Забытая быль. Фрагмент повести

Ирина Полонская
 Теплым октябрьским днем 197...года в деревню  Михайловка, что живописно раскинулась на холмах вдоль резвой горной речки, вошел молодой человек в военной форме. Звали его Андрей. И хотя он вернулся в родные места, но было ясно, что многое ему придется узнавать заново по причине долгого отсутствия.  Четыре года он учился в сельхозтехникуме в дальнем райцентре, а потом два года служил в Армии.

  Его переполняла радость и оттого, что наконец он дождался заветного дембеля, и оттого, что все удачно сложилось в дороге. Думал, как сойдет с поезда на станции, придется  пять километров до деревни пешком шагать по проселочной дороге. Хвать, и тут повезло: попутка почти  до самой деревни подбросила. Осталось только  по улице на другой конец деревни  дойти - и дома. Андрей  поправил начищенную до блеска пряжку ремня, сдвинул фуражку на затылок и пошел бравой походкой  вдоль длинного забора.
 
 - Это  кто ж такой к нам пожаловал? - раздался из-за забора старческий голос. - Вроде, ненашенский.  К кому это ты, парень, идешь?
 Андрей остановился и увидел деда Прокопа, который подслеповато щурился, закрывая ладонью глаза от солнца.
 - Что, дед Прокоп, не узнал меня? - заулыбался Андрей. - Это же я, Степана Калинина сын.
 - Батюшки, дак ты Андрюшка, Егорыча сын? - удивился старик.
 - Я самый и есть! - ответил солдат, ласково глядя на старика. - Вот  из Армии вернулся.
 - Ну-ну...Давай, паря, шагай. Вот мать-то обрадуется! Замучились они совсем без мужика-то!

 Андрей немного удивился, но расспрашивать деда Прокопа о подробностях  не стал. Сейчас домой придет, все сам узнает.

 ***
 Несколько минут спустя он подошел к калитке отчего дома и сразу увидел мать во дворе. Она развешивала на веревку выстиранное белье.

 - Андрюшенька! Сыночек мой! Пришел! -  кинулась Галина  обнимать сына со слезами на глазах. - Ой! Совсем взрослый стал! - говорила мать, с любовью оглядывая сына.
 - Отец! Слышь, Андрюшенька  наш приехал! - крикнула она, обернувшись к окну.
Отец закашлялся за стеной.

 - Сынок, ты лучше сам к нему пройди, - сказала мать, потупившись.
 Андрей вошел в горницу и сразу увидел отца, сидящего на диване. Штанина на левой  ноге у него была подвернута, и было видно, что вместо ноги у отца культя.
 - Бать, что это с тобой? - растерялся сын.
 - А-а, сынок, так получилось. На лесопилке я зазевался маленько, вот  ногу  мне и оттяпало.
 - Вы мне ничего не писали об этом, - медленно произнес Андрей, рассматривая  культю, покрытую розовой кожей.
 - А что писать! Решили тебя до поры не беспокоить. Придешь - сам все увидишь.
 - Ой, бать, как же это? Когда случилось-то?
 - Да уж с полгода как. В больнице долго лежал. Потом вот домой вернулся. Толку с меня теперь мало. Мать замучилась. Вот тебя дожидались. Теперь ты, сын, главным в семье будешь. Больше некому.

***

 Вечером того же дня Андрей пошел прогуляться по родным местам да навестить школьных приятелей.  Тут-то и  обнаружилось, что друзья его разъехались кто куда. Кто-то уехал в город жить и работать, а кто-то еще из Армии не вернулся.
 
 Обойдя полдеревни, он зашел в дом к Архиповым, где жил его старый школьный приятель Серега. Когда-то, в седьмом классе, они сначала не ладили, несколько раз дрались, а потом помирились и даже подружились. Весь восьмой класс они были неразлучными друзьями.  После окончания восьмилетки  Андрей уехал поступать в техникум. И закрутилась у него новая жизнь. В деревню он приезжал только на каникулы и со старыми школьными друзьями виделся редко.

 Андрей открыл знакомую калитку и прошел к крыльцу. Поднялся на ступеньки и вошел через незакрытую дверь в сени. Там было темно и тихо, пахло сушеными грибами. Осторожно пройдя через сени, он остановился у двери в кухню и постучал. Дверь открылась сразу, будто его ждали.

 - Привет, Серега! - сказал Андрей, улыбаясь и протягивая руку старому приятелю.
 - Андрюха, ты что ли?! - удивленно и радостно говорил Сергей, обнимая друга и похлопывая его по плечу. - Ну ты и бугай стал! Банки накачал - будь здоров!
 - Так последние полгода перед дембелем только и делал что качался, - немного смутился Андрей. - Ты-то как, служил?
 - Да. Я в мае вернулся.
 - Ну, тогда расскажи, как тут у вас, что интересного.

 - Да ты что в дверях-то встал? Проходи давай! Садись к столу, - засуетился Сергей. - Может, выпьем за встречу? Ты побудь тут, а я пока до магазина метнусь.
 - Нет, Серег, я пришел тебя пригласить к нам. Мать стол собирает. Отметим мое возвращение. Приходи часа через два, лады?
 - Спрашиваешь! Конечно приду! Такое дело - друг из Армии вернулся! - обрадовался Сергей.
 - Ну, вот и хорошо. А ты сам-то как? Работаешь?
 - А как же! Трактористом устроился.
 - Ну, это здорово! Молодец! - похвалил Андрей.
 - Ничего, нормально. Только мать ворчит, что я весь дом соляркой провонял.
 - Зато заработки хорошие, - заметил Андрей.
 - Это да. Что есть то  есть! - согласился Серега. - Я себе недавно транзитор  взял. Вот гляди, - Серега достал с полки приемник и с гордостью предъявил приятелю.
 - Теперь гармонь не катит. С транзистором гулять хожу! - хвалился Серега.
Андрей повертел в руках приемник, понажимал на кнопки, решив про себя, что при первом удобном случае купит  себе такой же.

 -  Я слышал, отец твой на лесопилке покалечился, - осторожно начал  Сергей.
 - Да, есть такое дело. Только сегодня узнал. Они мне об этом не писали.
 - Жалко его. Батя твой - мужик хороший, дельный всегда был. Не то, что мой, - вздохнул Серёга. Помолчали.
.
 - Ну а как тут дела по женской части? Девчонки хорошие есть? - спросил Андрей, желая перевести разговор в другое русло. Он не любил, когда его жалели.
 - Девчонки? - ухмыльнулся Серега. - Ты сразу о главном. Ну, как сказать... Тут недавно две крали появились. Одна - симпатичная татарочка  из соседнего района, а другая городская. Они учительницами к нам присланы, по распределению.

 - Хм...Ты с ними  познакомился? - заинтересовался Андрей.
 - Ну...Первая, Элька, Эльвира Ренатовна, в прошлом году приехала. Я, как из Армии вернулся,  попытался было к ней подкатить...Так она на меня так посмотрела...Примерно как солдат на вошь...В общем, я решил: ну ее! Мать говорила, что у них религия какая-то другая, им нельзя с русскими парнями гулять...

 - А вторая? Ты тоже с ней познакомился?
 - Нет. Видеть - видел. Она недавно приехала, в конце лета. Ничего так. Справная, все при ней. Ее Аней зовут. Вроде, хорошая девчонка. Только...В общем, вот так вот запросто к ней не подойдешь.
 - Что, важная такая? - улыбнулся Андрей.
 - Да...Не то чтобы важная...Хрен его знает...Как-то не решился я к ней подкатить.
 - Это почему же?
 - Хм...Да, Андрюх, о чем я с ней говорить-то буду? Она образованная, городская... А я кто? Для нее я деревенский  валенок. Не охота мне рядом с такой в дураках ходить!

 - Ясно, Серег, я понял.  Ладно, тогда я ими  займусь. Только попозже маленько. Сначала кое-какие дела надо сделать.
 - Ну, гляди, Андрюха, ты хоть и учился в городе, но все равно парень деревенский. А они, городские девки, таких, как мы, не жалуют!
 - Ну, это мы еще посмотрим! - горячо возразил Андрей. - Спорим, через пару месяцев одна из них моей  будет?
 - Заметано! -  усмехнулся Сергей.
 Парни ударили по рукам.

 - А где они  живут? - поинтересовался Андрей.
 - К бабе Гане  их  на постой определили.
 - А-а, знаю... Ладно, посмотрим, что за крали такие. Ну, так ты придешь?
 - Приду, куда я денусь,- улыбнулся Сергей.
 - Давай. Жду!

***
 - Сынок, мы тут с отцом немного денежек подкопили. Тебе на одежду да обувь. Все тебе мало стало. Ты съезди в район, там два магазина хороших. Может, найдешь что-нибудь нужное. Да заодно и сестру навести.

 Мать сунула Андрею деньги, скрученные в трубочку и перетянутые аптечной резинкой. Отказываться парень не стал. В самом деле, вещи, которые он носил до Армии, стали ему малы. За последние пару лет он раздался в плечах и подрос.
Решил, не откладывая в долгий ящик поехать в район прямо завтра с утра.

***

 До райцентра было недалеко, всего-то километров восемь. На мотоцикле, да по сухой дороге, недавно посыпанной гравием, Андрей добрался быстро.
 
 Первым делом  поехал к сестре. Вера жила с мужем и двумя детьми в небольшом двухэтажном доме на четыре семьи. Возле дома жители разбили палисадники, растили кто картошку, а кто кусты малины и крыжовника.

 Андрей бывал у сестры не часто. Жили они стесненно, в двухкомнатной квартирке. В одной комнате - родители мужа, а в другой семья сестры из четырех человек.
 Родители не раз приглашали Веру перебраться к ним. Дом большой, места много, живи и радуйся. Но Вера возвращаться в деревню не хотела. Говорила, что привыкла в городе жить. Да и муж работу не бросит.
 - Тут он на заводе мастером работает, а в деревне куда ему? В комбайнеры? В трактористы? Нет уж!- всякий раз отказывалась Вера.

 Родителей они навещали пару раз в году: на Новый год да на Пасху.
Так что, надеяться на помощь с их стороны не приходилось.
 - Лишь бы сами жили да деток растили,- вздыхала мать, когда речь заходила о Вериной семье.
 Но когда они приезжали, то праздник был великий, радость до небес.  Для дорогих гостей накрывался  роскошный стол, деткам  вручали  хорошие подарки.

***

 Андрей подъехал к знакомому дому и, оставив мотоцикл у подъезда, прошел по коридору к квартирке сестры.
 Сегодня была суббота, все были дома.
 - Андрюшка, здравствуй, братик! - обрадовалась Вера. - Проходи  к столу. Я тут блины пеку. Мой руки, садись поближе, рассказывай.

 Андрей охотно сел к столу и, поедая горячие и вкусные блинчики, принялся рассказывать о новостях родного дома.
 Из комнаты вышли два четырехлетних мальчугана, племянники, и, стоя у двери, испуганно рассматривали чужого мужика.
 - Что испугались? - засмеялась мать. - Не узнали дядю Андрея? Идите поближе! Поздоровайтесь!

 Мальчишки опасливо подошли к Андрею и принялись рассматривать его ремень. Андрей был одет в военные брюки и в свитер.
 - Ну, малышня, кто хочет мой армейский ремень потрогать? - весело спросил Андрей.
 Мальчуганы тут же перестали робеть и принялись трогать блестящую пряжку.
 Вскоре явился муж Веры. Он принес из магазина продукты. Сели есть. Вера достала бутылку водки.
 - Мать прислала вам гостинцы. Я их у двери оставил, - сказал Андрей. Там банки с огурцами и помидорами, варенье, мед.
 - Хорошо, спасибо им передай, - улыбнулась сестра.

 После сытного перекуса Андрей стал спрашивать у Веры, где ему прикупить себе одежду и обувь. Вера подсказала, куда лучше поехать. Парень решил не мешкать. Надо было и закуп сделать, и домой до вечера вернуться.
Попрощались, и он поехал.

***
 Добравшись до нужного магазина, Андрей долго ходил вдоль прилавков с мужской одеждой.
- Покажите мне вот эту рубашку и вон тот джемпер, - обратился он к продавщице, симпатичной женщине лет тридцати.
 Она достала товар и молча выложила его на витрине.

 Андрей неуверенно крутил в руках упаковку с рубашкой, прикидывая, не будет ли ему тесен воротник.

 Продавщица, будто прочитав его мысли, спросила:
 -Какой у Вас размер по воротнику?
 Андрей слегка растерялся, не зная, что ответить.
 - Если вы не знаете своего размера, можем померить, - ласково проговорила продавщица, беря в руки сантиметровую ленту.
 Андрей смущенно кивнул.

 Женщина подошла к нему и попросила немного нагнуться. Потом она осторожно положила ленту на шею смущенного парня и замерила размер воротника.
 - Сорок первый, - ласково произнесла она, с интересом поглядывая на парня. - Давайте я покажу что у нас есть этого размера.

 Андрей снова кивнул. Женщина ловко достала несколько разноцветных рубашек и разложила их на витрине.
 - Вы только из Армии вернулись? - с улыбкой спросила она.
 - Да...А как Вы догадались? - покраснел Андрей.
 - Ну...У меня глаз наметан, - весело сказала продавщица.
 - Кстати, вижу, что на вас брюки от армейской формы. Может Вам и брюки подобрать?
 - Да. Брюки тоже надо. И костюм ...спортивный, - смущенно промямлил Андрей.

 Близость женщины, ее заинтересованный взгляд, в котором он чувствовал явный интерес к себе не только как к покупателю, и смущали, и притягивали его к этой незнакомой продавщице.

 Она тем временем достала несколько брюк и разложила их на прилавке, отодвинув рубашки. Через мгновение она положила сверху упаковку со спортивным костюмом.
 - Вы пройдите в примерочную и померьте брюки и костюм. Рубашки тоже можно померить, - говорила женщина, поглаживая взглядом растерянного парня.

 - А куда идти? - спросил он.
 - Вон там, в углу, за занавеской, у нас примерочная, - ласково ответила она.
 - Давайте я Вас провожу, - добавила она, видя, что парень никак не может отойти от смущения.
 - Тань, я к примерочной, - крикнула она другой продавщице.- Ты присмотри тут за моим отделом!

 Набрав упаковки с брюками и рубашками, она вручила Андрею костюм, и они пошли примерять одежду.
 Внутри примерочной было темновато. Но продавщица щелкнула выключателем, и тут же загорелся яркий свет.
 - Вы меряйте, а я тут постою. Недалеко. Если будут вопросы, спрашивайте, не стесняйтесь.
 Андрей кивнул и вошел в примерочную. Закрывшись занавеской, он принялся переодеваться.
 Сначала костюм. Облачившись в темно-синий шерстяной спортивный костюм, Андрей повернулся боком и посмотрел, как красиво смотрятся белые лампасы на брюках.
 В этот момент занавеска чуть отодвинулась и в кабинку заглянула продавщица.
 - Ой, как Вам идет! Какой вы красивый! - уверенно заявила она, глядя на Андрея с восхищением.

 Он почувствовал, как его наполняет тепло и радость.
 - Я возьму этот костюм! - решил он.
 - А теперь померяйте брюки и рубашки, - предложила женщина так ласково, что Андрей снова смутился.

 Он быстро переоделся в брюки и достал одну из рубашек.
В это время занавеска снова отодвинулась, и продавщица вошла в примерочную.
 - Давайте, я Вам помогу, - предложила она. И принялась быстро распечатывать упаковку с рубашкой.

 Расстегнув пару верхних пуговиц, она подала рубашку Андрею.
 - Надевайте прямо через верх! Так быстрее будет, - разрешила она.

 Андрей быстро надел рубашку.
 - Ну, вот, смотрите сами - Вам очень идет, - мягко произнесла женщина, застегивая верхние пуговицы и разглаживая рубашку прямо на груди у Андрея.

 Парень чувствовал, что его окутывает какая-то ласковая, теплая, нежная субстанция, похожая на облако, в котором то и дело пробегают  маленькие острые разряды электричества.
Ему остро захотелось, чтобы эти сладкие мгновения, когда он чувствует женскую ласку, продолжались как можно дольше.

 Женщина расправила складочки на его рубашке и предложила ему посмотреть на себя сбоку и сзади. Она ловко поворачивала его, а он послушно выполнял ее приказы, чувствуя себя совершенно очарованным.

 В конце концов, перемерив несколько рубашек и брюк, Андрей решил купить их все.
Продавщица ласково поглядывая на покупателя, быстро запаковала его одежду и повела Андрея к кассе.

 Тут парень на мгновение испугался: вдруг у него денег не хватит, чтобы расплатиться.
 К счастью, денег хватило. И даже еще осталось достаточно на покупку обуви.
Обувь ему продала эта же продавщица.

 - Вы знаете, нам на неделе обещали костюмы подвести. Венгерские. Если хотите, я Вам оставлю один. Только Вы обязательно приезжайте. У нас их быстро разбирают, - говорила продавщица, протягивая Андрею упаковку с его одеждой и коробку с ботинками.
 - Ладно, я приеду! Обязательно! - говорил Андрей, невольно скользя взглядом по груди милой женщины.

 - Меня Зиной зовут. Вы обязательно приезжайте! В следующую субботу! Договорились? - нежно улыбнулась женщина, вызвав у парня острый приступ желания ее обнять.
 - Да. Хорошо. Я приеду. Обязательно! - говорил Андрей, пятясь к выходу.

***

 Всю обратную дорогу он представлял Зину в своих объятиях. Ветер обдувал его горящее лицо, на улице постепенно темнело. Он ехал домой, приняв твердое решение в следующую субботу непременно явиться к Зине.