Мемуары непойманного убийцы

Владимир Жуков 3
1
В потоке света закатного солнца Владимир Еликов и Михаил Мацев вышли из гостиной кирпичного коттеджа на открытую веранду и опустились в плетёные кресла. С веранды просматривалась большая часть поля для гольфа. Над черноволосыми головами мужчин запорхала бабочка с рыжими крылышками. Бутылка с коньяком и два шарообразных бокала возвышались на столике между кресел. Откуда-то издалека доносились частые крики перепёлок.
Как радушный хозяин, Владимир Еликов наполнил бокалы коньяком.
– Ты – известный в городе человек. Тебя было легко найти, – взяв в руку бокал, сказал Михаил Мацев.
– Да, ты и я здесь родился, но ты уехал, а я здесь пригодился, – с иронией сказал Владимир Еликов, вернул бутылку на столик и вытянул руку с бокалом перед собой, как бы предлагая коньяк закатному солнцу.
– Зато я разные страны повидал, – с легкой агрессией произнес Михаил Мацев, шумно отхлебнул коньяк из бокала, почмокал губами. – Хорош. Давно такой не пил.
В школьные годы Еликов и Мацев были закадычными друзьями, но служба в армии разлучила их. С той поры прошло двадцать лет – двадцать лет без вестей друг о друге.
– Так зачем ты здесь нарисовался? Ностальгия? – Владимир Еликов пригубил коньяк в бокале.
– Деньги нужны, – сказал Михаил Мацев, отвалился на спинку кресла и влил в рот остаток коньяка из бокала.
– Основательная причина, – небрежно проронил Владимир Еликов и заметил, что на ногах гостя потрёпанные плетёнки. – Где и как думаешь срубить деньжат?
– Ты мне дашь, – поставив бокал на столик, объявил Михаил Мацев и распахнул пиджак дешёвого костюма, под которым оказалась серая рубашка с темным пятном на животе.

Двадцать два года назад Володя Еликов вместе с Мишей Мацевым пробрался через дыру в бетонном заборе на заброшенную стройку жилого дома. Пройдя между куч земли, заросших хилыми лопухами и бурьяном, подростки попали в продуваемое ветром кирпичное здание и забежали по лестнице на верхний не перекрытый этаж, над которым стрела башенного крана позванивала при порывах ветра крюками паука. В оконных проёмах одной из четырёх наружных стен виднелась река с кустами дикой облепихи на берегу.
– Ну, давай, Вован, докажи, что добросишь кирпич до воды! – потребовал Мацев, подошёл к оконному проему, посмотрел на ржавые рельсы башенного крана, а потом на реку.
Володя Еликов поднял половинку кирпича из кучи мусора.
– Нет! – запротестовал Мацев. – Мы поспорили: добросишь ты целый кирпич до реки или нет! Половинку-то и я доброшу!
Володя Еликов поменял половинку на целый кирпич, быстро подошёл к оконному проему, размахнулся и бросил кирпич к реке. Кирпич по дуге упал в кусты облепихи, и оттуда взмыла стайка мелких чёрных птиц.
– Моя взяла! – обрадовался Мацев. Теперь во дворе, при пацанах, он не будет целовать под хвост бродячую собаку. Теперь, он будет неделю получать от Вована каждый день бесплатное мороженное.
– Проиграл! – весело признал Володя Еликов и предложил: – Давай, узнаем, на сколько метров я не добросил до воды!
Подростки помчались вниз по лестнице, по бетонным ступеням которой ветер завихрял и гонял цементную пыль. Через ту же дыру в бетонном заборе они покинули заброшенную стройку, пришли на берег реки и нашли мужчину в чёрном костюме с расколотой головой в луже крови, а в шаге от неподвижного тела кирпич.
– Я не специально! Я не хотел! – заметался вокруг трупа и заверещал Володя Еликов. Он впервые видел смерть; он впервые был её причиной; он впервые осознал, как легко убить человека; он впервые почувствовал, что пересёк невидимую преграду, за которой осталась его прежняя легкомысленная жизнь.
– Теперь ничего не исправишь, – осмотревшись по сторонам, сказал тихо Мацев и ловко снял с руки мертвеца золотые часы с браслетом. – Свидетелей нет. Нас здесь не было. Погнали отсюда.
Подростки поклялись друг другу молчать о трупе и убежали в кафе. Там они съели по несколько порций мороженого и выпили по паре бутылок лимонада. За эти лакомства заплатил Володя Еликов.
На следующий день местная газета сообщила, что на берегу реки погиб от травмы головы молодой кинорежиссер Б-ский – кандидат на всемирное признание.

– Я сегодня утром приехал в город, остановился в твоей гостинице «Прилив», и много о тебе узнал, – произнес Михаил Мацев и прикрыл устало веки. – Ты – владелец ДОКа. У тебя заправки в городе и в окрестностях. У тебя кроме этого коттеджа, особняк в центре города и квартира в Москве. У тебя есть личный самолет…
– Хватит, – потребовал Владимир Еликов и поставил бокал с коньяком на столик. – Денег я тебе не дам. Я много лет сутками не спал, ворочал мозгами, делал дела, искал и находил инвесторов. Да, порой прогорал, но опять поднимался. Всё что я имею, я заработал своими руками и головой и ни с кем не намерен делиться.
– Не дашь денег; завтра я заявлю в прокуратуру, что это ты кирпичом убил кинорежиссёра Б-кого, – сказал Михаил Мацев и часто заморгал провалившимися серыми глазами.
– Этого не было, – решительно сказал Владимир Еликов. Много лет не давало ему покоя воспоминание о трупе с разбитой головой. Только дела, дела, дела отвлекали его от трагедии в кустах облепихи на берегу реки.
– Нет, было, – Михаил Мацев достал из внутреннего кармана пиджака и положил на столик ламинированную газетную вырезку.
Владимир Еликов щёлкнул пальцами руки. Из полумрака гостиной на веранду вышла изумительной красоты миниатюрная блондинка в короткой юбке и прозрачной блузке.
Михаил Мацева вспомнил свою жену, которая ждала его в одноместном номере гостиницы. Его жена – мастер спорта по художественной гимнастике – уже несколько лет не выступала на соревнованиях и заметно располнела талией.
Скромно улыбаясь, блондинка наполнила коньяком бокал гостя и, оставив на память о себе нежный аромат пачули и ванили, бесшумно исчезла в полумраке гостиной.
Владимир Еликов взял со стола ламинированную газетную заметку и нарочито важно прочитал:
– Вчера в нашем городе, на берегу реки, погиб от руки неизвестного убийцы кинорежиссер Б-ский. Все жители нашего городка скорбят и высказывают соболезнования родным и близким кинорежиссера, которого ждала мировая слава. Память о нём будет жить вечно в наших сердцах.
Владимир Еликов вспомнил труп под кустом облепихи, помрачнел и почувствовал, что воздух потяжелел и невидимым одеялом накрыл ему широкие плечи и лобастую голову.
А вот Михаил Мацев повеселел и залюбовался разнообразием оттенков красного цвета на западе небосвода.

2
Рыжая бабочка опустилась на золотистую пробку, закрывавшую горлышко коньячной бутылки.
– Срок давности освободит меня от наказания за это глупое, случайное преступление, – спокойно сказал Владимир Еликов.
– Да, возможно, тебя не лишат свободы… Но, когда друзья, поклонники, многочисленная родня режиссёра Б-кого узнают, что ты разбил ему голову кирпичом – они поднимут шум! От тебя отвернутся твои знакомые, твои деловые партнеры. Я уверен, что жизнь твоя покатится в тартарары. Мне жаль тебя, – наигранно посочувствовал Михаил Мацев, закрыл глаз, а другим глазом посмотрел через коньяк в бокале на друга своего детства.
Рыжая бабочка вспорхнула с золотистой пробки и непредсказуемыми зигзагами улетела на поле для гольфа.
– Моя жена бросила художественную гимнастику, – покусывая нижнюю губу, поведал Михаил Мацев и выпил коньяк из бокала. – Моя жена без ума от картин одного итальянского художника. Он лет пять назад написал её ростовой портрет с булавами в руках. С тех пор моя жена пытается стать художником.
– Я рад, что твоя жена тянется к искусству, – проронил Владимир Еликов.
– Так дай мне денег! Я отвезу жену в Италию, на уроки к тому художнику! – нахраписто произнес Михаил Мацев и вскочил с кресла. Бокал выскользнул из его пальцев и разбился на узорчатой плитке пола.
Из освещенной торшером гостиной на веранду вышла миниатюрная блондинка подмела веником осколки бокала в совок и, оставив нежный запах пачули и ванили, унесла стеклянный бой через гостиную в мусорный контейнер на кухне.
– Как же ты, Миша, двадцать лет обходился без моих денег? – подковырнул Владимир Еликов и поднялся с кресла.
Черноволосые сорокалетние мужчины пристально посмотрели в лицо друг друга. Синие глаза Еликова были большими и добрыми; серые глаза Мацева были провалившимися и пустыми.
– Как-то обходился, – после долго паузы сказал Михаил Мацев. Он не пожелал распространяться о своей жизни с гимнасткой, которая зарабатывала деньги на турнирах, которая часто заводила любовников среди богатых женатых мужчин, а он шантажом выбивал деньги из любителей её гибкого стройного тела.
– Обойдёшься и теперь, – сказал Владимир Еликов.
– Нет, ты дашь мне деньги, дашь, дашь, иначе я завтра расскажу в прокуратуре, что это ты кирпичом убил режиссёра Б-кого! – заявил Михаил Мацев. – У меня есть его часы с именным браслетом. Они подтвердят мои слова.
– Сколько ты хочешь за молчание и за часы? – спросил Владимир Еликов и загадочно улыбнулся.
– Ты же умный, ты и прикинь, сколько надо моей жене и мне на жизнь в Италии, – ответил Михаил Мацев, прошёлся по веранде туда-сюда, чувствуя ненависть к полю для гольфа, к коттеджу и ещё к чему-то непонятному, но существующему между Еликовым и миниатюрной блондинкой. – Ну-ка, Вован, позови сюда свою маленькую сучку, – усевшись в кресло, громко повелел он. – Пусть она принесёт ещё бутылку коньяку, а потом пусть покажет стриптиз!
– Она – не сучка. Она – моя любимая женщина, – рассердился Владимир Еликов. В прошлом году он познакомился с красавицей блондинкой на морском пляже – она под шезлонгом читала «Мемуары непойманного убийцы». С тех пор он жил с блондинкой в любви и согласии.
Михаил Мацев развалился в кресле, издал издевательский смешок и покрутил указательным пальцем у виска. Чужое счастье было ему неприятно.
– Всё, нашей дружбе коней! Исчезни с моих глаз, пока я тебе морду не расквасил! – рявкнул Владимир Еликов и стукнул кулаком о ладонь. Он часто тренировался с мастером тхэквондо и не сомневался, что легко одолеет друга детства.
– Не принесёшь мне деньги до полуночи, завтра в городе все узнают, что ты убийца! – пригрозил Михаил Мацев и сбежал с веранды по каменным ступеням. Повернув за угол коттеджа, он дошагал до липовой аллеи и уехал в город за рулём автомобиля, когда-то подаренного его жене за победу на международном турнире по художественной гимнастике.
– Володя, где же твой гость? – появившись на веранде из вечернего мрака гостиной, спросила миниатюрная блондинка.

Весь рассказ опубликован в альманахе "Крылья" город. Самара 2023 год