втором фальшивом портрете из списка произведений А.Г. Варнека:  «Портрет грузинского царевича  Баграта Георгия (1778 – 1841). Бумага, итальянский карандаш, белила. 30 х 24. 1835. НГХМ [№465-Га]». Собрание Дмитрия Яковлевича Черкеса в Москве, Министерство  культуры до 1960 г. Горьковский государственный художественный музей». [1]   

В 2013 году в ежегодном сборнике «Новые открытия …» [2] была опубликована  статья российского искусствоведа Юрия Григорьевича Епатко, в которой два графических портрета грузинских царевичей из списка произведений художника-портретиста А.Г. Варнека были признаны им фальшивыми.

Прежде всего, фальшивым Ю.Г. Епатко назвал  портрет грузинского царевича Мириана Ираклиевича. В результате проведенной им экспертизы  он пришел к заключению, что на обсуждаемом нами портрете изображен не грузинский царевич Мириан Ираклиевич, а выдающийся французский ученый, физик, геодезист и астроном  Био Жан-Батист (1774 – 1862).  При этом авторство портрета, согласно его атрибуции,  принадлежит не А.Г. Варнеку, а известному французскому художнику Антуану Морену (1793 – 1860) [2]. В результате  экспертной оценки данной атрибуции  портрет грузинского царевича Мириана Ираклиевича был выведен из списка собственноручных работ А.Г. Варнека [3].

В своей предыдущей миниатюре  [4] я сделал два уточнения по поводу проведенной атрибуции. Согласно первому из них, художником,  выполнившим обсуждаемый портрет, был не Антуан Морен, а его младший брат Николь-Юсташ Морен. Согласно второму уточнению,  Н-Ю. Морен являлся автором исходного литографированного портрета  Био Жан-Батиста,  а не того портретного рисунка, который находится в собрании ГТГ. 
Автором же «московского» портрета является неизвестный нам художник-фальсификатор, который просто поработал с литографированным портретом Био Жан-Батиста, закрасив его белилами и цветными карандашами.

Рассказав о своих изысканиях, касающихся  первого портрета, Ю.Г. Епатко пишет в своей статье [2]: «Вывести из списка собственноручных работ А.Г. Варнека следует еще один портретный рисунок. Занимаясь изучением «варнековского» рисунка из Третьяковской галереи, на котором якобы изображен грузинский царевич, мы обратили внимание, что в монографии В.С. Турчина в списке работ художника описывается портрет еще одного грузинского царевича – Баграта Георгиевича  < …>.  Московское происхождение рисунка, подпись автора «А.Г. Варнекъ 1835», и удостоверяющая надпись «Баграт Георгий Грузинский царевич сенатор и кавалер» под изображением, похожая на «подпись» и надпись на рисунке Третьяковской галереи, заронили сомнение в достоверности нижегородского рисунка».

Далее автор цитируемой статьи рассказывает подробно о своих исследованиях, касающихся атрибуции «нижегородского рисунка», и поначалу, готовя свою миниатюру, я намеревался рассказать о работе искусствоведа своими словами. Но, учитывая важность всех тех сведений, которые Ю.Г. Епатко сообщил в своей публикации, а также малодоступность ее для широкого читателя, решил несколько злоупотребить и процитировать довольно большой фрагмент из опубликованной им статьи. Привожу его ниже:

«Благодаря любезности заведующей отделом рисунка нижегородского музея Натальи Владимировны Свириной мы получили цветную фотографию рисунка А.Г. Варнека, который оказался близнецом московского рисунка. Манера рисования свидетельствовала о западно-европейском авторе портрета, возможно, того самого Морена, который исполнил московский рисунок. Как и на московском портрете Био, фальсификатор поверх розетки ордена Почетного Легиона изобразил крест ордена Св. Георгия IV степени.

Физиономически нижегородский портрет отличается от достоверного портрета Баграта Георгиевича из Государственного музея искусств  Грузии, на котором он изображен с черезплечной лентой и звездой на груди ордена С.Анны I.
Как уже упоминалось, царевич Баграт Георгиевич, как и его дядя Мириан, 12 октября 1801 года был пожалован орденом Св. Анны I. В списках георгиевских кавалеров имя царевича Баграта Гергиевича отсутствует.

Баграт Георгиевич, сын последнего грузинского царя Георгия XIII, приехав с братьями и дядей в 1801 г. в Петербург, остался здесь жить. 15 мая 1802 ему назначили  пенсион в 10 000 рублей. В 1818 он камергер, 1828 – тайный советник, сенатор, занимался переводами с русского языка на грузинский. Умер Баграт Георгиевич 18 мая 1841 г. и был похоронен в Александро-Невской лавре в Федоровской церкви. На надгробном памятнике была надпись: «Багратъ Георгiевич, Грузинский царевич, сенатор и кавалер.
Эту надпись фальсификатор воспроизвел на нижегородском рисунке. Все захоронения Федоровской церкви, в том числе Баграта Георгиевича, утрачены.

Итак, мы установили, что на нижегородском рисунке, приписываемом А.Г. Варнеку, изображен не царевич Баграт Георгиевич. Но кто же? Оба рисунка, и московский и нижегородский, принадлежали руке одного художника и, судя по надписям и «подписям» А.Г. Варнека, вышли из одной мастерской фальсификатора.

Очевидно, следовало искать автора и персонаж нижегородского рисунка среди французских литографрафированных портретов 1830-1840-х годов. Но увы, просмотр сотен литографий в Отделе западноевропейской печатной графики Эрмитажа, в фонде Российской национальной библиотеки не привел к успеху. Но, как говорится, «на ловца и зверь бежит». Осенью 2004 г. в Петербург на два дня приехал известный  московский коллекционер русской и западноевропейской гравюры и литографии Андрей Леонидович Кусакин. Ему посчастливилось на книжном аукционе в Германии купить кожаный альбом первой половины XIX в. с вклеенными гравированными и литографированными портретами. В последний день пребывания в Петербуге утром Кусакин показывал свой альбом научным сотрудникам Отдела гравюры Русского музея, а вечером посетил известного петербургского коллекционера Юрия Сергеевича Варшавского, подарившего свое интересное собрание русского гравированного портрета музею-заповеднику «Петергоф». 

В этот же вечер я случайно оказался в гостях у Варшавского и, конечно, с удовольствием познакомился с содержанием кожаного альбома. Неизвестный коллекционер середины XIX в. заполнил его портретами  западноевропейских и русских персонажей: коронованных особ, литераторов, композиторов, артистов. К сожалению, все портреты обрезаны и во многих случаях утрачены имена персонажей. И о чудо! На одной странице был наклеен литографированный  портрет неизвестного, идентичный персонажу нижегородского рисунка.

Неизвестный на литографии, воспроизведенный зеркально по отношению к рисунку, одет в точно такой же сюртук с бархатным воротником, такой же шейный платок, манишка украшена такой же драгоценной запонкой, что и у неизвестного на нижегородском рисунке. Отличие заключается лишь в том, что на литографии на лацкане сюртука прикреплена орденская лента, завязанная бантом, а на рисунке крест ордена Св. Георгия IV степени. Литография подписана тем же автором, что и литографированный портрет Био: монограмма «М» художника Морена и литографировал Дельпеш». 

К СОЖАЛЕНИЮ, НАМ НЕ УДАЛОСЬ УЗНАТЬ, КТО ЖЕ ИЗОБРАЖЕН НА ЛИТОГРАФИРОВАННОМ ПОРТРЕТЕ И НА РИСУНКЕ ИЗ НИЖЕГОРОДСКОГО МУЗЕЯ. СКОРЕЕ ВСЕГО, ЭТО КАКОЙ-ТО ДЕЯТЕЛЬ ФРАНЦУЗСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИЛИ НАУКИ.

В результате нашего исследования удалось изъять из творческого наследия  замечательного русского художника Александра Григорьевича Варнека два ошибочно  приписанных ему фальшивых рисунка, что поможет более объективному анализуего творческого наследия и прояснить роль и назначение мастера в русской художественной культуре».

Ознакомившись с информацией о «нижегородском портрете», опубликованной Ю.Г. Епатко, я предпринял свое собственное исследование с целью выяснения того, кто же изображен на данном портрете. Начал его с изучения биографии царевича Баграта, но быстро завершил свои изыскания, «обнаружив в интернете» изображения и имя того человека, который запечатлен на «нижегородском портрете».  Им оказался  отнюдь не грузинский царевич, а знаменитый немецкий и французский композитор и дирижер еврейского происхождения ДЖАКОМ МЕЙЕРБЕР (1791 – 1864).

Его подробная биография имеется в Википедии, а его иконография весьма  обширна. При этом в галерее портретов  композитора  находится  и тот портрет, который идентичен «нижегородскому портрету». Число интернетовских документов  с данным изображением  является просто запредельным  и находится на уровне сотни !
При этом на данном портрете Джаком Мейербер запечатлен  довольно молодым, т.к. на многих других своих графических и литографированных портретах выглядит он заметно старше.

В заключение   хочу выразить признательность искусствоведу  НГХМ  Ольге Анатольевне Тихомировой, приславшей мне изображение того «нижегородского портрета», который многие годы приписывали художнику-портретисту А.Г. Варнеку.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
2. Епатко  Ю.Г. Два фальшивых рисованных портрета, приписываемых А.Г. Варнеку. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 2005». М., 2013. С. 399- 405.
3. Подстаницкий С.А. Материалы по русской иконографии. Вып.2/Ком. По рус. иконографии; М.: Фонд «Русские Витязи», 2013. Рубрика «Антология атрибуций», с.8.
4. В. Варнек.  Кто же изображен на портрете и кто его автор?  Проза.ру

06.02.2022.